РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Куничник Марина Владимировна. Учить нельзя воспитывать

Куничник Марина Владимировна.
МОУ СОШ п.Горноправдинск, ХМАО-Югра
Учитель русского языка и литературы.
Учить нельзя воспитывать.

Формула «Казнить нельзя помиловать» оказалась очень продуктивна. Можно ли наполнить эту формулу другим содержанием: «Учить нельзя воспитывать», взять ее, решая проблемы образования, школы? Не стоит. Мы родом из детства. Первые уроки доброты, сострадания; первые прививки уколами злобы; первый опыт общения с окружающим миром – все это про исходит в детстве. Какими мы будем? Такими, какими нас воспитали.
Кто-то скажет: это дело родителей. Но родители не могут оградить дитё от мира, что вторгается в жизнь и вносит свои коррективы в воспитание.
Школа призвана сделать из него образованного и зрелого человека. Но разве понятие «зрелый» предполагает ходячий кладезь научных знаний? А душа? Согласно песне о школе А. Дольского: «образованье души – самое высшее образованье». Если из бывшего школьника не получился профессор, - это еще ни о чем не говорит. Он может стать хорошим и порядочным человеком.
«Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище» («Недоросль» Д. Фонвизина). Благонравие – плод воспитания человека. Из несмыслёныша вырастет личность. Какой она будет?
Когда-то давно я работала в трудном классе, где внешне хлипкий, но самоуверенный ученик обижал ребят. Удивляло, как боялся его один крепкий мальчик. Я защищала от Алешки ребятишек, как могла. Через два года вздохнула с облегчением: он уехал совсем. Недавно в Интернете я нашла письмо мне от уже взрослого Алексея: тон самоуверенный, как и раньше, только написано почти без ошибок. Он стал поэтом, издается, по профессии рабочий. Поразила серьезная духовная жизнь в человеке, которому, казалось, это в детстве не грозило. И стихи у него добрые. Из двоечника и хулигана вышел неплохой человек. Сопротивляясь школьному воспитанию, ребенок все же находился под его влиянием.
Контакт учителя и ученика - всегда воспитательный процесс. Обучая учеников, вольно или невольно учитель и воспитывает. Благодатны, конечно, гуманитарные предметы. Но и точные науки не прерывают процесса. Вместо поучений лучше вести себя так, чтобы быть образцом. И учителям свойственны ошибки, дурные поступки, сгоряча сказанные слова - все то, что положительным примером для ребенка не назовешь. И в этом случае воспитание не прерывается. В любой ситуации надо делать вывод и ученикам, и учителю.
Детей обмануть невозможно. Если ты в классе изображаешь умного, доброго учителя - раскусят в кратчайший срок. Нет доброты, знаний - дети увидят. Надо быть искренним, быть самим собой. Уметь сдерживать гнев: ведь нам тоже не захочется быть целью чужого раздражения. Вряд ли чья-то глупость, некомпетентность порадует нас. Почему же к нашей некомпетентности кто-то обязан быть снисходителен?
Воспитание самого себя для учителя должно стать приоритетом. Можно ли спросить с другого то, чего сам не делаешь? Поэтому с требовательности учителя к себе начинается требовательность к ученикам. Для себя я взяла за правило сознаваться детям в том, чего пока не умею, что пока не знаю. Они к этому относятся с пониманием. Хотя в лицах учеников бывает море эмоций: от растерянности и разочарования (как это, учитель и не умеет!) до легкого восторга (смотри, не побоялась признаться!).
А еще перед детьми надо уметь извиняться за свои ошибки, это добавит уважения учителю, а ни в коем случае не понизит его статус в глазах ребят.
«Учить нельзя воспитывать». Эту фразу я бы однозначно переделала: «И учить, и воспитывать». Иначе никогда не было и не будет не только в школе, в процессе обучения, но и во внешкольной, иной жизни человека.
Всего комментариев: 5
avatar
1 anizotrop • 13:49, 01.10.2011

Эссе, выражающие суть учительской профессии, лучше сказать, учительской жизни.
avatar
2 Ishina • 23:30, 14.10.2011

Уважаемая Марина Владимировна! Цитатой Г.Ф. Гегеля «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей», можно охарактеризовать Ваш случай с будущим поэтом и просто хорошим человеком. И ещё. У Вадима Сергеевича Шефнера есть такие строки: «Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести». Вот Ваш бывший ученик и обладал высоким разумом и словом. Эссе понравилось! Спасибо Вам!
avatar
3 couch • 06:33, 16.10.2011

очень актуально! happy tongue
avatar
4 ralisa • 05:47, 18.10.2011

ействительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя. - Ш.Амонашвили
avatar
5 • 20:13, 18.11.2011

Уважаемая Марина Владимировна! Прекрасные мысли. Вспоминаю наше общение в Питере. Пишите на topa3@rambler.ru, пообщаемся.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены