РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Головко Наталья Александровна. Попробуй таких неучей, повоспитывай…
Головко Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 Кущёвского района Краснодарского края. Тема эссе: Попробуй таких неучей, повоспитывай… Этот класс я получила на заре педагогической деятельности как «боевое крещение» молодого специалиста. 9-Е, где сидели великовозрастные лентяи - двоечники вперемежку с «трудными» подростками, все учителя называли «ёжиками» не столько из-за литеры класса, сколько из-за ершистости в поведении и прочих «колкостей». Меня коллеги откровенно жалели: « Им преподавать литературу? Да они же читать сроду не будут! А ведут себя как? Попробуй, таких повоспитывай». Шла я в класс, сжавшись, как пружина. Лихорадочно вспоминала что-то из педагогики про сосуд, который надо заполнить, и факел, что надо зажечь. Теперь, по прошествии лет, я понимаю, что образование и воспитание – две стороны застёжки – «молнии»: чуть где наперекос пошло, можешь больно прищемить пальцы, а то и вовсе молния разойдётся. А тогда я на провокационный вопрос самого задиристого «ёжика»: «И зачем нам Ваша литература?» просто улыбнулась. Я рассказала им о тех книгах, которые любила в школьные годы: про их ровесников из «Завтра была война» Бориса Васильева и про страдания шекспировского Гамлета, про «Овода» и «Всадника без головы», про романы «Два капитана» Каверина и «Отверженные» Гюго … Читать «ёжики» конечно, не любили, потому что почти не умели. То есть буквы – то, понятно, в слова кое-как складывали, а понимать и чувствовать никогда не пытались. Зато какие это были благодарные слушатели! Каждый урок я подбирала для них стихотворение, близкое изучаемой теме. Поначалу им понятнее были строки Асадова и Евтушенко, постепенно мы научились разгадывать ребусы Цветаевой и метафоры Тютчева… Я понемногу хитрила: читала под конец урока самый интересный фрагмент из произведения, а потом, сетуя на звонок, просила помочь мне и дочитать дома. Интрига срабатывала! Часто распределяла интересные эпизоды для домашнего чтения. Как им хотелось прочитать свой отрывок на следующем уроке лучше всех! Готовились, читали по нескольку раз, подходили за советом. Литературных героев «ёжики» судили со своей колокольни: Онегин и Печорин им казались чужими и надуманными. Приходилось долго рассказывать о мятежном поиске истины, романтическом двоемирии… А вот «Капитанскую дочку» и «Мцыри» они приняли в свой круг чтения без лишних слов. Когда задала из «Мцыри» выучить любимый отрывок, один мальчик из семьи беженцев сказал, что готов выучить всю поэму, если его кто-то готов слушать. Назначили день его выступления. Собрались после уроков, никто не спешил домой. Он читал наизусть почти час. Когда он «спотыкался», подключалась я, но не с подсказкой, а с чтением наизусть следующего фрагмента. Получался уже диалог чтецов. Пришлось накануне самой выучить наизусть все заданные эпизоды, нашла репродукции картин Лермонтова, а читавший наизусть мальчик показал любительские фотографии тех мест, где они жили до приезда на Кубань. Не пожалела, что на этот час общения пригласила всех учителей, работавших в нашем классе. Многие впервые увидели «ёжиков» неколючими. Учительница химии задала провокационный вопрос: «Так вы осуждаете Мцыри или прославляете?» Девочка – тихоня сказала, что убийство барса – это грех Мцыри: « пошёл к природе за помощью, и сам же стал с ней сражаться». А читавший стихи мальчик поразил ответом всех, потом я долго этот ответ в разных ситуациях вспоминала: « Помните, мы недавно сочинение по картине «Христос и грешница» писали? Так вот, кто без греха, пусть бросит в Мцыри камень!» … «Ёжики» давно закончили школу, хоть без медалей и отличий, но дружно и вполне успешно. Ловлю себя на мысли: мне порой не хватает их критического взгляда и откровений. Однажды в парке слушала стихи местных поэтов, лирика негромкая, но от сердца. Толпа шумела, суетилась. И вдруг раздался резковатый басок: «Люди, да тише вы, стихи же читают!» Оглядываюсь, и вижу того самого повзрослевшего «ёжика», который спрашивал, «зачем нам Ваша литература»… Всё-таки она НАША –молния замкнулась!
Всего комментариев: 4
1
anizotrop • 08:48, 01.10.2011
2
ДобрынинаЛюдмила • 17:38, 15.10.2011
3
nat2515 • 23:25, 16.10.2011
4
Ishina • 16:55, 23.10.2011
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены