РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Казанина Марина Владимировна. Нельзя воспитывать не обучая

Казанина Марина Владимировна
МБОУ СОШ №3 г. Павлово Нижегородской области
учитель информатики
Нельзя воспитывать не обучая



Путь к Ученику….

"Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее."
А. Франс
"И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же
знание действует воспитательно." Л. Н. Толстой
Долгая это дорога – путь к Ученику…
Никогда не бывает ровной, никогда не бывает гладкой. Вся в ухабах, рытвинах, гориста и извилиста. И с каждым Учеником путь этот индивидуален и неповторим. И каждый раз, вглядываясь в своих учеников, я думаю: что я смогу дать? чему смогу обучить? какими воспитаю?…
Задача родителей и учителей состоит в педагогической профилактике. Это значит распознать зависть, лень, неуемную тягу к развлечениям тогда, когда эти черты только намечаются, только проявляются в подростках. И не только заметить, но и прекратить их развитие, но и выработать стойкую невосприимчивость к этому. У каждого мальчика, у каждой девочки должна быть жизненная цель и богатые духовные потребности. Как это воспитывать в детях? Как воспитывать обучая, а обучая, воспитывать?
Мне помогают в этом учебные проекты. Последние 5 лет я активно их использую на уроках информатики. Сегодня это уже несколько учебных, одновременно социальных проектов*: «Наш взгляд на права ребенка» «Осторожно! Вредные привычки» «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке» «Путешествуя по родному городу» «Великая Победа» «Интернет – добро или зло?» Каждый из них - это история погружения в мир информации, в мир знаний, обучение новому, умение отстаивать свое мнение, анализировать деятельность свою и сверстников; это история воспитания личной ответственности, терпимости к другим точкам зрения, способности работать в команде.
Оказалось, детям нравится: увлекательно и познавательно. Изучая различные информационные технологии, подростки формируют свое мировоззрение, социальную, гражданскую позицию, развивают любознательность и собственные творческие возможности, воспитывают трудолюбие, критическое отношение к себе, социальную ответственность и адаптивность. В общем, работая над проектом, реализуя его, подростки формируют и развивают в себе и сверстниках умения и навыки, необходимые человеку 21 века. Получается, что обучаясь новым современным IT-технологиям школьник воспитывает себя и одноклассников, а учитель, незаметно для них воспитывает их.
«Черновик человека» - так образно охарактеризовал К. Чуковский сложный духовный мир ребенка. «Черновик» превращается в прекрасную поэму, когда ребенок захвачен, увлечен творческим трудом, познаньем нового; когда маленький человек не только о чем-то узнает, но и что-то доказывает, исследует, создает. И это есть обучение… И это есть воспитание… И, наконец, это становление гармонической личности и рождение гражданина. Таким я вижу профессиональное назначение учителя.
Человек рождается дважды. Первый раз рождается живое существо, второй раз –активная, мыслящая личность, гражданин, который видит не только окружающий мир, но и самого себя. Добиться этого перерождения в ученике сложно, но я знаю точно, что только единство воспитания и обучения могут дать требуемый результат.
Долгая дорога к Ученику длиною в 25 лет… Путь к Ученику нелегкий, требующий немалых затрат, но окупаемый. Этот путь из двух, то пересекающихся, то параллельно идущих дорог: воспитание (великое дело: им решается участь человека!) и обучение (сделать ребенка способным развиваться дальше без помощи учителя) И для меня нет вопроса: обучать или воспитывать. Эти понятия неотделимы: обучать – значит воспитывать! В этом я вижу свое предназначение как педагога и как воспитателя.
Всего комментариев: 1
avatar
1 eprigarina • 18:21, 09.10.2011

Завидую таким увлечённым людям как Марина Владимировна. Завидую её сегодняшним ученикам.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены