РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Мельникова Людмила Николаевна. Нельзя воспитывать не обучая
Мельникова Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы академического лицея № 4 при Бухарском государственном университете Тема эссе: Нельзя воспитывать не обучая На протяжении тысячелетий педагоги всех времён и народов решали проблему: что важнее – воспитание или обучение? В жарких спорах учёных, писателей, политиков, учителей и родителей всегда есть как сторонники превалирующего значения образования, так и сторонники воспитания в качестве основополагающего момента в личностном формировании молодого поколения. Давайте спросим себя, а что для человека важнее всего в жизни – земля, вода, свет или воздух? Разве можно из всего перечисленного выбрать что – то одно? Так и без единства обучения и воспитания невозможно становление личности. Если взять любой трудовой процесс, то мы увидим, что всегда здесь есть наставник, обучающий способам работы с орудием труда, на станке, в поле, основам любого ремесла, и ученик. Мастер учит шаг за шагом добиваться конечного результата. Но разве обучая секретам своего профессионального мастерства, он при этом не воспитывает ученика своим отношением к делу, личным примером не прививает ответственность, целеустремлённость и трудолюбие, не развивает творческую фантазию и любознательность своего подопечного? Воспитание и обучение, конечно же, неразделимы, а сегодня особенно. Любую тему можно подать, связав её с жизнью, возрастными запросами детей, что и окажет воспитательное действие на ученика. Слово учителя, одухотворённое его мыслью и чувством, сделает и ребёнка неравнодушным к миру. И если он не только носитель информации, а Личность, то рядом с ним любой ребёнок приобретает иммунитет ко злу и ненависти и находит своё место в жизни, а самое главное, приобретает опыт общения с людьми. Хочется вспомнить кинофильм «Доживём до понедельника», в котором очень ярко проявился разный подход учителей к преподаванию. Для учителя истории каждый урок был маленьким кусочком жизни, который он проживал вместе со своими учащимися, предлагая им по-размышлять над полученной информацией, задуматься над причиной и следствием исторического события, ролью личности в истории. Он помогал взрослеть своим ученикам, учил нести ответственность за свои поступки. Не читая нравоучений и не проводя специальных воспитательных бесед, учитель истории на учебном материале воспитывал Личностей. Вместо крика и оскорблений – умный, внимательный взгляд, устанавливающий духовный контакт с учениками. А вот учительница литературы, которая была призвана воспитывать в детях духовность, наоборот, уничтожала её в душах молодых юношей и девушек. Истеричная, ограниченная, злобная, одна из тех, для кого щкола – это не жизнь, а лишь работа, возможность заработка. В чём же разница? Первый, ведя урок и доверяя ребятам, поднимает их до своего нравственного уровня, не боясь, что они чего – то не поймут. Второй не уважает мнение ребят, контролирует по поводу и без повода, делая их всегда и во всём виноватыми. Он груб, бестактен, да и жалок, немощен как педагог. Я всегда старалась учить своих учеников на примере героев Короленко и Гоголя, Аксакова и Лескова, Некрасова и Достоевского отстаивать своё право на дружбу, счастье, жизнь. Часто наши обсуждения темы и идеи произведения переходили в плоскость личностных взаимоотношений людей. Мы говорили о том, что такое «поступать по совести» и как при этом не ущемлять права и достоинство других людей, учились понимать друг друга. Учителю – русисту ничего и придумывать не нужно - за него это сделает русская литература, обладающая высоким гуманизмом, сеющая в душах учеников зёрна уважения, внимания к своему ближнему. Отдавая душу, все свои силы детям, от них мы и получаем позитивную энергию, дающую нам силы жить, и жить интересно, верить в будущее. Учитель всегда должен помнить, что любое учебное заведение-это не то место, куда приходят зарабатывать деньги или пережидать трудное время. Это непрестанный труд души, прежде всего, учителя, во имя другого человека. Это бесконечная работа над собой, которая никем и никогда не будет адекватно оценена. Если взрослый человек понимает это, то только тогда он имеет право идти к детям. Если он понимает, что само слово уже способно воспитать, то перед ним никогда не встанет проблема первичности обучения или воспитания. Это две неразделимые стороны одного процесса, который позволит учителю уверенно всегда идти вперёд , невзирая на то, какой предмет он ведёт, какие методы и приёмы используе. Как – то известнейший педагог Е.Н. Ильин сказал: «В синтезе гражданственности и гуманизма вижу духовную вертикаль урока». А мне хотелось бы добавить: «Пусть всегда вертикаль духовности пересекается с горизонталью знаний» .
Всего комментариев: 18
3
1
anizotrop • 10:49, 01.10.2011
5
2
wmexchanger • 15:29, 02.10.2011
1
3
NURIA • 16:31, 02.10.2011
2
4
Piter • 15:55, 03.10.2011
3
5
Piter • 16:27, 03.10.2011
5
6
• 23:03, 03.10.2011
3
7
Showman • 09:22, 07.10.2011
8
gal-ramazan • 22:17, 08.10.2011
3
9
Klava • 08:18, 09.10.2011
2
13
Wick • 04:32, 12.10.2011
1
10
Geniy • 12:05, 10.10.2011
2
11
kamol • 12:18, 10.10.2011
12
gal-ramazan • 22:52, 10.10.2011
1
15
Wick • 03:53, 13.10.2011
1
14
Wick • 04:59, 12.10.2011
2
16
Ishina • 17:10, 23.10.2011
2
17
• 18:57, 26.10.2011
1
18
• 15:03, 31.10.2011
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены