РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Лях Светлана Анатольевна. "Не надо воспитывать,надо жить и показывать пример"
Лях Светлана Анатольевна.
Самарская область, г.Тольятти МОУ гимназия 38, учитель нач.классов. "Не надо воспитывать,надо жить и показывать пример" Время, время, время… Всякий раз вспоминаю фразу « Каждая эпоха по-своему прекрасна и несчастна». Хочется порассуждать, уважаемые коллеги, о времени в котором мы живём и о том, как в этом времени живут наши дети. Давно работаю с детьми и задаю себе вопрос: «Где, в каком возрасте, на каком этапе можно встретить ту хрустальную, неподдельную чистоту в ребёнке» Появившись на свет, ребёнок впитывает, изучает этот мир. Он не может ещё покорить и подчинить его. Он смотрит на мир глазами взрослых, которые всячески хотят ему помочь. Передавая, как им кажется самые лучшие свои качества, а ребёнок впитывает в-первую очередь пороки взрослых: страх, несостоятельность, стенания на всех и вся, неумение слушать других, нетерпимость. И все возникающие проблемы маленький человек решает, как не странно именно так как привыкли решать их папа и мама, бабушка и дедушка, и другие родственники. 1 «А» класс 2010год. Ребята пришли с урока физкультуры. Двое детей особенно возбуждены. Аня повторяет, несколько раз передразнивая: «У тебя ничего не получается». Макар в отчаянии от несправедливости отвечает: «Я тебе в нос сейчас дам!» Тут вмешиваюсь я, пытаюсь найти нужные слова, но сразу не получается. Вконце концов, ребята расходятся в стороны, и, кажется, буря утихла. Аня возвращается и громко, как – бы ставя точку, кричит: «Всё равно ты неумеха!» Разговариваю с родителями Ани. Молодые люди. Девочка – второй ребёнок. Со старшим братом не могут наладить отношения. Крики, скандалы, придирки, каждый день. Мама с папой не знают, как всё исправить. А начинать исправлять нужно себя. Молодая мамочка узнав, что я учитель спрашивает совета. Как воспитать в ребёнке лучшие качества? Я ей отвечаю: « Воспитайте их в себе, и всё это будет в вашем ребёнке». Ребёнка не надо воспитывать, с ним нужно жить. Во время поездки в Царское село встретила удивительную мамочку. Молодая женщина лет 24-25 с сыночком Колей – 3 годика. Стоят в очереди за билетами на просмотр в Екатерининский дворец. « Коленька!» - говорит она – «Нам с тобой несказанно повезло, сегодня очередь меньше чем обычно и нам удастся неспеша всё посмотреть». Трёхлетний карапуз с серьёзным лицом слушает маму, затем выбегает из очереди. «Коленька, Коленька» - зовёт мама. Мальчик возвращается. Мама достаёт книжку «Историческое описание Царского Села». Показывает иллюстрации. «Помнишь!» - говорит она – «Нам экскурсовод рассказывал об этом памятнике. Мальчик вспоминает и, лепеча по- детски, рассказывает историю». Вот что значит, воспитывать ребёнка, не рассуждая о том, каким бы мне хотелось видеть его, а воспитывать самой жизнью. Вести за собой туда, где ты состоялся, делиться тем, чем полна твоя душа, любить «открытым сердцем». Наблюдать за ребёнком и каждый раз думать, думать, думать! Мама девочки Кристины тщательно старается убедить меня в том, что порочные качества у детей воспитывает улица и телевизор. А не мы ли с вами уважаемые взрослые из-за своего незнания культивируем и взращиваем всё это в детях. Порой неумение правильно оценить ситуацию и найти из неё выход, а порой и нежелание всматриваться в жизнь детей, успокаивая себя: «Всё у них впереди. Научатся». Первоклассник Коля жалуется мне: «Кристина подарила 20 рублей, а теперь требует вернуть». Замечательный урок для обоих ребят. «Коля»,- начинаю беседу я - «Давай порассуждаем. Ты задавал себе вопрос, почему Кристина подарила тебе деньги». -«Нет», - отвечает мальчик. - «Может это подарок на День рождения?» -«Нет» -«Ты что-то сделал для Кристины важное, и она решила отблагодарить тебя?» - «Нет» - «А зачем ты взял эти деньги?» Мальчик долго думал, потом, стесняясь, ответил: «Мне очень хотелось купить пирожок в буфете». Разве эта детская ситуация уважаемые взрослые не о чём вам не говорит? Да это мы взрослые знаем, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Смотрите, как уже в детстве идёт отработка темы «поймай друга на его слабости». Как научить этого мальчика быть сильным, а эту девочку великодушной. Вот задача учителя. Коля из семьи государственных служащих, где каждая копейка на учёте. А у родителей девочки свой бизнес и она не имеет недостатка, да и в кармане порой лишние деньги. Мама Кристины рассказывает: «Да, она и дома часто с братом так поступает. Подарит ему игрушку, а через день – два забирает обратно. Жалко стало». Видите, как хорошо отработанные ситуации дома, на родных, переносятся в школу на одноклассников.
Всего комментариев: 3
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены