РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Прусаков Илья Владимирович. Попробуй таких неучей, повоспитывай!
Прусаков Илья Владимирович
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №47 с.Озерное Красноярского края Попробуй таких неучей, повоспитывай! Часто слышу фразу в учительской: «Попробуй таких неучей, повоспитывай!» Не знаю как кто, а я считаю, что не бывает проблемных детей. Бывают трудные по разным причинам ребята (из-за семейных обстоятельств, среды обитания, черт характера и т.д.) Воспитанник А.С. Макаренко С. А. Калабалин (в «Педагогической поэме» - Карабанов) так говорит о трудных детях: «Значит, ты (учитель – примеч. автора эссе) трудный, у тебя еще недостаточен уровень педагогического мастерства, раз не знаешь, что с ним делать». А не прав ли С.А.Калабалин? А может, действительно, нам не хватает форм, методов, способов общения и работы с такими детьми? Над этими вопросами я задумался не впервые. Вот представилась возможность высказаться, предложить свой вариант работы с «особыми» детьми. Двое мальчиков из моего класса (условно буду называть их А. и Е.) не хотели ни учиться, ни слушаться. Оба выросли в семьях, в которых господствует безнадзорность. С чего мне, молодому специалисту, нужно было начинать? Конечно, с дисциплины. Я пришёл к выводу о том, что А. и Е., по сути, неуспешны в плане учёбы и общения со сверстниками в школе; были отвергнуты детским коллективом ещё в начальной школе. Их эпатажное поведение – это вызов на реакцию, провоцирование окру-жающих, привлечение внимания к себе. Выход был один – занять их полезным делом. И такие полезные дела в нашем случае нашлись! Приведу только несколько примеров из практики. Начнём с недели, в которую дежурит по школе наш класс. У моих особых детей, к моему удивлению, проявился большой интерес к дежурству по школе, в том числе, в любимом детьми месте - в столовой. Дежурят у нас учащиеся только на добровольной основе. Добровольность – основа основ. В конце дежурной недели на линейке А. и Е. подводят итоги дежурства с использованием компьютерной презентации. Информатику эти дети любят, по-этому составить для них презентацию не составляет особого труда. Но теперь их труд стал видимым, заметным для всей школы. В обычные дни (когда не дежурим) мы с классом и педагогами также придумали для них Дело. Вариант №1. В огромном фойе школы собираются дети и играют по очереди в пинг-понг. Мои А. и Е. сегодня учат азам этой игры учеников начальной школы. Мои ребята – наставники. Оказывается, они могут чему-то научить! Конечно, за одну перемену не сыграешь даже партию в эту настольную игру. Это и привело к тому, что во внеурочное время стали проводиться в на-шем образовательном учреждении турниры по настольному теннису. Е. и А. принимают в них активное участие. Зимой этого года, во время районной Спартакиады среди учащихся Ени-сейского района, Е. занял 1 место среди юношей нашей территории Краснояр-ского края. А вот вариант №2. Рыбак и рыбка… Именно эта старинная русская игра! Моим А. и Е. нравится быть рыба-ками: они крутят скакалку по кругу в разные стороны, а все желающие малыши, и что самое интересное, даже старшеклассники(!), прыгают над ней. Кого задел рыбак – тот выбывает. Обычно один является рыбаком, а другой следит – кому выбывать. Особые дети чувствуют себя уверенно, ведь они – ведущие. Для интереса можно сделать «банк» конфет. Один из ведущих принимает в «сейф» по две конфеты от каждого игрока. При выбывании игрок забирает обратно только одну. Выигрыш достаётся победителю. Соглашусь с А.С.Макаренко (работа «О моём опыте») в том, что всё-таки «...нельзя говорить о дисциплине как средстве воспитания». Я тоже пришёл к выводу о том, что дисциплина - результат воспитания. Наша школа – сельская. На мой взгляд, сельские люди во многом отличаются от городских. Отличаются привычками, поведением, отношением к окружающим. Речь идёт о менталитете жителя сельского и городского, об их складе жизни. Немного осталось в нашем селе ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны. Мои Е. и А. стали бригадирами одного из отрядов школьников по оказанию помощи ветеранам. Естественно, ребята делают всё вместе с классным коллективом: чистят снег зимой, носят дрова, вскапывают огороды. Всё делают на доброволь-ных началах. В прошлом учебном году школьной командой единомышленников в рамках районной акции, посвящённой годовщине Великой Отечественной войны, был создан видеоролик «Мы все в ответе за Россию». В нём и есть видео- и фотоматериал, демонстрирующий Е. и А. за работой во дворе одного из ветеранов. Ученик А. в итоге нашёл себя в школьном проекте «Школьное телевидение» в качестве фотокорреспондента. Показательно, что оба мои особые дети были сняты с учёта в ОДН. Но что пришлось пережить мне с ними (или им со мной!) за пять лет! И ведь сдали они САМИ экзамены в 9 классе на «3», и поступили в одно училище. Недавно идут по другой стороне улицы, машут рукой, кри-чат:»Здравствуйте!» А мне приятно так стало… Получается, что можно и таких неучей воспитывать!
Всего комментариев: 10
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены