РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мельникова Людмила Николаевна. Нельзя воспитывать не обучая

Мельникова Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы
академического лицея № 4 при Бухарском государственном университете
Тема эссе: Нельзя воспитывать не обучая


На протяжении тысячелетий педагоги всех времён и народов решали проблему: что важнее – воспитание или обучение? В жарких спорах учёных, писателей, политиков, учителей и родителей всегда есть как сторонники превалирующего значения образования, так и сторонники воспитания в качестве основополагающего момента в личностном формировании молодого поколения. Давайте спросим себя, а что для человека важнее всего в жизни – земля, вода, свет или воздух? Разве можно из всего перечисленного выбрать что – то одно? Так и без единства обучения и воспитания невозможно становление личности.
Если взять любой трудовой процесс, то мы увидим, что всегда здесь есть наставник, обучающий способам работы с орудием труда, на станке, в поле, основам любого ремесла, и ученик. Мастер учит шаг за шагом добиваться конечного результата. Но разве обучая секретам своего профессионального мастерства, он при этом не воспитывает ученика своим отношением к делу, личным примером не прививает ответственность, целеустремлённость и трудолюбие, не развивает творческую фантазию и любознательность своего подопечного? Воспитание и обучение, конечно же, неразделимы, а сегодня особенно. Любую тему можно подать, связав её с жизнью, возрастными запросами детей, что и окажет воспитательное действие на ученика. Слово учителя, одухотворённое его мыслью и чувством, сделает и ребёнка неравнодушным к миру. И если он не только носитель информации, а Личность, то рядом с ним любой ребёнок приобретает иммунитет ко злу и ненависти и находит своё место в жизни, а самое главное, приобретает опыт общения с людьми. Хочется вспомнить кинофильм «Доживём до понедельника», в котором очень ярко проявился разный подход учителей к преподаванию. Для учителя истории каждый урок был маленьким кусочком жизни, который он проживал вместе со своими учащимися, предлагая им по-размышлять над полученной информацией, задуматься над причиной и следствием исторического события, ролью личности в истории. Он помогал взрослеть своим ученикам, учил нести ответственность за свои поступки. Не читая нравоучений и не проводя специальных воспитательных бесед, учитель истории на учебном материале воспитывал Личностей. Вместо крика и оскорблений – умный, внимательный взгляд, устанавливающий духовный контакт с учениками. А вот учительница литературы, которая была призвана воспитывать в детях духовность, наоборот, уничтожала её в душах молодых юношей и девушек. Истеричная, ограниченная, злобная, одна из тех, для кого щкола – это не жизнь, а лишь работа, возможность заработка.
В чём же разница? Первый, ведя урок и доверяя ребятам, поднимает их до своего нравственного уровня, не боясь, что они чего – то не поймут. Второй не уважает мнение ребят, контролирует по поводу и без повода, делая их всегда и во всём виноватыми. Он груб, бестактен, да и жалок, немощен как педагог. Я всегда старалась учить своих учеников на примере героев Короленко и Гоголя, Аксакова и Лескова, Некрасова и Достоевского отстаивать своё право на дружбу, счастье, жизнь. Часто наши обсуждения темы и идеи произведения переходили в плоскость личностных взаимоотношений людей. Мы говорили о том, что такое «поступать по совести» и как при этом не ущемлять права и достоинство других людей, учились понимать друг друга. Учителю – русисту ничего и придумывать не нужно - за него это сделает русская литература, обладающая высоким гуманизмом, сеющая в душах учеников зёрна уважения, внимания к своему ближнему. Отдавая душу, все свои силы детям, от них мы и получаем позитивную энергию, дающую нам силы жить, и жить интересно, верить в будущее. Учитель всегда должен помнить, что любое учебное заведение-это не то место, куда приходят зарабатывать деньги или пережидать трудное время. Это непрестанный труд души, прежде всего, учителя, во имя другого человека. Это бесконечная работа над собой, которая никем и никогда не будет адекватно оценена. Если взрослый человек понимает это, то только тогда он имеет право идти к детям. Если он понимает, что само слово уже способно воспитать, то перед ним никогда не встанет проблема первичности обучения или воспитания. Это две неразделимые стороны одного процесса, который позволит учителю уверенно всегда идти вперёд , невзирая на то, какой предмет он ведёт, какие методы и приёмы используе. Как – то известнейший педагог Е.Н. Ильин сказал: «В синтезе гражданственности и гуманизма вижу духовную вертикаль урока». А мне хотелось бы добавить: «Пусть всегда вертикаль духовности пересекается с горизонталью знаний» .
Всего комментариев: 18
avatar
3
1 anizotrop • 10:49, 01.10.2011

Нельзя не согласиться с мнением автора о тесной связи обучения с воспитанием, но даже в таком хорошем эссе с примерами, связанными с с литературными персонажами и киногероями, хотелось бы видеть примеры, прежде всего, из собственной учительской практики.
avatar
5
2 wmexchanger • 15:29, 02.10.2011

На мой взгяд очень правильно выражено мнение автора о тесной связи обучения с воспитанием! good
avatar
1
3 NURIA • 16:31, 02.10.2011

согласна, очередная статья с поучениями как надо, а не как я воспитываю, обучая.....
avatar
2
4 Piter • 15:55, 03.10.2011

Пусть в данном сочинении и не приводится конкретный пример воспитательного воздействия,но ведь это эссэ, а не отчёт о воспитательных методах и приёмах. Потом, здесь раскрыто слово "воспитание" в более широком аспекте. Написано интересно, хочется подумать об этом, возникают ассоциации по отношению и с другими учебными дисциплинами.
avatar
3
5 Piter • 16:27, 03.10.2011

Пусть в данном сочинении и не приводится конкретный пример воспитательного воздействия, но ведь это эссэ, а не отчёт о воспитательных методах и приёмах. Потом, здесь раскрыто слово "воспитание" в более широком аспекте. Написано интересно, хочется подумать об этом, возникает ассоциации по отношению и с другими учебными дисциплинами. good
avatar
5
6 • 23:03, 03.10.2011

Обучение и воспитание - это две составляющие одного целого.Они идеально дополняют друг друга.Но мы должны не забывать, что как, в обучении и воспитании нужно постоянно совершенствоваться, обогащать свой кругозор.поэтому очень важно когда человек духовно обогащается, достигая новых вершин, познает новые грани окружающего мира.При этом получая новую информацию, т.е тем самым учиться чему-то новому, но и в то же время он воспитывает в себе новые качества, учиться быть самостоятельным, иметь своё личное мнение.Думаю, что автор отлично раскрыл тему, и очень доходчиво и легко все объяснил.я полностью согласна с этой статьей.Мне очень понравилось.
avatar
3
7 Showman • 09:22, 07.10.2011

Когда - то я был(да, наверно и остаюсь) учеником Людмилы Николаевны, и меня всегда поражало её умение, рассказывая о произведении или жизни писателя, на уроках русского языка деликатно касаться самых сокровенных сторон человеческой души. Я ей благодарен за умение связывать свои уроки с жизнью - они многому меня научили. У неё всегда воспитание шло через обучение: она сама выбирала тексты для упражнений такие, что невозможно было остаться равнодушным. Её рассказы увлекали нас настолько, что наши разговоры продолжались и после уроков, а иногда даже и споры, а мы и не знали, что это было ВОСПИТАНИЕ!
avatar
8 gal-ramazan • 22:17, 08.10.2011

Примеры из литературы и из истории, особенно из литературных образов трудно понятно ученикам, так как эти образы принимаются как что-то не реальное. Это могут понять только избранные, а они в классе бывают единицы. Я думаю ученикам интересно их окружающее и пример из реальной жизни, которая идет рядом с ними.
avatar
3
9 Klava • 08:18, 09.10.2011

Спасибо всем за комментарии. Хочу сказать, что литература - отображение реального мира в художественных образах. В том и состоит мастерство педагога, чтобы помочь определить, где находится грань между искусством и жизнью, и где одно находится в тесной взаимосвязи с другим. В тесных рамках эссе я хотела показать свой подход к обучению, которое тесно переплетено с воспитанием. Может. это кому - то покажется общими словами, но и один пример "воспитательного воздействия"не является доказательством единства образования и воспитания. Решение одной задачки или прочтение одного произведения не делает его более воспитанным. Воспитание преследует цель формирования духовности, нравственных принципов. А это постоянно и последовательно реализуется в целой системе уроков. А вы считаете, что примеры из литературы и истории трудно понять ученикам? Всё зависит от педагога. А может сейчас и снизился нравственный уровень молодых людей только потому, что в литературе и истории они перестали видеть накопленный веками жизнеенный опыт поколений, не хотят и не могут использовать его в современной жизни? Конечно, необходимы примеры и из реальной жизни. Но не только они должны воздействовать на душу человека. Если основываться только на этом, то в жизни останется лишь голый практицизм и примитивизм.
avatar
2
13 Wick • 04:32, 12.10.2011

Объективное мнение всегда заслуживает уважение)
avatar
1
10 Geniy • 12:05, 10.10.2011

Восхитительно! Это статья мне очень понравилась. Я Вам желаю дальнейших успехов. applause
avatar
2
11 kamol • 12:18, 10.10.2011

Хорошая, грамотная работа, написанная не наспех. Воспитание на уроках литературы -это конечно же, не отдельные вопросы и задания воспитательного характера, а связь тем и содержания произведений с жизнью. Согласен полностью с автором статьи. Мне импонирует его точка зрения.
avatar
12 gal-ramazan • 22:52, 10.10.2011

Quote
Конечно, необходимы примеры и из реальной жизни. Но не только они должны воздействовать на душу человека. Если основываться только на этом, то в жизни останется лишь голый практицизм и примитивизм.

Не надо боятся от практицизма и примитивизма, часто многим ученикам как раз этого и не хватает. Многие отличники и передовики учебы не могут найти решения простых явлений, так как начинают думать глубоко и по научному.
avatar
1
15 Wick • 03:53, 13.10.2011

Ваше мышление по этому вопросу, как педагога меня удивляет! Вы прям из крайности в крайность. Нужно просто попытаться достичь золотой середины в этом вопросе и у вас с вашими учениками все получится)
avatar
1
14 Wick • 04:59, 12.10.2011

Объективность мнения по поводу воспитания и обучения в данной статье, а также весь изложенный материал показывает, что деятельность автора выходит далеко за рамки так сказать "обычного учителя". В данном эссе показана вся любовь к своей работе учителя, а также стремление показать, что такая "ненужная" вещь по мнению многих педагогов в воспитании и обучении, как литература, является хорошим проводником в понимании всех тонкостей жизни в плане воспитания. Обучение учеников посредством литературных произведений, личного примера и правильного слова всегда приводит к взаимопониманию ученика и учителя. Поэтому данная статья является из ряда вон выходящей по отношению к таким сложным и тесно связанным понятиям, как воспитание и обучение.
avatar
2
16 Ishina • 17:10, 23.10.2011

Уважаемая Людмила Николаевна! Меня заинтересовал в Вашем эссе сравнительный анализ характерных особенностей двух киногероев – педагогов из к/ф «Доживём до понедельника». По-моему это лучшее наглядное пособие для самооценки, т.е. «со стороны» видны все достоинства и недостатки педагогической деятельности. И ещё, согласна с Вашим высказыванием, действительно, филологам легче сформировать духовный потенциал молодого поколения: «Учителю – русисту ничего и придумывать не нужно - за него это сделает русская литература, обладающая высоким гуманизмом, сеющая в душах учеников зёрна уважения, внимания к своему ближнему». Спасибо Вам!
avatar
2
17 • 18:57, 26.10.2011

Кто благороден? - Кто делами упреждает
Свои слова. И слово делом измеряет.Конфуций.
Я думаю это про Вас,Людмила Николаевна и про Ваш учительский,достойный труд! И я полностью с Вами согласна,что" Отдавая душу, все свои силы детям, от них мы и получаем позитивную энергию, дающую нам силы жить, и жить интересно, верить в будущее."
avatar
1
18 • 15:03, 31.10.2011

Большое спасибо!!! Мне понравилась Ваша статья. Очень нужная статья.Мне очень близки эти ориентиры, конечно, не всегда получается вести себя так идеально, как полагается учителю, иногда не получается обучать и воспитывать одновременно, но всё равно прочитав ещё раз как-то заряжаешься новой энергией и терпением и больше понимаешь, что обучение и воспитание неотъемлемы, нужно не только излагать детям учебный материал, но и воспитывать, приводя различные примеры из жизни. Спасибо.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены