РАЗРАБОТКИ
|
"Реализация принципа мини-макса в образовательной программе "Школа 2100"
Афонина Светлана Александровна
Учитель начальных классов ГБОУ школа 62 Выборгского района Санкт-Петербурга Реализация принципа минимакса в образовательной программе «Школа 2100». Русский язык (Авторы- Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева.) Основная цель: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами данного предмета. Задачи УМК «Школа 2100», решаемые на уроках русского языка: -сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков для овладения правильной, точной устной и письменной речью; -развитие у детей чувства языка, воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством; -воспитание патриотического чувства по отношению к родному языку, любви и интереса к нему, понимания его эстетической ценности и осознания себя носителем языка. В программу внесены кроме обязательного минимума по предмету следующие дополнения (принцип минимакса): 1 класс: Словообразование (практическое знакомства), однокоренные слова; 2 класс: Предложения и текст, анализ содержания текста, соотнесение заголовка с главной мыслью. Правописание суффикса и приставки. 3 класс: Понятие об однородных членах предложения, о сложном предложении, о бессоюзном предложении и предложениях, соединённых союзами «а», «и», «но». Распространённые и нераспространённые предложения. Междометия. Несклоняемые имена существительные. Глаголы начальной формы. Словообразование разных частей речи, в том числе глагола. 4 класс: Синтаксические разборы простого и сложного предложения. Предложение с прямой речью. Художественный и научно-популярный текст. Таким образом, видим перераспределение материала в курсе начального образования и некоторое расширение стандарта образования. Достоинства курса: 1. Курс русского языка – часть единого курса обучения в дошкольных учреждениях, в начальной и основной школах; 2. Созданы учебники, дидактический материал, тетради для учащихся; 3. Заложено воспитание навыков самостоятельных работ; 4. Продуманы задания для воспитания навыков самоконтроля и самопроверки; 5. Уделено внимание формирования орфографических навыков, обоснованию условий выбора изучения орфографм в устной и письменной форме (графическое комментирование) Недостатки: 1. Многие упражнения сложны для учащегося (трудные слова, большое кол-во заданий); 2. Большие по объёму тексты. Работа по данному учебному комплекту возможна с наиболее подготовленными к школе детьми. РАЗДЕЛЫ: «Слово», «Предложения», «Текст», также к ним разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Выпускники помимо базовых, овладевают следующими умениями: -видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограммы: фонетически и морфологически; -находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; -пользоваться словарями: орфографическим, словообразовательным и толковым, практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; -различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения из двух и более частей (с союзами «а», «и», «но» или без союзов); -ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов и с союзами), в сложных предложениях, оформлять на письме предложения с прямой речью (Автор и прямая речь, Прямая речь и Автор); -производить синтаксический разбор простого и сложного предложения, образовывать существительное, прилагательное, глагол с помощью приставки и суффикса; -писать обучающее изложение повествовательного характера (90-100 слов) по плану, обучающее сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки; -читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану. Окружающий мир + История Автор: А.А. Вахрушев. Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание и ОБЖ. Цели курса в учебнике А.А. Вахрушева «Мир и человек»: -научить учиться всю жизнь; -воспитать человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире. Автором предусмотрено целостное формирование системы понятий с 1 по 4 класс по концентрическому принципу (а не по линейному, как в других учебниках): 1 класс: Учебник «Я и мир вокруг» рассказывает учащимся об окружающем мире с позиции маленького читателя. Основное внимание уделяется взаимосвязи маленького читателя и всей окружающей среды. Умение: - способность находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом. 2 класс: «Наша планета Земля» - Изучение основ географии и овладение её языком позволяет узнать земной мир, легко находить местоположение любого описываемого объекта, научиться глобальному мышлению. Ставится цель не заучивать механически географические понятия, а учиться пользоваться картой, законы и правила, которые позволяют ориентироваться в окружающем мире. 3 класс: 1 книга «Обитатели Земли» (посвящена уникальной роли жизни и живым организмам на земном шаре). 2 книга «Моё Отечество» (посвящена нашей стране – России) 4 класс: 1 книга «Человек и природа» (особенности строения организма человека и его роль на Земле) 2 книга «Человек и человечество» к уровню «Моя страна – Россия» добавляет новые уровни знаний об обществе: «внутренний психологический мир человек», «общение и общество», «человек как самый широкий уровень нашего общества». ТЕМЫ: 2 класс: -Вещество, состояния веществ, Земля – твёрдое тело; -Земля – шар, линия горизонта, кругосветные путешествия; -Закон всемирного тяготения, симметрия живых организмов и её связь с тяготением, невесомость; -Земля – планета; -Смена дня и ночи, времена года; -Климат; -План и карта (географическая карта, материки и т.д.); -Формы земной поверхности: -реки -горы и вулканы -озера -полуострова и острова -равнины и низменности -моря -Природные зоны: -растения «кормильцы», животные – «едоки», грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики», их взаимосвязи; -тундра, лес, степь и т.д.; -Человек и его хозяйство; -Части света (рассматриваются в каждой): -климат, рельеф, природные зоны, условия жизни, города, страны и т.д. ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ: 3 класс: 1 часть - Вещество и Энергия; 2 часть - Живая оболочка планеты; 3 часть - Экологическая система-ячейка живой оболочки земли (экосистема озера, болота, луга, леса, гор, поля, аквариума); 4 часть - Живые участники круговорота веществ; «Мое Отечество» 3 класс: 1 часть – Твои родные и твоя Родина в потоке времени (родословная человека, представление о «реке времени», понятие эры, в том числе «христианская» эра, образ государства, власти, закона); 2 часть – Времена древней Руси 9-13 век (славянские племена, образование Древнерусского гос-ва, «Древняя Русь – страна городов», Монастыри, летописи, славянская азбука-кириллица. Набеги кочевников, «Ледовое Побоище» А. Невский, Монгольское нашествие, Золотая Орда) 3 часть – Времена Московского государства 14-17 век -создание Московского государства, Куликовская битва, Д. Донской, С Радонежский, А. Рублев; -Иван III, Государственный Герб России, Московское гос-во (быт, крестьяне, дворяне, бояре); -Московский Кремль (соборы Московского Кремля, образ Ивана Грозного); -Смутное время – угроза распада Московского гос-ва (Народное ополчение К. Минина и Д. Пожарского); 4 часть – Времена Российской Империи 18-20 век: -Преобразование Петра I (Санкт-Петербург); -Образ Екатерины II, А. Суворов, крепостное право; -Отечественная война 1812 года, Бородинская битва, М.И. Кутузов; -М. Ломоносов (достижение российской культуры) и «наш» первый университет; -А.С Пушкин – создатель русского литературного языка; -Правление Александра II (Время перемен, отмена крепостного права); 5 часть – Времена Советской России и СССР -Николай II, Революция 1917 года, В.И. Ленин и большевики, Гражданская война; -Создание СССР и символы времени: флаг, герб, правление И.В. Сталина; -Вторая Мировая Война и Великая Отечественная Война; 6 часть – Современная Россия: -Преобразование СССР в СНГ; -Демократия, государственная власть, президент, правительство, Гос. Дума. 4 класс – « Окружающий мир»: 1 часть – Человек и его строение (подробно); 2 часть – Происхождение человека; 3 часть – Рукотворная природа (домашние животные, культурные растения, животноводство и т.д.; полезные ископаемые); «Человек и человечество» (История) 1 часть – «Человек и его внутренний мир» (Обучение и воспитание в развитии человека, основные характеристики личности, характер, эмоции, тревожность, самооценка); 2 часть – «Человек и его общество» (Конфликты, совесть, мораль, право, социальные группы, права человека в обществе, преступления против личности, права ребёнка, защита прав); 3 часть – «Картина всемирной истории человечества» (Понятие всемирной истории) -первобытный мир (1 миллион-5 тысяч лет до нашей эры) -древний мир (3 тысячи лет до нашей эры – V век нашей эры) -средние века ( V – XV века) -новое время ( XV – XIX века) -новейшее время 4 часть – «Человек и многоликое человечество» (расы и народы Земли) -национальность; -многообразие государств планеты, монархии и республики; -демократические и недемократические государства; -вера, различные религии и атеизм; 5 часть – «Человек и единое человечество» - образ «мирового хозяйства»; -ООН, задачи, принципы, настроения; -«Декларация прав человека»; Математика Автор: Л.Г. Петерсон. Особенности целеполагания: -Обновление содержания и методов обучения математике с позиции комплексного развития личности ученика, гуманизация образования; -Обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира; -Обучение математическому языку, как специфическому средству коммуникации; В содержание помимо образовательного стандарта внесены следующие темы: 1 класс: - Совокупности предметов или фигур, обладающих общим признаком; - Величины и их измерение. Сложение и вычитание величин, аналогия со «+ и -» совокупностей; -Уравнения вида a+x=b, a-x=b, x-a=b, решаемые на основе соотношения между частью и целым; -Поиск закономерностей. Таблицы; -Распознавание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб; -Подсчёт числа клеток, треугольников, прямоугольников на которые разбита плоская фигура; -Величины (в том числе и V); -Единицы измерения в древности; 2 класс: -Объект операции, операция. Результат операции. Операция над предметами, фигурами, числами. Программа действий, прямые и обратные операции, отыскание неизвестных: объекта операции, выполняемой операции, результата операции; -Делители и кратные; -Упорядоченный перебор вариантов; -Дерево возможностей; -Куб, его ребра и грани, Единицы V; -Прямоугольник, параллелепипед, V; 3 класс: -Множество. Элемент множества. Знаки Є, Э, , равное множество; -Диаграмма Венна; -Подмножество, пересечение и объединение множеств, свойства пересечения и объединения; -Высказывания. Верные и неверные; -Формулы. P, S, V, пути, стоимости, работы, деления с остатком; -Преобразование геометрических фигур на плоскости; 4 класс: -Неравенства. Строгие и нестрогие; -Решение неравенств. Двойные неравенства; -Оценка и прикидка результатов арифметических действий; -Доли и дроби( +/- дробей, правильные и неправильные дроби, сравнение дробей, смешанные числа, выделение целой части из неправильной дроби, «+» «-» смешанных чисел); -Круговые и столбчатые, линейные диаграммы; -Координатный угол; -Шкалы; -Задачи на все случаи одновременного движения двух предметов, в том числе движение вдогонку и с отставанием; -Прямоугольник: оценка S. Приближённое вычисление площадей. Единица измерения S: ар, гектар; -Измерение угла, транспортир, развёрнутый угол, смежные и вертикальные углы. Недостатки: -Загруженность программы 4 класса темами, перенесёнными из основной школы; -Возведение уровня «максимум» в уровень «норма» некоторыми учителями и руководителями ОУ. Риторика Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу «Детская риторика» Т.А. Ладыженской. В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Риторика – самостоятельный предмет. Задача: обучение умелой, искусной, эффективной речи. В разработанной программе можно выделить 2 смысловых блока: I – «Общение» (взаимодействие между людьми); II – «Речевые жанры». I блок: даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называют общением; о видах общения; коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуацией, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как) – на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуациях общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень их реализации в общении. II блок: даёт представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Центральное понятие в блоке – речевой жанр, то есть текст определённой коммуникативной направленности. Имеется в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, объявления, аннотации и др. Пытаются показать своеобразие жанров их разнообразие, в том числе синтез жанров (просьба с элементами комплимента). Это предмет с чётко выраженной практической направленностью. 1 класс: -Понятие текста, заголовок, опорные слова, красная строка и абзацные отступы, как смысловые сигналы частей текста; -Сказочные истории, считалки, приветствия, прощания, благодарность, извинение; -Разговор по телефону; -Вывески, загадки; -Голос и его окраска; -Графическая структура письменного текста, шрифтовые выделения (таблицы, схемы, иллюстрации). 2 класс: -Постановка вопроса к заголовку и от заголовка; -Правильная и неправильная речь (нормы литературного языка); -Нормативные словари (справочные); -Тематическое единство, как признак текста. Типы заголовков; -Структурно-смысловые части текста (начало, средняя часть, концовка); -Диалогические и монологические тексты; -Повествование, описание, рассуждение, как типы текстов; -Пересказ и его виды; -Рассуждение с целью объяснения или доказательства. Основная мысль рассуждения, правила рассуждения; -Описание в учебно-научной речи, цель его основной части; -Правило (орфографическое) как текст; -Отклик – отзыв о книге, фильме, передаче (экспромт); -Речь разговорная с элементами художественной речи. 3 класс: -Начальное и конечное предложение текста как яркие признаки смысловой цельности текста; -Понятие о сжатом пересказе и о двух способах сжатия исходного текста; -Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборочного чтения (исходного текста); -Рассуждения с включением цитат как доказательства; -Рассуждения с несколькими доказательствами; -Сравнительное описание с задачей различения и обобщения; -Сравнительное высказывание и два способа его построения. 4 класс: -Особенности неподготовленной (спонтанной) речи; -Определения научные и повседневные; -Словарные статьи в толковом словаре (информативный жанр); -Личный дневник, его особенности; -Газетный (публицистический) стиль; -Информационные жанры. Газетная заметка; -Письмо в редакцию; -Объявление, афиша-реклама; -Типы текстов (аргументированные и неаргументированные); -Особенности запрета как речевого жанра; -Знаки как средство передачи информации; -Описание: деловое и художественное; -Виды и структура аргументов; Литературное чтение Авторы: Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева. Цель: научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя – это человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. За основу взят тематический принцип группировки материала. К 3 классу – уже знакомы с фольклором(1 класс) и современной детской литературой(2 класс), читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы самых разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихи, маленькие поэмы и пьесы-сказки (XX век); В 4 классе – дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и героях, о темах и жанрах (XVII-XX) тексты расположены в хронологической последовательности, дабы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью; За 4 года обучения в начальной школе учащиеся неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А.Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, А. Чехова, С. Чёрной и других. 4 класс: Произведения современной детской литературы разных жанров: Стихи Г. Сапгира, И. Толмаковой, баллада-шутка Ю. Мориц, отрывки из сказочной повести А. Волкова, фантастические повести Е. Велтистова и др. У истоков русской детской литературы: отрывки из русских летописей, русские народные сказки в разных записях, отрывки из «Слова о полку Игореве», стихи поэтов 17 века Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей 17 века: А. Болотова, статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Детская литература 19 века: Первая литературная сказка «Черная курица» А. Погорельского, «Сказка о Царе Салтане» А. С. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского, Сказки и игры для детей В. Даля, Исторические рассказы А. Ишимовой , Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова внука», Учебные книги для чтения К. Ушинского и А. Толстого, Рассказы «Мальчики» А. Чехова, «Слон» Куприна, «Емеля охотник» Д. Мамина-Сибиряка. Детская литература 20 века: Отрывки из повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки», Б. Житков «Морские рассказы», К. Чуковский отрывки из книги «Серебряный герб», Детские журналы 20-30 годов, Сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, Отрывки из романа Ю. Олеши «Три толстяка». Детская литература 30-50 годов: А. Гайдар «Тимур и его команда», Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки», Н. Носов, А. Барто. Детская литература 60-90 годов: «Панорама поэзии для детей» стихи Е. Благиненой, Б. Заходера, И. Токмаковой, Ю. Коринца, Г. Сапгира, Э. Мошковской, Г. Горбовского, Успенского, Н. Матвеевой. Пьеса-сказка С. Козлова. Сказ-миниатюры Г. Цыферова. Творчество К. Драгунского, Т. Собакина и других. Современные детские журналы. Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения и уроки внеклассного чтения, где дети работают не с христоматией, а с детскими книгами. Отбор материала по разделу это личное дело учителя, приводится в конце каждого раздела приблизительный список произведений. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в книгу, а также небольшие, 3-8 предложений, отрывки прозы, описательного характера. 2 Класс: Стихи М. Цветаевой, повести Т. Янсон, Д. Р. Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Д. Родари, современные рассказы: А. Курляндского «Ну, Погоди!», сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Д. Родари «Чипполлино» и другие. 3 Класс: Стихи Бальмонта и О. Мандельштама, рассказы и повести И. Тургенева, Бунина, Стихи: Б. Окуджава, А. Макаревича, А. Ахаматовой, А. Твардовского, В. Высоцкого и др.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены