РАЗРАБОТКИ
|
опыт воспитательной работы классного руководителя Гречановой Л.Н.
Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность». На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ), Всеобщая декларация прав человека, выступления и публикации ведущих специалистов и классиков в этой области педагогики: Ш. А. Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Ч.В. Иванова, Е.П. Белозерцева, Н.А. Селивановой и др.
Приступая к работе классного руководителя, важно помнить, что нет работы более сложной и трудной. Деятельность классного руководителя многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. В центре внимания классного руководителя находится личность, индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие. Суть воспитания состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Провозглашая человека наивысшей ценностью и говоря о том, что единственным способом существования этой наивысшей ценности является жизнь, мы замечаем, что само человеческое существование предполагает самое различное содержание. Какие же ценности можно считать нравственными? Это те ценности, которые действуют в любом обществе: доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость. Эти ценности являются методологической основой нравственного и гражданского воспитания. Мой собственный взгляд на воспитание детей, опыт привёл меня к разработке Программы воспитания коммуникативной культуры школьников «Навстречу», которая апробирована с 2009 года и нашла отражение в моей воспитательной деятельности и в настоящее время. Цель программы: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Задачи: закреплять навыки бесконфликтного общения на различных уровнях; мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков; способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе. Задачи воспитательной работы с классом: 1.Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся; 2.Обеспечение успешной адаптации учащихся; 3.Создание благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребёнка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; 4.Сохранение психофизического здоровья детей посредством создания условий для комфортного пребывания каждого ученика в школьном коллективе; 5.Воспитание патриотизма, любви к своей Родине; 6.Воспитание любви к своему родному селу, желание сделать его лучшим, чистым и зелёным. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ «УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ» ЗАДАЧИ: • Сосредоточение внимания на личности и личном опыте. • Подчёркивание таких исключительных свойств, как выбор, творчество, самоактуализация, индивидуальные способности. • Признание человеческого достоинства и индивидуальности как самостоятельных ценностей и установка на развитие потенциальных возможностей каждого человека. ЦЕЛИ: • Организация активной деятельности школьников в учебно- воспитательном процессе. • Создание атмосферы творчества и психического комфорта, т.е. выявлять и знать общий психологический настрой коллектива уч-ся, настроение отдельных его членов, ориентироваться в сильных и слабых сторонах своих воспитанников. • Погружение в культуру с позиции общечеловеческого опыта (культуру общения, культуру быта, исторические памятники культуры и т.д.). НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ Воспитание – это вхождение ребёнка в контекст культуры, с помощью педагога, который обеспечивает щадящий для ребёнка процесс овладения культурными достижениями человечества. Педагог и дети проживают жизнь на уровне культуры, когда воспроизводят культурный способ жизни постоянно как единственно возможный, естественный для человека способ жизни. Взаимодействие «Учитель-ученик» в этой концепции, когда к каждому ученику применяется личностно-ориентированный подход, заметно любое его продвижение на пути к успеху. Чем значительнее успехи уч-ся, тем выше его самооценка, самопринятие, самоуважение, самоактуализация. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ 1. Поддерживать в ученике его достоинство и позитивный образ «Я». 2. Говорить о ситуации, поступке и последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка. 3. Отмечать позитивные сдвиги в сравнении ребёнка с самим собой, а не с другими детьми. 4. Не применять негативных оценочных суждений. 5. Не навязывать школьнику способов деятельности и поведения. 6. Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества. Для реализации цели и задач воспитания я использую методику педагогики сотрудничества И.П. Иванова, которая представляет собой создание такой обстановки в классе, при которой у детей появляется возможность проявлять инициативу, творчество, самодеятельность. В основе этой методики лежит проведение всех мероприятий в форме КТД. При планировании своей работы с классом я руководствуюсь «Кодексом классного руководителя». Мною используются методы и формы работы, которые, на мой взгляд, позволяют создать условия взаимодействия с классом: индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы); групповые (творческие группы, органы самоуправления); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, поездки и др.). В моём собственном опыте работы есть, например, регулярные, а не только к праздникам тематические классные часы, классные собрания. Учащиеся с удовольствием готовят выступления, участвуют в дискуссиях, обсуждают создавшиеся проблемы в классе, делают выводы. Приведу несколько своих тем для обсуждения со школьниками: «Нецензурная брань: почему получила такое распространение?», «Ценности: что ценно для нас?», «Взрослые и дети: чем они отличаются друг от друга?» и т.д. В тоже время, учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей. Мои ребята, в большинстве, занимаются в кружках, спортивных секциях. Танцевальный – 15 % ДЮСШ - 10 % Художественный – 5 % Ин.язык - 5% Работа с родителями – очень важный раздел плана воспитательной работы. Сотрудничество классного руководителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это непростая задача классного руководителя. Как классный руководитель, я стараюсь сплотить родителей вместе включением их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, КВН, родительские собрания. Я провожу целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создаю ситуации для уважительного отношения детей к своим родителям. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. В свою очередь, я регулирую отношения учителей и родителей ребёнка, информирую педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организовываю встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах и не удачах учащихся, привлекаю учителей-предметников к подготовке и проведению собраний с родителями. Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы с ребёнком и предупредить возможные трудности и конфликты. Ключевыми функциями моей работы являются: 1.Аналитическая: Изучение индивидуальности учащегося. Анализ и изучение характера развивающегося коллектива. Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка. 2.Организационно-координирующая: Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей. Установление связи школы с семьёй. Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив. Работа с «малым» педколлективом. 3.Коммуникативная: Регуляция межличностных отношений среди детей. Установление оптимальных взаимоотношений «ученик-учитель». Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе. Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования – вот задача, которую я ставлю перед собой каждый день, идя в школу. Дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни преуспеет тот, Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт. С.Маршак
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены