РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Веселова Елена Николаевна. Работаешь в школе, значит, воспитывай.

Веселова Елена Николаевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Устанская средняя общеобразовательная школа
Учитель начальных классов
Работаешь в школе, значит, воспитывай.


Я – учитель. Я – мама!
Первоначальное воспитание важнее всего,
и это первоначальное воспитание,
бесспорно, принадлежит женщинам.
Ж. Ж. Руссо
Я – учитель начальных классов и вот уже несколько лет преподаю младшим школьникам азы науки. Нелегко научить ребят писать, считать, решать задачи, правильно думать, высказывать своё мнение, делать выводы и отстаивать свою точку зрения. Всему этому я просто обязана научить своих учеников, иначе дальнейший путь в мир знаний будет для них невозможен.
Как же много ответственности лежит на моих плечах! Но ведь это ещё не всё! Я должна следить за здоровьем учеников, работать с родителями по различным вопросам, и обязательно решать воспитательные задачи, поставленные перед школой. Всё это должностные обязанности классного руководителя. Уверена и никогда не поменяю своего мнения о том, что классный руководитель в начальной школе – это сначала мама, а потом только учитель.
Представьте, малыш пришёл в класс, в новый коллектив. Дома ему было тепло и уютно. Мама и папа оберегали его от всех опасностей, кормили, одевали его, помогали разобраться в том, что хорошо, а что плохо, защищали от неприятностей. Войдя в здание школы впервые, ребёнок – первоклассник ищет такой же защиты, тепла и заботы. И это закономерность. Ведь не каждый малыш может сразу постоять за себя, найти друзей, выбрать парту и задать вопрос, который его очень волнует. Педагог должен всё предвидеть, направить мысли и поступки младших школьников правильно и вовремя.
Пожалеть скромного, защитить слабого, похвалить способного, накормить голодного, приструнить задиру и доказать, что ябедничать не хорошо. Сколько воспитательных моментов ежедневно решает учитель начальных классов! Просто не счесть! А если в классе ещё учатся дети из семей группы риска, где конфликт отцов и детей назревает очень рано и проходит нисколько не легче, чем у подростков! В этом случае важно не расширить раскол между родителями и учеником, а, наоборот, постараться оградить детей от мысли убежать из дома или досадить матери и отцу. Надо подобрать такие слова и доказательства в пользу семьи, чтобы ребёнок поверил, что его любят, в нём нуждаются и боятся его потерять.
Как же справиться с такой нагрузкой?
Ни для кого не секрет, что педагоги начальных классов в основном Женщины. Я не случайно написала это слово с большой буквы, потому, что так оно и есть. А Женщины – это МАМЫ! «Я – учитель, я - мама», - говорю я себе, прежде чем отправиться на работу. И это мне помогает вытерпеть все испытания, которые преподносит каждый новый учебный день.
Хочу отметить, что «домашняя мама» должна отличается от «классной мамы». Быть только мягкой, заботливой и компромиссной «классной мамой» – это значит «завалить» весь образовательный процесс. Детям в начальной школе необходимо привить ответственность, самостоятельность и дисциплину. Без строгости и требовательности данные качества воспитать нельзя! Проанализировав некоторые ситуации, я сделала для себя вывод, что прямые «домашняя мама» и «классная мама» – это параллельные линии одного понятия. Очень часто педагоги начальных классов отказываются обучать своих детей и доверяют это сложное дело своим коллегам. Почему? Я думаю, ответ простой. К своему ребёнку отношение всегда чуть-чуть другое. Оно может проявляться либо в большей опеке и снисходительности, либо в большей строгости, что очень сильно сказывается на успеваемости учащегося. А еще дети учителей среди одноклассников на особом счету. Их либо слишком любят, либо совсем не любят.
Зная такие проблемы, я не взяла в свой класс ни одну из своих дочерей. Кроме того, они даже не пошли в школу, где я работаю. Я считаю такой подход правильным, потому что, возвращаясь домой, они видят и воспринимают меня, как просто маму: заботливую и нежную, строгую и справедливую. По крайней мере, я стараюсь быть такой. Хотя это получается с трудом. Работа накладывает свой отпечаток на климат в семье. Очень сложно переключаться с роли педагога на роль мамы. Но я должна справляться и с этой задачей.
… И снова утро, я иду в класс, говорю: «Здравствуйте, дети!» и вижу 13 пар глаз. Все они думают о своём, и я это чувствую: Юра не выучил урок, Катя забыла тетрадь с домашним заданием, Данил не может дождаться, когда мы пойдем в столовую, потому что не позавтракал, у Тони нет карандаша и ручки, а у Никиты в запасе несколько вопросов на засыпку. Дети смотрят на меня и ждут ответов, понимания и поддержки. А я думаю: «Как же мне сделать из вас настоящих учеников? Смелых и находчивых, умных и любознательных, ответственных и уверенных в себе?». Это не просто, но выполнимо, если принять для себя то, что это МОИ ДЕТИ, и я для них – учитель, я - мама!
Всего комментариев: 6
avatar
1
1 anizotrop • 13:57, 01.10.2011

Во-первых, в эссе поднята проблема воспитания собственных детей - школьников. Она действительно существует и бывает для многих очень острой и болезненной.
Во-вторых, для полноты картины, образно представленной в эссе, можно добавить кое-что еще. Во Франции, например, больше половины учителей начальной школы – мужчины! Возможно, что они тоже, идя на работу и решая "детские" проблемы, прежде всего говорят себе: я – Папа.
avatar
1
2 • 20:43, 03.10.2011

Спасибо! Хотелось бы, чтобы и у нас в России было побольше таких Пап!!!
avatar
1
3 Ishina • 19:05, 15.10.2011

Уважаемая Елена Николаевна! По тому, как Вы, навскидку определяете все недочёты, но почему-то только недочёты: «Юра не выучил урок, Катя забыла тетрадь с домашним заданием, Данил не может дождаться, когда мы пойдем в столовую, потому что не позавтракал, у Тони нет карандаша и ручки…», Вы любящая своих детишек, «классная мама». Вы изучаете характер своих малышей, до таких тонкостей, что можете наперёд быть готовой к любым «сюрпризам» своих учеников. Но этот пример, также, говорит о том, что Вы строгая и справедливая, потому что все эти перечисления, дают понять, на что Вы больше всего обращаете внимание. Мне, очень понравилось Ваше ДОВЕРИЕ к своим коллегам в других образовательных учреждениях, ведь, Вы доверяете им своих девочек – дочек, а в душе и мыслях всегда хочется, чтобы они были где-то рядом, в «поле зрения»! В целом эссе понравилось! Спасибо Вам!
avatar
1
4 • 15:49, 16.10.2011

Уважаемая Елена Николаевна! Мне очень понравилось ваше ЭССЕ. Я бы очень хотела отдать в ваш класс своего ребенка. Тогда я бы была спокойна за него. Потому, что мама всегда приглядит, поможет, справедливо пожурит и оценит свое дитя.
avatar
1
5 Натусяк • 16:10, 16.10.2011

Эссе понравилось. Потому, что мы разговариваем на одном Маминском языке. А еще темы, затронутые в Вашей работе, не дают мне покоя именно в этот момент. Дочь-первоклассницу взяла в свою школу. Я УЖЕ об этом жалею! И еще: в классе я слишком Мама, чересчур, хотя полностью с Вами согласна, "что прямые «домашняя мама» и «классная мама» – это параллельные линии одного понятия."
avatar
1
6 • 18:22, 19.10.2011

Уважаемые коллеги, благодарю за понимание. Ваши комментарии для меня очень ценны. Я знаю, что все педагоги начальных классов в теме, у каждого своё видение на проблему воспитания и обучения младших школьников. Вероятно каждый имеет в запасе секреты воздействия на своих учеников для достижения лучшего результата в работе, для повышения учебной мотивации, для сплочения коллектива. Поделитесь пожалуйста опытом. Заранее благодарю.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены