РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Степанова Инна Николаевна. Не будешь воспитывать ты – будут учить и воспитывать другие.

Конкурс эссе «УЧИТЬ НЕЛЬЗЯ ВОСПИТЫВАТЬ»
Степанова Инна Николаевна
СОШ № 58, г. Астрахань
Не будешь воспитывать ты – будут учить и воспитывать другие.


Роль школы в жизни общества, несмотря на проблемы в системе образования, на протяжении веков остается неизменной, на учителей возлагаются важные задачи: донести ученикам определенный объем знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества, продолжателями культурных ценностей.
Я работаю учителем изобразительного искусства в школе не один год и даже уже не один десяток лет.
Ни для кого не секрет, сколько часов изучают математику, русский язык, а сколько изобразительное искусство. По программе, как правило, отводится 34 часа в году. Один урок в неделю. Сорок минут в день. Минус пять минут на подготовку, еще минус минуты на объяснение темы, задания, еще время на раздумье, на выставление оценок, уборку рабочего места…Что остается? Максимум двадцать минут на освоение графической грамоты в неделю? Но еще в XVI веке Д. Дидро сказал: «Страна, в которой учили бы рисовать, как учат писать, превзошла бы все страны в мире». Какой грамоте может научить учитель за такой период времени?
Я давно уже знаю, как выполнят то или иное задание мои ученики, я знаю, где они могут «споткнуться», что может вызвать «отторжение».
Да, возможно, и за короткий отрезок времени, отведенный на урок, показывая, объясняя, используя современнейшие технологии, можно научить выполнять набор определенных операций, но более важным для меня как учителя стоит вопрос не как учить, а как воспитать, как бросив маленькие зернышки воспитания, взрастить их. Как передать, сохранить в моих учениках те ценности, которые достались нам от предыдущих поколений. Как научить радоваться едва взошедшей зеленой траве, видеть красоту в сером дождливом дне, как научить сопереживать, уважать других, как научить быть терпимым и терпеливым?
Я стараюсь объяснить своим ученикам как умели жить в гармонии с природой, с окружающим миром наши предки, учу видеть и понимать, что красота не всегда бывает броской, не обязательно должна иметь правильные формы. Пусть будут корявыми рисунки моих учеников, но я им скажу обязательно, не кривя душой, «ты молодец», «ничего страшного, что не получилось, попробуй еще».
Не будешь воспитывать ты – будут учить и воспитывать другие. Я работаю в обычной школе, далеко от центра города. Хотя в районе имеются Дом детского творчества, детская художественная и музыкальная школы, но они достаточно удалены от школы, и не каждый родитель может позволить себе оплатить занятия в этих центрах дополнительного образования.
Но я стараюсь организовать для своих учеников поездки в художественный музей. В каждом городе обязательно найдется свой. В нашем городе есть Картинная галерея им. П.М. Догадина, Дом-музей Б.М. Кустодиева.
Мои ученики, порой, шумные, неугомонные, попадая впервые в музей, не раз вызывали нарекания со стороны его сотрудников. Но мои ученики побывают не раз в художественном музее, они не только подготовят презентации о коллекции музея, о художниках, примут участие в конференциях, но и даже станут участниками мероприятий музея.
Приобщение к духовной культуре – это главная цель моего предмета. Через восприятие произведений искусства разных народов, поколений, художников происходит приобщение к целостному образному мышлению, к сопереживанию с окружающим миром, к творческой деятельности.
Мы будем участвовать в разных конкурсах, таких как «Сохраним свой край», «Мой город лучше всех на свете!», «Азбука безопасности», «За здоровый образ жизни», «Твой выбор», «Почему надо платить за газ?», «Я сегодня рисую, завтра голосую!», и в других.
Я найду время на своих уроках не только темам программы, но и темам, которые могут быть предложены для участия в названных конкурсах. Нет, не потому что нужно «пополнять портфолио», так как «близится аттестация», а потому что, и от меня зависит, как мои ученики будут относиться и к экологии, и к своему городу, и к своей безопасности, и безопасности других, кокой будет их гражданская позиция.
Как я воспитаю сегодняшних моих учеников, таким будет и их и мое завтра.
Всего комментариев: 4
avatar
1 anizotrop • 17:02, 01.10.2011

Общие жизненные ценности, общая культура делает жителей страны народом. Важной частью общей культуры является художественная культура.
Когда человек, развиваясь вместе с природой, впервые в истории "увидел" и оценил её красоту, он стал Человеком. Многие ученики, вынужденно взяв в руки карандаш и краски на уроках рисования, впервые видят красоту простых и привычных вещей. Так они и становятся ближе к Людям. А с умным и терпеливым учителем это происходит легче и быстрее.
Кроме общекультурного значения, умение рисовать и видеть красоту рисунка важно и для инженера. Известный авиаконструктор Туполев, только взглянув на проект нового самолета, сразу оценивал летные качества будущей машины. И почти всегда оказывался прав. Он говорил, что смотрит при этом на красоту и гармоничность проектного эскиза.
avatar
2 inna_step_2010 • 10:23, 02.10.2011

Спасибо за важные и нужные слова и поддержку!
avatar
3 Свет-оч • 21:44, 03.10.2011

Уважаемая Инна Николаевна! На уроках русского языка и литературы своим детям, давая очередное задание написать миниатюру, сочинение, собственную сказку, я говорю: " Хорошую оценку за содержание работы может получить каждый из вас, главное, чтобы ваша работа тронула мое сердце и душу". Я поставила Вам оценку 5. Зацепило! Мы с Вами во многом схожи! Удачи!
avatar
4 Ishina • 13:33, 16.10.2011

Уважаемая Инна Николаевна! Как много пользы для здрАвого образа жизни может принести воспитание через изобразительное искусство! Это, и психологическая эмоциональная разгрузка через цветовосприятие, и выражение своего настроения – внутреннего раскрытия чувств, мыслей, желаний, и культурное воспитание к прекрасному. Дети, в основном, очень любят рисовать. У Вас замечательная возможность познакомить детей с настоящим искусством при посещении музеев, именно, соприкосновение с «живыми» картинами и не только, дают полное ощущение психологического комфорта.
У нас тоже была когда-то, Картинная галерея местного художника, дети с удовольствием её посещали, задавали много вопросов о живописи, графике, о моментах вдохновения, а ещё художник был поэтом. Вот оно обучение и воспитание культурного поколения.
Поддерживаю Ваши сожаления по поводу того, что этой программе уделяется так мало времени. Спасибо Вам!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены