РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Чендолеева Наталья Андреевна. Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя.
Чендолеева Наталья Андреевна,
МОУ СОШ №2 с.Греческое Минераловодского района Ставропольского края, учитель истории и обществознания. Тема эссе: Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя. В нашей жизни все так переплетено и взаимосвязано… Учитель – в большинстве своем, еще и родитель. Я – учитель и родитель. А, может, и наоборот… Плохая мать не может быть хорошим учителем. Глубоко в этом убеждена. Чему можно научить или как можно воспитывать чужих детей, не умея толково воспитать своих. Не дал ума своим – не берись за чужих. Так что же это получается? У нас огромное количество замечательных педагогов, у которых собственные дети остались «не у дел». Вот так, дорогие мои, воспитывайте своих детей, чтобы их могли учить другие. Считаю, что ни один педагог не умеет одинаково хорошо осуществлять и образовательную и воспитательную функции. Как бы красиво и правильно не были сформулированы цели к уроку или мероприятию, воспитательный посыл в лучшем случае отразиться в душах и умах ничтожно малого количества детей. Ах, да, высокие идеи педагогики и гуманизма именно так и гласят: «Если хоть одного ребенка учитель заставил задуматься или сподвиг на хороший поступок – он достиг цели». Я – скептик, да, да, я – педагог – скептик. Потому что мой жизненный опыт мешает мне принимать на веру все педагогические постулаты по части воспитания, которые так скрупулезно вкладывали в меня все годы обучения в педагогическом училище, а потом и в педагогическом вузе. Прихожу к выводу, что решающую роль в воспитании играет не школа (какие бы именитые и заслуженные учителя в ней не работали), а семья. Представьте себе, в школе на классном часе учитель с воодушевлением рассказывает ученикам о вреде алкоголя (конечно же в рамках месячника, посвященного здоровому образу жизни) о высоконравственных поступках, а потом ребята идут домой, в семью, где папа не совсем, извините, трезв. И это в лучшем случае, только папа. А бывает и мама. В семью… где родители радостно сообщают друг другу о том, что им удалось сегодня украсть, прошу прощения, взять, что плохо лежало и принести с работы (а иначе, что это за работа, с которой принести кроме зарплаты нечего?). В семью… где родители при детях, не стесняясь в выражениях, «перемывают кости» своим родственникам, знакомым, соседям. Я статистику не веду, но мало кто поспорит, что таких семей в лучшем случае – пол России. Так вот, чтобы не попасть в эту половину стремлюсь быть хорошей мамой, хорошим учителем… хорошей женой (а это уже тема совсем другого эссе.) Ага, сижу тут, пишу в десять вечера, вместо того, чтобы почитать ребенку перед сном книгу. Но не обо мне речь… А что есть норма воспитания? Кнут и пряник? Когда моей старшей дочери было года четыре, она провела день с бабушкой и констатировала мне вечером: «Мама, меня сегодня бабушка била, но не помогло». Что? Не педагогично? Некоторые сейчас читают и думают: «Зато действенно». Без комментариев. Я сейчас сама себе буду противоречить. Ну, да, ладно, рассуждать так рассуждать. Есть педагоги, которые действительно воспитывают. Вот вам пример. В одной из наших городских школ, где, кстати, учится (заметьте – учится, а не воспитывается) и моя старшая дочь, учитель истории организовала команду КВН. Команда настолько успешно выступает, что дети уже два раза были во Франции на фестивалях. Зажатые, стеснительные дети, попав в этот коллектив, просто раскрываются. Их просто нельзя узнать, настолько они меняют свою жизненную позицию с пассивной, неуверенной на активную, смелую. Вот это воспитание! Далеко не каждый учитель, и уж тем более родитель, обладает подобным талантом зажечь, увлечь, помочь раскрыться ребенку. А этот учитель смогла. Воспитывают только Личности. А какая ты Личность, если твои мысли о том, что до зарплаты еще неделя, а в кармане и в холодильнике уже пусто. И приходится соображать как приготовить вкусный ужин из макарон и как объяснить своему ребенку, почему одноклассники поедут на выходные в цирк, а он нет. И как отремонтировать не кстати сломавшийся каблук на единственных туфлях… Когда я вышла из декретного отпуска и озвучила мужу свой оклад в школе (то есть во сколько государство оценивает труд людей, воспитывающих и обучающих молодое поколение граждан), он ответил: «Это что? Работа для работы?» Ну, да! Мы же, педагоги - альтруисты, энтузиасты. Нам просто меда не надо, дай только кого-нибудь поучить, повоспитывать, а есть, пить и одеваться нам совсем не обязательно. Ха, ха, на том и держимся. Так, хватит шутить… сквозь слезы, хватит отступать от темы. Будем серьезны. Думаю так: воспитываешь других – учи и воспитывай и себя. Потому как только состоявшаяся, самодостаточная, самореализовавшаяся личность может повлиять на формирование личности ребенка (школьника, ученика). В этом и есть суть воспитания. А учить… Однажды я наткнулась на замечательное философское высказывание: «Кто умеет – делает, а кто не умеет – учит». Что-то в этом есть… Не правда ли?..
Всего комментариев: 12
1
anizotrop • 08:40, 01.10.2011
2
капа • 19:46, 01.10.2011
3
Ирина_Евгеньевна • 13:31, 02.10.2011
4
капа • 17:47, 02.10.2011
5
NURIA • 20:54, 04.10.2011
6
NURIA • 20:56, 04.10.2011
7
капа • 00:25, 05.10.2011
8
Ishina • 21:55, 05.10.2011
9
капа • 23:17, 06.10.2011
10
Ishina • 20:55, 07.10.2011
11
dorofeeva • 02:41, 12.10.2011
12
Kfhbcf • 20:34, 21.10.2011
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению учебной деятельностью Лучшая красота – это здоровье! Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». Стресс сентября. Какие симптомы должны насторожить родителей? Развитие познавательного интереса у детей в логопедической группе детского сада |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены