РАЗРАБОТКИ
|
Проблема информационно-психологической безопасности личности ребенкаСовременный человек живет не только во внешнем материальном мире, но и в глобальном информационном поле. Информационное пространство, окружающее человека, во многом определяет формирование его «картины» или «модели» мира. Модель мира — это «сетка координат, при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании» Таким образом, реальная действительность отражается в виде картины мира, которая структурируется при помощи и посредством модели мира. В качестве моделирующих структур могут выступать также: язык, мифология, религия, искусство, наука и прочее. Однако в современном обществе, роль информационных технологий, влияющих на формирование картины мира, возрастает, и поглощает в себя или вытесняет другие моделеобразующие структуры. Именно поэтому так важно изучать влияние информационного пространства на развитие формирующейся психики детей и подростков. Трудно представить жизнь современной семьи без гаджетов и планшетов. Интернет — это «окно во внешний мир» и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. С помощью интернета у детей формируется «образ мира», понятия о добре и зле, справедливости и дружбе и представления о других социальных явлениях. Но почему все чаще и чаще психологи бьют тревогу о массовом пристрастии детей к интернету? Результаты исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста проводят у экранов гаджетов в среднем от 2 до 6 часов в день. Привычку постоянного просмотра видео роликов, игр они приобретают благодаря родителям, которые дают бесконтрольно ребенку мобильный телефон или гаджет с доступом в сеть интернет. Выявилась тенденция, заключающаяся в том, что дошкольники проявляют особый интерес к так называемым каналам с видео, где каждые 15 минут ребенок видит на экране акт насилия, агрессии или эротическую сцену. Чем опасно такое влияние для ребенка? Во-первых, необходимо сказать об особой впечатлительности и способности к внушению детской психики. Информация влияет на человека во многом на бессознательном уровне. Только часть информации, которая воспринимается ребенком, воздействует на сознание. Образы, звуки, знаки и символы оказывают внушающее воздействие. Анализ страхов современных дошкольников 6 лет показывает их превышение в среднем на 8 пунктов от возрастной нормы. При этом в перечне страхов у дошкольников появились нехарактерные для данной возрастной группы страхи: страх темноты и страх остаться одному в комнате. Эти страхи характерны для детей более раннего возраста и, как правило, не были типичными для 6-летних детей. Кроме того, были выявлены и такие страхи, как боязнь быть похищенным, страх оказаться в тюрьме, страх быть взорванным террористами. Во-вторых, необходимо сказать об «эффекте привыкания» и заразительности агрессивного поведения. Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, у них формируется равнодушие к человеческой боли. Если каждый день ребенок видит акты насилия, то через какое-то время он воспринимает это как норму. Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связаны с эмоциональными, нравственными и моральными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего доступностью к сети ИНТЕРНЕТ. Выдающийся русский психолог Л. С Выготский писал, что «…ситуация будет влиять на ребенка по-разному в зависимости от того, насколько ребенок понимает ее смысл и значение…Ясно, что ребенок, который понимает, что такое смерть, будет реагировать на это иначе, чем ребенок, который вообще не понимает, что здесь произошло….влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди других прочих влияний также степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде». Кроме этого, привычка просмотра видео и игр способствует интеллектуальной пассивности ребенка. Информация подается в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают, что дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть сказки по видео. Для родителей значительно удобнее поставить для просмотра мультик, чем тратить время на прочтение ребенку книги. Этот подход тормозит развитие психических функций ребенка. Замедляется развитие речи и мышления, не развивается воображение, так как все дано в готовом виде. При этом нет тесного эмоционального контакта ребенка и родителя. Не происходит обсуждения прочитанного текста и не развивается у ребенка стремления самому научиться читать. Этот, казалось бы, легкий путь в воспитании впоследствии приводит к плачевным результатам. Ребенок не приучен к книге, он не может сконцентрироваться на тексте, у него не развито воображение, несвязная речь. Проблема информационно-психологической безопасности личности назрела как никогда. Как защитить своего ребенка в этом необъятном информационном мире?
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены