РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Иксанова Нина Владимировна. Учи, но не забывай и воспитывать
Иксанова Нина Владимировна
учитель английского языка МАОУ "Панковская СОШ" Новгородской области Учи, но не забывай и воспитывать Итак, кофе сварен по всем правилам – в медной турке, мелко помолотый, залитый ледяной водой, с тремя снятиями пенки, со щепоткой корицы, одной ложкой сахара. Книга, выбранная наугад, уютно расположилась на коленях. Раскрываю ее где-то посередине: «Но я-то не каждый, Ватсон, поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что ее не достанешь. Я же делаю всё по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно…Мне в моём деле это не пригодится!» «Как верно!»-думаю я, задумчиво глядя в окно. Во дворе дома находится школа, обычное типовое здание, очень знакомое. 1 сентября – единственный день, когда в школе было сносно… А потом – около трехсот дней в году, несчетное количество часов, проведенных там. Я пришла в школу, умея читать и писать, окончила школу, умея думать. Учиться начала уже после школы, когда пришло понимание, каких именно знаний не хватает в жизни. Что же стало реальной базой, позволило достичь того, что я имею сейчас, через много-премного лет после окончания учебы? Мы сдружились еще в начальной школе – странная компания с одного двора, из разных по статусу семей, но с общими целями – выиграть в этой жизни. Мишка стал хирургом, я – учителем, Алка – актрисой, Вовка – архитектором. Всё получилось. А тогда мы вечерами собирались и обсуждали день, уроки, учителей, успехи, неудачи. Учителя были пятьдесят на пятьдесят – кто-то больше учил, кто-то воспитывал. Чаще всех мы вспоминаем историчку, нащу классную. Уроки у нее были интересные, не по учебнику, она учила нас писать конспекты и делать схемы – вот что действительно потом пригодилось в универе. Никогда не решала проблемы класса на уроках, только после. И воспитывала как-то незаметно, ненавязчиво. Одинаково относилась к двоечникам и отличникам, была с нами честной и сама вранья не терпела, перед завучем и директором не гнулась, открытые уроки до одури не репетировала, ругала нас, но и защищала – по справедливости. В старших классах мне вдруг понравилась физика – истории про ядерную зиму, кварки, микромир и макромир. Я вдруг осознала, как работает мир, как всё взаимодействует, и очень захотелось в этом разобраться. Оказалось, что всё работает по каким-то законам, есть определенный порядок и смысл. Учитель был профи – терпеливо и понятно отвечал на все наши вопросы, глупые и не очень. Всех называл на Вы и был очень строгим. Однажды у него на обложке ежедневника мы прочитали: «Свобода, конечно, прекрасная цѣль, но въ большинствѣ случаевъ негодное средство воспитанiя. А. Д. Алферов». А Мишке нравилась химия. Учительница по химии всеми силами старалась разнообразить нашу школьную жизнь – назойливо лезла в душу, пыталась воспитывать, устраивать наш досуг, говорила с нами про самое разное, личное, про любовь, даже про секс. Это было интересно и здорово, но учительница писала с ошибками, что сводило на нет всё наше уважение. Химию из нас не знает как следует никто. В любом случае, десять лет общения с человеком не проходят бесследно, тем более – с учителем. Кто из них направил наш путь, оставил частицу себя в детской душе? Дорога в школу начинается словами: «Вы пришли сюда за знаниями», а заканчивается: «Вы вступаете во взрослую жизнь». Мы ценили прежде всего знание предмета, хотели знать много и обо всем, потому что хотели стать профессионалами. И очень было удачно, если учитель еще и был личностью. К таким людям мы тянулись, хотели быть на них похожими. Нам повезло не ошибиться – не спутать любовь к предмету и любовь к учителю (физик бы из меня вышел неважный, а вот знание законов помогает). Если уж совсем честно, то немногое из школьной программы пригодилось в жизни, ведь чтобы применять предмет, сделать профессией, нужно знать его досконально. А как же ты его будешь знать, если изучаешь два-три часа в неделю? Скорее пригодилось умение учиться. А вот что не стали подлецами и негодяями – это да, очень помогает. Как говорят сейчас, «это работает». С этим багажом и идем сейчас по «взрослой жизни». Хотя в реальности сталкиваемся с разными людьми, по-другому обученными и воспитанными. Всё чаще чувствуется, что что-то нужно менять в этой громадине – системе образования. Мне нравится, как меня учили – не ломая личность, позволяя выбирать. Интересно, а что там происходит сейчас, в этой школе в моем дворе? «- И будущее, по-вашему, не так мрачно, как мне кажется? - Надеюсь, Ватсон. Двадцатый век только начинается». Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены