РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рехлицкая Галина Алексеевна. Учи, но не забывай и воспитывать.

Рехлицкая Галина Алексеевна
Учитель биологии
МОУ СОШ №1 Г. Вилючинска Камчатского края
Тема эссе: Учи, но не забывай и воспитывать.



Воспитание и обучение- два неразрывно связанных между собой процесса. НАУЧИТЬ НИЧЕМУ НЕЛЬЗЯ, МОЖНО ТОЛЬКО НАУЧИТЬСЯ. Задача педагога, на мой взгляд, не «вкладывание» в учеников знаний, а необходимость в каждом ученике разбудить, развить и совершенствовать СТРЕМЛЕНИЕ УЧИТЬСЯ, стремление САМОМУ искать и находить новые знания. А это уже и есть ВОСПИТАНИЕ: самодисциплины, требовательности к себе, умения работать и одному, и в команде, с различными источниками информации, воспитание речевой культуры и многое другое. Обучение и воспитание сливаются в единую задачу педагога.
Есть ученики, о которых вспоминаешь особенно тепло. Это те дети, которых удалось «разбудить», «растормошить», показать не только всем окружающим, но, прежде всего, им самим, что они способны делать открытия, быть успешными, быть ПОБЕДИТЕЛЯМИ.
Иван. Сегодня он уже второкурсник медвуза, отличник, занят не только учебой, но и исследовательской деятельностью. А тогда, когда он пришел в 8-ой класс, ленивее ученика трудно было отыскать. Он вызывал раздражение своей медлительностью, никогда не успевал выполнить задания на уроке. К оценкам был равнодушен. А вот его младшая сестра блистала на всех уроках и, конечно же, всегда и всеми ставилась ему в пример. Возможно, здесь и крылась причина его поведения. Поэтому, первое, что мне пришлось сделать – перестать его сравнивать и с сестрой, и с кем-бы то ни было. Однажды я попросила его помочь мне с подготовкой оборудования для лабораторной работы, в ходе которой он познакомился с планом ее проведения, как бы предварительно проработал ее для себя. И долгожданная «пятерка» была вполне заслуженной. А скоро уже ни одна работа не проходила без помощи Ивана. Теперь он уже сам консультировал ребят, помогал тем, у кого не получалось, - и ему это очень нравилось! Потом были проектные работы, участия в различных конкурсах, огромное количество дипломов и грамот разного ранга. Исчезла медлительность, безразличие к оценкам, неряшливость в тетради. Иван стал авторитетом в классе, а теперь и в студенческой группе. У него большие планы. И сн обязательно их исполнит.
Вовка. Этого мальчика, казалось, невозможно заинтересовать ничем. Записки, переговоры, вечная возня, какие-то посторонние дела, - вот его школьные будни. Особенно обидно было видеть его пренебрежительное отношение к сообщениям одноклассников. И однажды я решилась на неожиданный даже для себя поступок. Выказав недовольство Вовкиным поведением во время просмотра ученической презентации, я предложила ему самому попробовать подготовить сообщение так, чтобы «все рты пооткрывали». И…заранее поставила ему «пятерку» в журнал. Ни за что. Сказала, что если он сумеет справиться с задачей, а я и не сомневаюсь, что он сумеет, он «отработает» эту «пятерку», а если не захочет, то… «пятерка» так и останется на его счету, исправлять ничего не буду. В ответ вначале было молчание в класе, а потом мнения разделились. Кто-то говорил, что повезло Вовке, что лично он ни за что бы делать ничего не стал, большинство ребят смеялись и не верили, что у Вовки что-то путное получится. А Вовка надулся и молчал, а после буркнул: «Да ну вас!» и ушел. Несколько уроков прошло в ожидании, а потом как-то и подзабылась уже эта история для ребят – каждый день приносил новые события. Уже и конец четверти близился. И все-таки он сумел! Перед очередным уроком, краснея и смущаясь, он протянул флешку с записью презентации. Конечно, до шедевра ему было еще далеко. Но это был прорыв! Информация, подобранная Вовкой, действительно была интересной. И на вопросы он отвечал толково. Так что «пятерку» он заслужил. Но самое главное, что он задал так ожидаемый мной вопрос: «А можно я еще попробую?» И здесь – прием воспитания способствовал изменению отношения к учению.
Мне кажется, эти понятия и взаимосвязаны и взаимозависимы. И, пожалуй, самое важное: и обучение, и воспитание должно всегда проводиться в конкретных делах, оно должно быть каждодневным, неакцентированным для ребят, совершаться как бы само собой. Не зацикливаться на возможных неудачах, но удачи – праздновать! Потому что самое главное и в обучении и в воспитании – это победы над собой, осознание того, что тебе по силам еще вчера неразрешимые задачи, что ты МОЖЕШЬ и УМЕЕШЬ!
Всего комментариев: 6
avatar
1 anizotrop • 11:46, 01.10.2011

Замечательная работа, в которой эмоционально и точно аргументирована её главная мысль на примерах авторской практики обучения и воспитания. В эссе на конкретном примере показана присущая многим учителям-практикам спонтанность и интуитивность применения воспитательных и обучающих приёмов и методов. Ведь действительно, часто возникшая ВДРУГ ситуация исключает её анализ разумом, и мгновенно принимаемое решение подсказывают чувства, эмоциональный настрой и весь предыдущий жизненный и профессиональный опыт. Мне кажется, что любой учитель согласится с выводами и рекомендациями автора.
avatar
2 Leya • 23:24, 04.10.2011

На мой взгляд, прекрасная работа!
avatar
3 Avacha • 14:22, 05.10.2011

огромное спасибо за теплые слова, даже не верится, что это - о моей работе. Поздравляю всех учителей с праздником! Желаю всем всех земных радостей и, главное. здоровья! с уважением рехлицкая галина
avatar
4 Ishina • 22:15, 10.10.2011

Уважаемая Галина Алексеевна! Очень хорошо, что Ваше воспитание и обучение строится на ДОВЕРИИ и поисках нужных методов для заинтересованности и раскрытия потенциала детей.
В первом случае – подросток – переходный возраст – трудное время для родителей, учителей и самое главное для самого внутренне перестраивающегося молодого человека. Понять, что не всё должно быть по образу и подобию (сравнение с сестринскими успехами), и дать возможность раскрыться и поверить в свои индивидуальные качества. Во втором случае, сработало именно доверие и уверенность в своём правильно выбранном психологическом методе приобщения Вовки к индивидуальному творчеству. Согласна с Вашими умозаключениями. Спасибо Вам!
avatar
5 Ирина_Евгеньевна • 23:54, 31.10.2011

Галина Алексеевна, я болела за вашу "Голубую розу", а это замечательное эссе и не видела! Отличная работа! Ставлю вам 5 и надеюсь, что вы будете в числе победителей!
avatar
6 • 14:35, 03.11.2011

Галина Алексеевна! Это эссе, как и "Голубая роза" - замечательны, но еще более замечателен ваш талант педагога!!! Спасибо!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены