РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Иванова Галина Анатольевна. Работаешь в школе, значит, воспитывай

Иванова Галина Анатольевна,
МОУ ОШ № 5 города Белово,
учитель химии
Работаешь в школе, значит, воспитывай


Один из учеников последних моих выпускных классов в анкете на вопрос «Что ты знаешь о классном руководителе» написал: «Вы любите учить…». Люблю, и каждый день не перестаю этому радоваться и удивляться. И, работая учителем, уже давно пришла к мысли, что на первом месте всё – таки воспитание, потом обучение.
«Воспитание имеет приоритет над образованием. Создаёт человека воспитание». А.Сент – Экзюпери Учитель - человек, который создаёт человека, и какая это огромная ответственность! Очень часто, поднимая проблемы воспитания в школе, говорят только о классных руководителях, считая, что это их задача - заниматься воспитанием вверенного класса. Но каждый учитель - предметник на своих уроках тоже воспитывает. Хорошо, если в школе есть система воспитательной работы и учителя работают в едином направлении по формированию у ребят определённых жизненных ценностей. А если нет? Тогда на классного руководителя, если он действительно озабочен воспитанием детей, ложится двойная работа по преодолению негативного опыта общения ребят с учителями, представляющими пример равнодушия, безнравственности, грубости.
Я учитель химии. И когда только начинала работать, была озабочена лишь проблемой формирования у ребят знаний и умений по своему предмету. Проработав несколько лет, слушая разговоры коллег, жалующихся на недопустимое поведение учеников, как-то вдруг осознала, что у меня нет таких проблем. Те же ребята, на которых жалуются коллеги, на моих уроках работают (по мере сил), вежливы, не капризничают и не срывают занятий. И тогда я заинтересовалась проблемами воспитания уже профессионально. Ещё до того, как стала учителем, на меня неизгладимое впечатление произвели книги А.С.Макаренко и сейчас он для меня - пример для подражания, Воспитатель. «Секрет успешного воспитания в уважении к ученику» Р.Эмерсон. И это самое главное. Я всегда отношусь к своим ученикам, признавая их равенство во всём, уважая их чувства и мнение. Дети изначально всегда стремятся быть хорошими, заслужить нашу похвалу, узнать что-то новое, доброжелательны и веселы. Это мы втискиваем их в придуманные рамки, ограничиваем физически и морально, а потом удивляемся, когда их протест выливается в антисоциальное поведение. Мы забываем о принципе продосообразности.
В центре моей деятельности не объект, не мероприятие, не предметный результат, а ребёнок - со своими сиюминутными (теми, что именно сейчас) чувствами, проблемами, вопросами. Я работаю не ради идеального человека будущего, а ради тех детей, которые сейчас со мной рядом. Я не готовлю их к какой - то будущей жизни, мы живём с ними сейчас, сегодня и этот процесс нашей совместной жизнедеятельности и есть мой самый важный результат.
Наконец наше государство начинает осознавать, что выбраться из кризисов мы сможем тогда, когда изменим наше общество. «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека...», сказал Э.Фромм. А главные воспитывающие силы общества - семья и школа. Родители и учителя. И когда мы будем работать вместе, сознательно организуя процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, формируя одни и те же общечеловеческие ценности и достойные жизненные цели, наше общество изменится. Вырастут другие люди -здоровые, компетентные, умеющие достойно справляться с любыми жизненными ситуациями, уверенные в своих силах, и - счастливые. Но для этого сами воспитатели должны быть здоровы, уверены в себе, находится в постоянном процессе саморазвития . А самое главное - должно быть внутреннее равновесие, состояние душевного комфорта. И оно у меня есть. Я люблю жизнь, людей, окружающих меня, мою работу и учу этому детей. Каждый новый день приносит массу интересного, каждый прожитый день обогащает меня, выражается в конкретных делах и отношениях. Я счастливый человек - и верю, что дети, которых я воспитываю, тоже будут счастливы.
Всего комментариев: 1
avatar
1
1 anizotrop • 13:35, 01.10.2011

Если классный руководитель остается один на один с классом, это досадно, это трудно, это противоестественно. Это драма и школьная трагедия. Да еще и при отсутствии разумной государственной политики. Воспитывать в одиночку – тяжелейший труд с низким КПД. Хорошо еще, если нет противостояния и антагонизма учителя и класса. В такой ситуации совершенно необходимы волевые качества воспитателя, его неизменное ровное и доброжелательное отношение, а также тщательный контроль "мелочей" своего поведения. Необходим продуманный план действий. Выход -- в постоянном поиске союзников среди учеников, родителей, коллег. И от малых побед - к сияющим вершинам.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены