РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Иксанова Нина Владимировна. Учи, но не забывай и воспитывать

Иксанова Нина Владимировна
учитель английского языка
МАОУ "Панковская СОШ" Новгородской области
Учи, но не забывай и воспитывать


Итак, кофе сварен по всем правилам – в медной турке, мелко помолотый, залитый ледяной водой, с тремя снятиями пенки, со щепоткой корицы, одной ложкой сахара. Книга, выбранная наугад, уютно расположилась на коленях. Раскрываю ее где-то посередине: «Но я-то не каждый, Ватсон, поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что ее не достанешь. Я же делаю всё по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно…Мне в моём деле это не пригодится!» «Как верно!»-думаю я, задумчиво глядя в окно.
Во дворе дома находится школа, обычное типовое здание, очень знакомое. 1 сентября – единственный день, когда в школе было сносно… А потом – около трехсот дней в году, несчетное количество часов, проведенных там. Я пришла в школу, умея читать и писать, окончила школу, умея думать. Учиться начала уже после школы, когда пришло понимание, каких именно знаний не хватает в жизни. Что же стало реальной базой, позволило достичь того, что я имею сейчас, через много-премного лет после окончания учебы?
Мы сдружились еще в начальной школе – странная компания с одного двора, из разных по статусу семей, но с общими целями – выиграть в этой жизни. Мишка стал хирургом, я – учителем, Алка – актрисой, Вовка – архитектором. Всё получилось. А тогда мы вечерами собирались и обсуждали день, уроки, учителей, успехи, неудачи. Учителя были пятьдесят на пятьдесят – кто-то больше учил, кто-то воспитывал.
Чаще всех мы вспоминаем историчку, нащу классную. Уроки у нее были интересные, не по учебнику, она учила нас писать конспекты и делать схемы – вот что действительно потом пригодилось в универе. Никогда не решала проблемы класса на уроках, только после. И воспитывала как-то незаметно, ненавязчиво. Одинаково относилась к двоечникам и отличникам, была с нами честной и сама вранья не терпела, перед завучем и директором не гнулась, открытые уроки до одури не репетировала, ругала нас, но и защищала – по справедливости.
В старших классах мне вдруг понравилась физика – истории про ядерную зиму, кварки, микромир и макромир. Я вдруг осознала, как работает мир, как всё взаимодействует, и очень захотелось в этом разобраться. Оказалось, что всё работает по каким-то законам, есть определенный порядок и смысл. Учитель был профи – терпеливо и понятно отвечал на все наши вопросы, глупые и не очень. Всех называл на Вы и был очень строгим. Однажды у него на обложке ежедневника мы прочитали: «Свобода, конечно, прекрасная цѣль, но въ большинствѣ случаевъ негодное средство воспитанiя. А. Д. Алферов».
А Мишке нравилась химия. Учительница по химии всеми силами старалась разнообразить нашу школьную жизнь – назойливо лезла в душу, пыталась воспитывать, устраивать наш досуг, говорила с нами про самое разное, личное, про любовь, даже про секс. Это было интересно и здорово, но учительница писала с ошибками, что сводило на нет всё наше уважение. Химию из нас не знает как следует никто.
В любом случае, десять лет общения с человеком не проходят бесследно, тем более – с учителем. Кто из них направил наш путь, оставил частицу себя в детской душе? Дорога в школу начинается словами: «Вы пришли сюда за знаниями», а заканчивается: «Вы вступаете во взрослую жизнь». Мы ценили прежде всего знание предмета, хотели знать много и обо всем, потому что хотели стать профессионалами. И очень было удачно, если учитель еще и был личностью. К таким людям мы тянулись, хотели быть на них похожими. Нам повезло не ошибиться – не спутать любовь к предмету и любовь к учителю (физик бы из меня вышел неважный, а вот знание законов помогает). Если уж совсем честно, то немногое из школьной программы пригодилось в жизни, ведь чтобы применять предмет, сделать профессией, нужно знать его досконально. А как же ты его будешь знать, если изучаешь два-три часа в неделю? Скорее пригодилось умение учиться. А вот что не стали подлецами и негодяями – это да, очень помогает. Как говорят сейчас, «это работает». С этим багажом и идем сейчас по «взрослой жизни».
Хотя в реальности сталкиваемся с разными людьми, по-другому обученными и воспитанными. Всё чаще чувствуется, что что-то нужно менять в этой громадине – системе образования. Мне нравится, как меня учили – не ломая личность, позволяя выбирать. Интересно, а что там происходит сейчас, в этой школе в моем дворе?
«- И будущее, по-вашему, не так мрачно, как мне кажется? - Надеюсь, Ватсон. Двадцатый век только начинается».
Всего комментариев: 2
avatar
1 anizotrop • 13:59, 01.10.2011

Взгляд в прошлое труден. Труден тем, что многое в памяти уже стерто и подзабыто. Обращаясь к своему школьному прошлому, мы не всегда можем уверенно сказать, кто из школьных учителей и как именно повлиял нас. И сам учитель тоже не может утверждать, что помог кому-то сделать правильный жизненный выбор. Школа и семья дают посыл и помогают сделать выбор направления жизни. А дальше каждый тащит сам в свой "чердак" нужное и ненужное. Хорошо бы еще уметь отличать одно от другого. Точно сказано: "немногое из школьной программы пригодилось в жизни, ... Скорее пригодилось умение учиться."
avatar
2 Ishina • 19:19, 15.10.2011

Уважаемая Нина Владимировна! Восхищает необычное Ваше эссе! Интересный рассказ из воспоминаний своей школьной жизни, примеров для подражания, а так же ориентира для Вашего будущего жизненного пути, к которому причастны Ваши Учителя. Также, в тексте использованы не обычные цитаты великих Педагогов и Философов, а тонкого знатока метода дедукции, писателя Конана Дойля, который даёт нам понять, чем лучше всего заполнять «чердаки» будущего поколения.
Не могу согласиться с Вами в том что, на не любовь к химии повлияла грамматическая безграмотность учителя. Скорее всего, здесь сработало неумение преподать свои знания ученикам. Такое, в нашей практике бывает. Но ведь, учительница запомнилась своей Человечностью.
И ещё. Вы привели примеры из опыта воспитания и образования своих учителей, а вот, что Вам помогает применить из прошлых заслуг ваших педагогов, примера нет. Спасибо Вам!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены