РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Шарипова Римма Анатольевна. Воспитывать, воспитывать и воспитывать

Шарипова Римма Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
Городской детский эколого-биологический центр г.Казань


Однажды мне приснился сон. Я еду в шикарном бесшумном автомобиле по ровной дороге, которая расположена высоко над городом. Внизу спокойно гуляют люди в тенистых парках, наполненных пением птиц и благоуханьем великолепных цветов. Я любуюсь панорамой Казанского Кремля, вокруг которого разбиты многочисленные пешеходные аллеи, скверики, всюду звучит ненавязчиво музыка. Вдали виднеются ультрасовременные дома с подземными парковками, с детскими площадками и газонами для отдыха. Все заводы и фабрики, которые в прошлом являлись загрязнителями города, изменились до неузнаваемости. Все они стали экологически чистыми производствами, оснащены суперсовременным оборудованием и вместо вредных выбросов снабжают наш город дополнительно чистым воздухом и чистейшей водой.
Я в центре города. В глаза мне светят веселые солнечные зайчики. Это лучи солнца отражаются от блестящей глади воды. Это – любимая Волга! Я набрала кристально чистой воды в ладонь и ощутила ее свежесть и прохладу. Как приятно искупнуться в твоих водах, понежиться на чистом песочке!
…И проснулась. А теперь серьезно.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить себя и отношение к ней. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, уделяя большее внимание экологическому просвещению населения и экологическому образованию детей.
Действительно, человек не рождается с готовыми знаниями о природе, с правильным отношением к ней. Возникает необходимость непрерывного экологического образования, начиная с самого раннего возраста, когда ребенок все впитывает как губка. И в то же время необходимо научить пользоваться экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу планеты Земля.
Я уже много лет работаю в системе дополнительного экологического образования. Приступая к работе по экологическому воспитанию учащихся, я поставила перед собой цель: изменить отношение детей к нашей страдалице – Природе. Взрослых трудно перевоспитать, а вот детей можно воспитать экологически грамотными, надо только раскрыть их души, вложить туда доброту и любовь, научить их думать и сопереживать природе. Только так мы сможем что – то изменить в будущем. Для того чтобы к детям пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо их научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель, жужжит пчела или заливается соловей. Нужно донести до сознания детей, что мир хрупок и неповторим в своем многообразии и красоте. Мы – часть природы и целиком зависим от нее. Все, что нас окружает, имеет право на жизнь: паучок на ажурной паутине, гусеница на зеленом листе, журавль в синем небе, щука в глубокой реке, старый дуб, переживший столетия.
Я хочу и могу учить детей понимать и уважать законы природы. Но нас педагогов – экологов не так уж и много. Невозможно донести нам до всех того, чего хотелось бы. Но все же, очень надеюсь, что хоть наше малое зерно в помощь природе обязательно даст благодатные всходы и мой сон в недалеком будущем станет явью.
Всего комментариев: 3
avatar
1 anizotrop • 14:17, 01.10.2011

Видимо, не скоро люди поймут, что экология - главный предмет воспитания. А может быть и скоро, когда станет трудно дышать, когда стакан чистой воды будет стоить баснословно дорого. Страна у нас большая -- это и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что ресурсов в достатке, плохо то, что не нужно заботиться о том, куда складывать мусор и отходы, которых становится все больше и больше. Попал однажды на городскую свалку. На тех, кто впервые её видит (и нюхает), она производит гнетущее впечатление. Гигантские горы отходов, которые тысячи лет будут выделять тысячи тонн отравы для будущих поколений...
avatar
2 Ishina • 13:20, 16.10.2011

Уважаемая Римма Анатольевна! Из розовых грёз, да в серые будни. Для того чтобы детям привить любовь к Матушке – Природе, мало просто давать знания ЧТО мы теряем, безалаберно круша окружающий мир. Думаю, только при действенном методе через проведение экологических акций, можно воспитать в детях культурное отношение к природным ресурсам.
У нас, зачастую проходят всевозможные конкурсы рисунков, исследовательские работы, сборы подписей и другая «бумажная деятельность» на экологическую тему. И каждый раз, я задумываюсь, а какая польза от этой деятельности природе? Здесь, скорее всего, обратный процесс – сколько деревьев уйдёт на производство бумаги, сколько её будет где-то пылиться или ещё лучше, её утилизируют путём сжигания, что тоже нанесение вреда атмосфере и нашему организму. Реальной работы по очищению нашей планеты от «мусора» проводится, ох, как мало, а ведь именно это воспитывает в детях бережное отношение к окружающей среде.
К сожалению, в Вашем эссе, нет ни одного примера воспитательного процесса в действии. Спасибо Вам за работу!
avatar
3 • 21:42, 16.10.2011

спасибо Вам за комментарий. Я, конечно же,согласна с вами по поводу действенных методов в экологическом образовании. Я в эссе затрагиваю необходимость экологического образования в нашей стране, о котором похоже постепенно забывают, скоро некому будет этим заниматься.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены