РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Лемешкина Ирина Евгеньевна. Три слагаемых школьного воспитания
Лемешкина Ирина Евгеньевна
учитель химии и биологии МОУ Лемешкинская СОШ Руднянского района Волгоградской области Тема эссе: Три слагаемых школьного воспитания «Работа учителя – сизифов труд. Сколько ни вдалбливай доброго и вечного в нерадивые головушки учеников, все как об стенку горох. А виноваты родители: что закладывают в ребенка с пеленок, то и проявляется». В этих рассуждениях, конечно, есть доля истины. Но только меньшая доля. Школа обладает мощным воспитательным воздействием на ребенка, хотим мы этого или не хотим. Ученик меняется в школе изо дня в день, причем всегда – в лучшую сторону. Попробую это доказать. По моим наблюдениям, есть всего три существенных фактора воспитательного воздействия школы на ученика. Первый – это коллектив. Человек – животное социальное, поэтому каждый, попавший в коллектив, пытается к нему приспособиться. Не хочешь быть покусанным, прими законы стаи. Они просты: «Не жадничай, не ябедничай, не зазнавайся, не обижай, - в общем, не вреди ни словом, ни делом. И помоги другому чем можешь. Тогда тебя примут за своего». Дети очень быстро усваивают этот кодекс чести, и вскоре такое поведение становится потребностью. Незаметно исчезают, перевоплощаются в хороших ребятишек ябеды, жадины и прочие, не вписывающиеся в этот кодекс. Некоторые уже в первые годы, остальные классу этак к восьмому. Правда, не все. Особо стойкие либо находятся в состоянии вечной войны с одноклассниками, либо прячутся в свою раковинку. Иногда в коллективе набирается кучка таких «неподдающихся», поддерживающих друг друга, и тогда мы называем это трудным классом. Был случай, когда мы оставили в восьмом классе на второй год одного из таких неподдающихся, причем подобных ему хулиганов было больше половины класса. И что? А то, что в девятом наш Влад, попавший в хороший класс, вызывал только положительные эмоции окружающих и удивление. То, что не могли сделать ни учителя, ни психолог, ни семья, легко сделал школьный коллектив. А мы, глупые, боялись, что он испортит класс… Второй воспитательный фактор – это учитель. Всем знакомо желание первоклассника быть похожим на своего учителя. Для него учитель – это кумир, почти бог. Мудрый и справедливый, добрый и всемогущий. Ученик копирует его манеры, его речь, принимает его истины как свои. К сожалению или к счастью, очень скоро – уже лет в 10 – ребенок начинает критически оценивать своих учителей, и не дай бог здесь нам дать промах – авторитет будет потерян безвозвратно. Поэтому имеет очень большое значение, кто именно будет классным руководителем у ребенка в 5 классе, сможет ли этот человек завоевать доверие и стать образцом для подражания. Кстати, о подражании. Многие замечают, что класс становится похож на своего классного руководителя. И, увы, бывает, что учитель, опаздывающий на уроки, неисполнительный, неаккуратный и ленивый, через короткое время заражает этими «болезнями» весь класс. Конечно, нельзя не сказать о роли учителей литературы и обществознания – они формируют мировоззрение школьников, и если дети уважают учителей, то на многие вещи смотрят их глазами. Мой племянник, студент истфака - страстный поклонник президента Беларуси Лукашенко. Оказалось, что его школьный учитель истории часто приводил в пример этого человека как самого дальновидного политика. Ну и третий воспитательный фактор – это устав школы. Строгий распорядок дня, правила поведения в школе, необходимость организовывать свой учебный труд на уроке и дома – всё это дисциплинирует человека, учит его выполнять не только то, что хочется, но и то, что надо. Если в семье ребенок был с рождения и остается иногда до старости царем, то в школе он неизбежно научится играть роль слуги. Можно в качестве параллели привести пример армейского перевоспитания «маменькиных сынков». Школа – это тоже подобие армии, здесь свой устав и свои командиры, которые «всегда правы» и которым нужно беспрекословно подчиняться. Итак, вывод: всякие нравоучения бесполезны, поскольку не они воспитывают человека, а коллектив, личность учителя и школьный устав. Поэтому – долой план воспитательной работы, нудные обязательные мероприятия. Воспитание – это спонтанный и непредсказуемый процесс.
Всего комментариев: 17
1
1
anizotrop • 08:53, 01.10.2011
1
2
капа • 21:30, 01.10.2011
3
3
Ирина_Евгеньевна • 12:17, 02.10.2011
4
учитель-логопед • 18:04, 02.10.2011
1
5
anizotrop • 02:17, 03.10.2011
1
6
Илион • 17:42, 04.10.2011
7
Илион • 17:45, 04.10.2011
1
8
raduga4261 • 21:07, 04.10.2011
1
9
Ирина_Евгеньевна • 18:28, 05.10.2011
1
10
kamol • 10:06, 07.10.2011
11
YuliaG • 20:09, 07.10.2011
12
да6013 • 09:22, 08.10.2011
13
ДобрынинаЛюдмила • 17:13, 15.10.2011
14
ДобрынинаЛюдмила • 17:21, 15.10.2011
15
Ирина_Евгеньевна • 21:29, 15.10.2011
16
Илион • 18:37, 16.10.2011
17
Kfhbcf • 20:29, 21.10.2011
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены