РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Стихи на уроках географии.

Стихи на уроках географии.
Перед учителем всегда стоит задача, как разнообразить урок. В настоящее время существует масса приемов и средств, которые помогают учителю сделать урок более интересным. Одним из таких приемов является использование во время урока стихотворных строк. Стихи вносят разнообразие в объяснение учебного материала, повышают интерес к уроку, усиливают его эмоциональное восприятие, воспитывают чувство прекрасного, обогащают речь школьников. Я в своей работе использую следующие приемы:
1. Прием «Отгадай что не так». Учитель читает стишки, описывающие те или иные географические понятия, явления, а ученики пытаются понять, что же в них не правильно.
И. Агеева
Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас - гора.
(Не гора, а озеро.)
Со времён далёких и поныне
Льют дожди, как из ведра, в пустыне.
(Не в пустыне, а в тропиках.)

2. Прием «Отгадай о чем идет речь».
« Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на Солнце … (ответ: снег лежит).
« Белая берёза за моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром».
Какое явление С. Есенин отразил в своих стихах? (ответ: иней)
« Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дышится прохладой…»
О каком явлении идёт речь? (ответ: о тумане)
Что объединяет эти явления?
(облака, роса, дождь, радуга, снег, иней, туман)

3. Прием «географические загадки».
Данный прием может быть использован на различных этапах урока.

Туда дойти мы не смогли,
Где неба край и край земли. (горизонт)

Дороги имеются – ехать нельзя,
Земля – пахать нельзя,
Луга – косить нельзя,
В реках, в морях воды нет. (географическая карта)

Самая большая российская река.
Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут ее все матушкой,
А в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья участь нелегка,
Тащили баржи с грузами:
Огромными арбузами,
Специями, тканями…
Речку ту узнали вы? (Волга)
Я - сборник карт; от ударенья
Зависят два моих значенья.
Захочешь - превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлАс)

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)

4. Прием «Обсуждение».
Каждый отрывок или стихотворение обсуждаются рядом вопросов и в процессе беседы выявляются знания учащихся. Дети различного уровня подготовленности с большим интересом анализируют литературные произведения с точки зрения естественно-географической направленности.
При характеристике времен года по теме “Климат” в 6 классе ученики, как правило, зачитывают отрывки из стихотворений русских поэтов:
“Весна” А.К.Толстого
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
“Лето” А.Майкова
Пахнет сеном над лугами,
В песне душу веселя,
Бабы с граблями, рядами
Ходят, сено шевеля.
“Осень” А.С.Пушкина
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
“Зима” А.Н.Некрасова
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи
Мороз—воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Какое время года вам больше нравится и почему?
2. Какая погода характерна для нашей местности в разные периоды годы?
З. Что называется погодой? климатом?

5. Прием «Географические шарады».
(И. Агеева)
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут.
(Ком + Пас = Компас.)

Слева направо слово прочтёшь,
То от дождя ты защиту найдёшь.
Если с конца же его ты прочтёшь,
Горное озеро тут же найдёшь.
(Навес - Севан.)

Два слога первые - цветок,
В "лохань" попал мой третий слог.
А вместе если их прочтёте,
То в волжский город попадёте.
(Астра + хань = Астрахань.)

Вот вам лёгкая шарада:
К ноте "Н" прибавить надо.
Нота больше не поёт,
А рекой она течёт.
(До + Н = Дон.)

6. Прием «Представь».
Данный прием используется при характеристики каких либо объектов, явлений. В результате прочтения стихотворных строк формируется образ той или иной территории. Обычно я использую такой прием во время изучения нового материала.
Байкал.
Старый дедушка Байкал
Ангару в волнах качал,
Ангару в волнах качал,
В путь – дорогу провожал,
В дом не пусти никого,
Кроме ветра одного.
Ветры сарму, баргузин
Обожает исполин.
С ними, нагулявшись в волю,
Он грустит подобно морю,
Но лишь только солнце встает,
Снова водами играет,
Отражает яркий свет:
«Я – глубок! Мне - равных нет!
Я – Хранитель пресных вод!
Воевода непогод!»
Так себя он величает,
И навеки прославляет!
Точно, правду говорит,
Он душою не кривит.
Старый дедушка Байкал
Скалы волнами ласкал,
Удивлялся он величью,
И дремал под песню птичью
(Н.В.Попова)
Сахара
Пустыня Сахара дымится от жара.
Как печь, раскалилась пустыня Сахара,
И можно на этой горячей печи
И жарить оладьи, и печь куличи.
Но нужно запомнить, чтоб всем было ясно:
На солнце в жару находиться опасно,
И если у вас нет запаса воды,
То вам, без воды – только шаг до беды:
Вы видите воду… большие деревья…
Вы в воду стремитесь… Скорее!.. Скорее!!..
Вы быстро плывете… вы входите в раж…
Но это – всего лишь, обычный мираж.
Ребята! Берите скорее лопаты!
Копайте глубокий колодец, ребята!
И знайте, что даже в пустыне, всегда
Есть глубоко под песками вода.
И, если вы воду найдете в пустыне,
В ней вырастут пальмы, арбузы и дыни,
Ведь там, где вода – появляется сразу
Зеленый оазис, прекрасный оазис.
И ваши увидев счастливые лица,
В ветвях зачирикают яркие птицы,
В воде будут плавать веселые рыбы,
А люди за это вам скажут: «спасибо»!
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены