РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Ильина Наталья Юльевна. Воспитывать, воспитывать и воспитывать

Ильина Наталья Юльевна,
МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №110" город Новокузнецк Кемеровская область,
учитель русского языка и литературы.
Тема эссе: Воспитывать, воспитывать и воспитывать


Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества. (Джудит Мартин)
Что имеют в виду, когда говорят про " воспитание"? Воспитание начинается с рождения, или даже раньше. «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги» - А.С. Макаренко. Поэтому самую важную роль в воспитании играет семья. В семье закладываются все основные качества личности, которые нигде больше не могут быть сформированы. Результат воспитания – способность жить в обществе. Именно от семьи зависит, каким будет общество - какова семья, таково и общество.
А как выглядит «воспитание в школе» на сегодняшний день? Я работаю учителем русского языка и литературы 10-й год, являюсь классным руководителем, и могу смело утверждать, что детей нужно «воспитывать, воспитывать и воспитывать». Во-первых, это обусловлено неравномерностью культурной среды семей, где развиваются и воспитываются дети: от благоприятной атмосферы семьи, где родители имеют образование и созданы все условия для развития ребенка, до семей, стоящих на грани лишения родительских прав.
Во-вторых, многонациональный состав учащихся школы, родителей, учителей. В-третьих, объективно существующая потребность в повышении духовно – нравственной культуры населения и недостаточная сформированность целенаправленной системы формирования у детей общечеловеческих духовно – нравственных ценностей.
На сегодняшний день в нашем современном образовании четко прослеживается, с одной стороны, ориентация на учебный процесс, на показатели ГИА и ЕГЭ, конкурсное движение, и с другой стороны, на мой взгляд, недооценка роли воспитания как самостоятельного и самоценного вида педагогической деятельности, стимулирующей самовоспитания личности. Причина этому недостаточное владение современными технологиями воспитания, развития гуманистических отношений между педагогами и школьниками.
Исходя из вышесказанного, считаю, что в школе должна быть разработана воспитательная система, состоящая из нескольких приоритетных направлений:
- создание воспитывающей и образовательной среды, в которой ценности жизни, здоровья и развития ребенка стали приоритетными;
- создание условий для формирования адекватной самооценки ребенка, развития способностей к саморегуляции, навыков контроля и самоконтроля;
- укрепление и совершенствование единого адаптивного пространства, где каждый ребенок мог бы найти себе место в соответствии с развитием, способностями, интересами, физическим и психическим состоянием, пожеланиями родителей;
Для этого необходима реализация воспитательных задач:
1. Воспитание детей на общечеловеческих ценностях путём индивидуально-личностного подхода к каждому ученику.
2. Социальная ориентация в окружающем мире, воспитание целеустремлённой личности, способной развивать и реализовывать свои творческие способности.
3. Воспитание в личности стремления к физическому и нравственному самоусовершенствованию, формированию потребностей к самообразованию.

Из своей педагогической практики, как классного руководителя, могу утверждать, что в основу процесса воспитания должен быть положен принцип гуманистической ориентации – психологическая и этическая защита личности. Необходимо, чтобы педагог принял ребенка как данность, со всеми его ошибками и несовершенством. А это требует высокого уровня толерантности (терпения) педагога. В основе данного принципа – гуманистические отношения, доброжелательность, педагогический такт. Наряду с этим принципом нельзя забывать и об овладении ребенком культурными ценностями как источником духовности и нравственности. Культура личности – это гармония интеллекта, эмоций, воли и деятельности, это гармония с самим собой, с окружающей жизнью.

Результат воспитания — достаточно высокий уровень воспитанности личности, который характеризуется следующими показателями:
1. Устойчивое воспроизведение личностью нравственного выбора, соответствующего социальным ожиданиям, этическим нормам и культурным ценностям.
2. Развитые нравственные чувства, прежде всего, чувство совести и человеческого достоинства, долга и ответственности, любви и гуманности.
3. Развитая потребность и способность личности к самообразованию и самовоспитанию.

Надеюсь, что моя идея «воспитывать, воспитывать и воспитывать», реализуя основы предложенной мною воспитательной системы, с её задачами, принципами, результатом, будет прочитана многими педагогами нашей страны и не оставит никого равнодушными.
Всего комментариев: 2
avatar
1 anizotrop • 12:12, 01.10.2011

В эссе очень много правильных суждений и рекомендаций, с которыми не согласиться невозможно. Вот только стиль изложения авторских мыслей сух и академичен. Жаль также, что идеи автора не подкреплены ни одним примером из живой и, уверен, богатой педагогической практики.
avatar
2 Натальюшка • 14:54, 01.10.2011

Причина этому регламент конкурса.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены