РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Горбачева Ольга Юрьевна. Воспитывать, воспитывать и воспитывать.

Горбачева Ольга Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3 г. Пущино Московская область
Тема эссе: Воспитывать, воспитывать и воспитывать.

«Никто не становится хорошим человеком случайно…», писал Платон. По моему мнению, государство просто погибнет, если в нём не останется достойных людей. Культура и образование выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации.
Я считаю, государство в первую очередь должно уделять особое внимание образованию и воспитанию будущего поколения, сделать образование общедоступным, и нравственным.
Образованный человек — это не только знающий и умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н.Г. Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств.
С одной стороны проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и интеллект. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Конечно, новое время порождает и новые проблемы. Миф о всесилии рынка привёл к перекосам в жизнедеятельности школ. Под влиянием возросшего прагматизма деформируются сами цели образования, которые сводятся к накачке молодого поколения информацией и к выработке навыков, обеспечивающих деловой успех. Что же до высоких нравственных принципов, то вопрос решается просто - нравственно то, что приносит доход. Общественному сознанию навязывается идея самотёка в воспитании, что привело к резкому росту детской преступности, беспризорности, разрушению нравственных ориентиров.
Я согласна с тем, что главная ошибка школьной системы в том, что она не растит Человека. Школа поставляет образование, знания по различным специальностям, а ведь воспитывать - значит формировать человека: вызывать ребенка на общение, вести с ним диалог, вместе обсуждать различные темы.
Думаю, для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, мы должны перестать уделять внимание только внешнему и начать развивать свой внутренний мир. Тогда мы получим не просто специалиста в своей области, а человека, который знает, для чего он живет, и радуется жизни.
Давайте заглянем в этимологический словарь. Существительное «воспитание» образовано от глагола «ВОСПИТАТЬ», который употребляется в значении вырастить детей, дав им образование, привив какие-либо навыки, правила поведения. Но исторически значение у этого слова, было иным. И на это указывает корень слова – «ПИТАТЬ». Он показывает, что в древности у глагола ВОСПИТАТЬ значение было – «вскормить».
Любопытно ещё и то, что с этими словами воспитать, воспитание связаны и такие слова, как наказать, наказывать. Сейчас они по своему значению никак не связаны, а в старину такая связь была. То есть слово наказание (наказ) употреблялось в значении "учение, наставление.
И ещё, стоит отметить, что от этого глагола НАКАЗАТЬ, который в древнерусском языке употреблялся в значении – "учить”, «поучать», было образовано существительное НАКАЗАТЕЛЬ, что значило "учитель”. В древнерусском языке слово «наказание» было многозначным. Так называли не только обучение какому-либо ремеслу, сюда входила и общая образованность, и правила поведения: как нужно ходить и говорить, одеваться, сидеть и стоять. Вот и решение проблемы.
Я не представляю, как можно учить не воспитывая. Как изучая народный фольклор, например былины, не затронуть историю и быт наших предков, не представить себя на месте одного из богатырей. А уроки рисования и технологии, где мы знакомимся с народным промыслом, уроки окружающего мира, где изучаем природные зоны?

Резюмируя сказанное, можно заключить: Дать в руки невоспитанного человека набор знаний – означает сотворить зло. Воспитывая – учим и, уча – воспитываем. И хорошо бы, если воспитание проходило незаметным для ребёнка.
Помним: Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь. И не забываем: Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.
Всего комментариев: 2
avatar
1 anizotrop • 12:00, 01.10.2011

Интересны попытки автора вскрыть глубокий смысл слова ВОСПИТАНИЕ. Интересны также ассоциации разных толкований этого слова с работой учителя в современной школе. Изящный эпиграф, цитаты и ссылки на классиков подчеркивают идею автора эссе. Вот только с конкретными примерами просто беда - их нет. Только общие красивые и, в общем-то, правильные слова. Учителя-практики сыты теориями. Их, прежде всего, волнуют вопросы типа "А как бы вы поступили в случае ...?"
avatar
2 • 22:23, 30.10.2011

Отлично. Ведь воспитание — целенаправленное формирование личности , ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных действий. По чаще надо напоминать всем! А этот педагог еще и действует. МОЛОДЕЦ! И тогда наше общество будет еще более воспитанным. А проблем еще много.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены