РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Мельникова Людмила Николаевна. Учить ,воспитывать
Мельникова Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы академического лицея № 4 при БГУ (Узбекистан) Тема эссе: Учить ,воспитывать Учить и воспитывать Уже в древние времена, когда только – только зарождалось человеческое общество, возникла необходимость воспитания через обучение. Например, прежде чем идти на охоту, первобытные охотники устраивали ритуальные танцы возле изображённой на земле фигуры животного. Это была своего рода тренировка перед реальным действом – мужчины совместно совершали прыжки, вонзали в рисунок, символически изображающий оленя, медведя или мамонта, свои копья, топоры, ножи. Их движения повторялись многократно и больше напоминали поведение охотника во время нападения на предполагаемого зверя, чем танец. Рядом с взрослыми мужчинами, опытными охотниками, всегда находились и подростки, и дети поменьше. Таким образом происходило обучение практическим охотничьим навыкам молодых ребят. Действия, которые позволили бы сразу свалить на землю жертву, отрабатывались до автоматизма, иначе целое племя ждала бы голодная смерть. Но наряду с определёнными движениями охотники пели заклинания и громко кричали для того, чтобы возбудить в своих душах храбрость, решимость. Так, обучаясь практическим навыкам охоты, люди формировали у себя определённые качества (мы сейчас их называем нравственными), которые позволили бы им достигнуть своей цели в реальной, очень опасной ситуации, в которой необходимо было проявить и мужество, и силу воли. При этом, если обучение происходило целенаправленно, то воспитание осуществлялось опосредованно. Вывод напрашивается такой: конечно же, важнее всего обучение знаниям, умениям и навыкам, но ведь без определённого внутреннего настроя и состояния это сделать невозможно. Так что в процессе обучения люди одновременно занимались и воспитанием, хотя, поначалу, и интуитивно. Изменились времена, стали другими люди, но вопрос первичности обучения или воспитания по – прежнему остаётся актуальным. Изменилась форма, но суть осталась прежней. Нередко приходится слышать от учителей жалобы на загруженность документацией, нехватку времени для выполнения каких – либо заданий на уроке. Успеть бы объяснить тему и закрепить её, о каком воспитании вы говорите?! Пусть воспитанием занимается семья, кружки и секции во внещкольной и внеклассной работе. У школы одна главная задача – образование, просвещение. Позвольте не согласиться, уважаемые коллеги. А разве для воспитания нужно выделять особое время? Ведь учитель воспитывает и своей внешностью, и своим поведением, и интонацией, т.е не только тем, что говорит, но и как он это делает. Своей реакцией на непредвиденные ситуации он показывает пример решения любой проблемы – не только учебной, но и жизненной. Да ситуации могут быть различны, но в одном учитель должен быть последователен и постоянен (но не однообразен!) – итог (беседы, конфликта) должен быть разрешён в позитивном ключе для двух сторон, так как отсутствие перспективы во взаимоотношениях учителя и учителя ставит крест и на самом процессе обучения, и, тем более, на воспитании. Например, на опоздание ученика я могу отреагировать по – разному: «Серёжа, как жалко, что ты опоздал и прослушал самое интересное», «Ты воспитываешь в себе похвальное качество - постоянство» (если опоздания систематические), но никогда не позволю себе выгнать ученика за дверь или прервать объяснение материала. Продолжая говорить, я просто показываю жестом или взглядом, чтобы опоздавший шёл на своё место, давая всем понять, что его приход не самое важное в данный момент событие. Но и от того, что он будет стоять за дверью, мало радости и мне, и ему. К сожалению, иногда учителю не хватает такта, часто – знания возрастной психологии, по большему счёту – обыкновенной выдержки. Но каждый раз учитель должен учиться сам находить выход из создавшегося положения. Застывшая форма поведения для педагога – профессиональная смерть, именно он должен проявлять инициативу и строить свои взаимоотношения с учениками. И если ученик ушёл со школы «пустой», и завтра ему захочется снова опоздать, то что – то учитель сделал не то и не так. Но ведь учителя тоже люди. Иногда и им не помешает самая малая реальная помощь: чуть – чуть внимания, благодарности, понимания их проблем. Воспитание – это процесс, не ограниченный во времени и пространстве, он не заканчивается и с окончанием урока, он продолжается на перемене, на улице, дома, на прогулке, во время разговора с друзьями. И всё же самыми мудрыми людьми во все времена оказываются учителя, потому что там, где другие опускают руки, учитель только удваивает свои усилия, там, где другие разрушают - он созидает мысль, жизнь, любовь.
Всего комментариев: 16
1
NURIA • 16:27, 02.10.2011
5
2
• 16:37, 02.10.2011
1
3
cleo • 15:59, 03.10.2011
1
4
• 22:23, 03.10.2011
3
5
Wick • 22:37, 04.10.2011
6
Mexa • 12:18, 05.10.2011
7
Showman • 09:05, 07.10.2011
1
8
kamol • 10:25, 07.10.2011
9
• 21:54, 09.10.2011
3
10
VAZI • 10:33, 10.10.2011
1
11
Nilush • 12:59, 11.10.2011
1
12
ruslan85 • 10:31, 14.10.2011
13
• 11:48, 24.10.2011
1
14
• 18:46, 26.10.2011
15
• 14:50, 31.10.2011
16
оренбурженка • 18:59, 05.11.2011
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены