РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Рыжова Татьяна Александровна. Работаешь в школе, значит, воспитывай
Рыжова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов ГОУ ЦО №1447 имени Н.А.Островского Работаешь в школе, значит, воспитывай Первый глоток воздуха. Свет ламп нестерпимо режет глаза. Первый крик сотрясает холодную бледность идеально выбеленных стен – своеобразное приветствие миру: "Я родился”… Дрожащие руки счастливой матери… Долгожданное чудо… Папин нос, мамины глаза… Когда-то казавшийся нескончаемым хоровод пеленок, первых улыбок, радостных мгновений и первых трудностей, запечатленных на страницах альбома, заботливо переворачиваемых всеми членами семьи – и вот уже "Папин нос - Мамины глаза” с бантами и ранцем за спиной идет рука об руку с первой учительницей. 1 сентября - оно не первое в Его жизни. Но именно этот первый день сентября такой долгожданный и волнительный: первый раз в первый класс. Бывает только раз в жизни. ”Что там дальше? С какими трудностями придется столкнуться? Как с ними справиться? Смогу ли я?..” Все сомнения меркнут с первым звонком. Ведь рядом Его учитель… С каким же упоением и восторгом новоявленный Первоклассник шагает в храм знаний... Не ленясь, спросите Его, зачем Он идет в школу. С глубочайшей искренностью, переполняющей все Его непорочное существо, глядя вам прямо в глаза, Он, ни минуты не колеблясь, скажет, что идет учиться… Не ленясь, обратитесь к учителю, который, воплощая светоч науки в своем существе, стоит на праздничной линейке, уверенный и грациозный, спросите его, зачем он здесь. Ни минуты не колеблясь, он скажет, что ему нужно учить детей. Почувствуйте разительный контраст между целями, которые ставит учитель и ученик, одинаково неколебимо марширующие в любую погоду по протоптанной дорожке, ведущей в школу. Проникнитесь сердцем, загляните в самую глубь значений этих родственных слов… При всей внешней похожести, они глубоко противоположны… Быть может, потому так быстро заканчивается праздник первого сентября и следующего ученик и учитель ждут уже не с таким волнительным трепетом в сердце? Быть может, в этом причина непонимания, возрастающего и крепнущего год за годом? Быть может, потому "нерадивый” подросток с такой неохотой плетется в школу, зная, что с самого начала нового дня, таящего в себе миллионы удивительных открытий, его будут "учить и воспитывать” до тех пор, пока спасительный звонок с последнего урока не позволит ему сверкнуть пятками в сторону, противоположную "святилищу знаний”? Разве он хочет чувствовать себя добротно шпигованным знаниями лососем, чьими мыслями и желаниями пренебрегают, словно смахивают со стола хлебные крошки?.. А учитель, преданно марширующий под знаменем "Учить и воспитывать” заботливо продолжает приправлять созданный "шедевр” готовыми выводами по вкусу… Быть может, потому учителю и кажется, что он говорит с учеником на совершенно разных языках, складывается впечатление, что он (учитель) черпает воду решетом? Учителю, пребывающему в вечном цейтноте, стоит все-таки оглянуться назад, дабы заметить расстояние до своего ученика шириною в пропасть… Так как же быть? Перестать учить и воспитывать? А перестав это делать, стать наблюдателем, безучастным и равнодушным? Нет, еще раз нет. Призвание учителя в другом. Не идти впереди, заслоняя собой весь горизонт, как во время полного затмения Луна прячет Солнце, а идти рядом – рука об руку, корректируя и облекая в форму выбранный ребенком маршрут. Не идти проторенными путями, а вместе с ребенком устремляться в неизвестность… Пусть карликовыми, смешными даже улитке шагами… Учитель – это свеча зажигания, призванная привести в движение все скрытые механизмы детского мироздания. Учитель – это карта, дающая возможность ребенку самостоятельно добыть нужные знания и извлечь жизненные уроки, из которых он совьет прочные нити и сплетет свой ковер-самолет, чей пункт назначения - светлое будущее… Учитель… Его профессиональная роль не вписывается в однозначный сценарий "Учить и воспитывать”, а его деятельность – вечный экспромт. Это человек со множеством ипостасей, сменяемых друг друга в нескончаемом беге. Наставник, друг, врач, помощник, жилетка для слез… Только это уже не роли, это его сущность - имея дело с тонкой материей детской души, нельзя лгать. Залатать прорехи, возникшие однажды, бывает порой также трудно, как дотянуться рукой до Полярной звезды... Учить нельзя воспитывать. Каждый учитель для себя решает сам, ставить ли ему запятую, менять ли "нельзя” на "и”, а, может, и вовсе все оставить как есть. Только руководствоваться в этом случае учитель должен не правилами русского языка, а грамматикой своего сердца, аксиоматически признающего великую ценность детской души, у которой свой путь и своя миссия.
Всего комментариев: 3
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены