РАЗРАБОТКИ
|
Конспект урока русского языка в 4 кл.«Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек».
Урок русского языка по теме:
«Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек». 4 класс, УМК «Школа России» Разработала: Круговых Любовь Владимировна, учитель начальных классов МОУ-Лопушская СОШ им. Н.М.Грибачева, I кв. категория Тема: «Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек». Цель: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах –ик, -ек. Задачи: формировать представление о написании суффиксов –ик, -ек; подвести учащихся к самостоятельной формулировке вывода о правописании суффиксов –ик, -ек; повторить словообразовательный разбор; развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся; способствовать развитию орфографической зоркости; воспитывать культуру поведения при работе в парах, группах. Ход урока. 1. Оргмомент. (Приветствие, знакомство с учителем и гостями. Проверка готовности к уроку.) -Здравствуйте, дети! Пусть этот урок принесет нам радость общения. Сегодня вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов. 2. Чистописание. -Начнём наш урок с минутки чистописания. -Сегодня вспомним правописание букв к,и,е и соединений с ними. к и е ки ке ик ек -А теперь прочитайте предложение на доске. Объясните встретившиеся орфограммы. (Попытаться объяснить написание суффикса в слове «шишек» проблема) Дятлы и клесты добывают пищу из шишек. (На доске картинки птиц. Какие сведения об этих птицах вам известны?) -Запишите предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу предложения. (Проверка: выделяю на доске. Работа в парах. Дети меняются тетрадями. Карандашом ставят оценки.) 3. Проверка домашнего задания. -Ребята, скажите, что необычного вы видите на доске? (поезд) -Как по-другому называют поезд? (состав) _Что входит в состав поезда? (вагоны) -А на уроках русского языка где встречалось это слово? (при изучении состава слова) -Так как мы с вами на уроке русского языка, то и вагоны будут называться по-особому. -А как, вы узнаете, ответив на вопросы. (На доске вывешен «поезд», пустые окна вагончиков заполняются ответами) Перед корнем есть часть слова, Слитно пишется она. И при помощи той части Образуются слова. ПРИСТАВКА Это главная часть основы, общая часть однокоренных слов. КОРЕНЫ После корня он стоит, Перед окончанием. Его я если заменю, Другое слово получу. СУФФИКС На конце любого слова Эту часть найдёт наш Вова. Изменяемая часть С другим словом держит связь. ОКОНЧАНИЕ -А какие части слова входят в основу слова? (приставка, корень, суффикс) -Эти знания помогут нам выполнить следующее задание. 4. Актуализация знаний. a) Грамматическая зарядка. сн жок к рмушка зв рек мяч к -Объясните, какую букву нужно вставить. -Какое слово вызвало затруднение? Почему? -Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу. б) Работа в тетради. -Запишите слова в тетрадь. Разберите их по составу. -В какой части слова встретились орфограммы? -Безударную гласную в корне мы умеем проверять? -А в суффиксе мы можем проверить написание гласной? -Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? И как мы это можем сделать? (Т.е. какова цель нашего урока? С чего начнем?) 5.Сообщение темы и цели урока. -Верно. Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, каким правилом нужно руководствоваться при написании гласной в суффиксах -ик, -ек. -А тема нашего урока: «Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек». (вывешивается на доске) 6.Изучение нового. а) Работа на доске и по учебнику. С.132-133. -Прочитайте слова на доске. Ключик, кусочек. -Назовите суффикс в этих словах. Скажите, ударный или безударный в нем гласный звук? (как в слове мячик) -Значит, совпадает или расходится произношение гласного в суффиксе с его обозначением на письме? -К какому выводу мы опять пришли? (гласный в суффиксах –ик, -ек надо проверять) -Обратимся к упражнению107 на с. 132. Может оно поможет нам разобраться, какую же гласную надо писать в суффиксах –ик,-ек. (Читают задание, просматривают, обсуждают в паре. Затем обращаю внимание на такую же таблицу на доске.) -Какие изменения произошли со словами из первого столбика? (Было ед.ч., стало мн.ч.) -Т.е. что сделали? (изменили форму слова) -Для чего? Что нам это дает? (Мы увидели, что, если гласная остается, то пишем суффикс –ик, а если «убегает», то суффикс –ек.) ИЛИ –Сохранилась ли гласная в суффиксе при изменении формы слова? б)Работа с правилом, с 133. -Прочитайте правило на с.133. Какое открытие вы сделали для себя? (Мы сделали правильный вывод о том, как надо проверять безударную гласную в суффиксах –ик, -ек.) -Сможем ли мы теперь, пользуясь своим открытием, объяснить, какую гласную надо вставить в слове «мячик»? (возвращаемся к этому слову, дети объясняют) г)Составление алгоритма действий при проверке написания гласного в суффиксах –ик, -ек. -Составим инструкцию, т.е. алгоритм действий по проверке написания гласной в суффиксах –ик,-ек. (Проговаривают, я вывешиваю на доске) 7.Физминутка. -А сейчас проведем физминутку, но не простую. Будьте внимательны. Вам поможет памятка-алгоритм. -Если я назову слово с суффиксом –ик, приседают мальчики, а если с суффиксом –ек, то приседают девочки. Дубочек, дождик, дворик, цветочек, песик, звоночек. 8. Закрепление нового материала. а)Словарная работа. -Запишите слова-отгадки в тетрадь через запятую, обозначая орфограммы. • Сам алый, сахарный. Кафтан зеленый, бархатный. АРБУЗ -А вы знаете, дети, что арбуз – это большая сладкая ягода. • Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы – Уши больше головы. ЗАЯЦ • Кусочек ткани, обычно квадратной формы. Предмет одежды или гигиены. ПЛАТОК • Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом проведет, Там заметку кладет. КАРАНДАШ • Маленькая птичка с коричнево-серым оперением, живущая обычно близ строений. ВОРОБЕЙ -Проверим записанные слова. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаши. Если слово написано правильно, ставите +, если неправильно _. Правильность написания сверяйте по словам на доске. (вывешены на доске карточки со словами) -Если все +, то «5», если один _, то «4», два _ -«3», три _ -«2». б)Образование слов с суффиксами –ик, -ек. -Образуйте от словарных слов однокоренные с уменьшенным значением. -Какая часть слова поможет в этом? -Что мы должны помнить, чтобы правильно написать гласную в суффиксах –ик, -ек? (Вспоминаем по алгоритму) -Запишем слова с комментированием. Арбузики – арбузик, зайчики – зайчик, карандашики - карандашик, платочки – платочек, воробышки – воробышек. 9.Самостоятельная работа. -Вы, наверное, читали сказку Лии Герасимовой «В стране невыученных уроков» или смотрели мультфильм с одноименным названием. Так вот, Витя Перестукин не хотел учиться. В один из дней даже умудрился получить сразу пять двоек. А единственное правило, которое он знал, это - правило написания суффиксов –ик, -ек. Но прежде чем, он его вспомнил, когда должен был открыть ворота ключом, вот что у него получилось. Ключек, слоник, хвостек, лучек, сыночик, орешик, садек, овражик. -Вы же не хотите оказаться в «Стране невыученных уроков»? -Слушайте задание. Ваша задача – найти ошибки, исправить их и доказать правильность своего утверждения. Записать слова нужно в исправленном варианте, т.е. правильно. (слабым даю слова-подсказки) -Проверим, что у вас получилось? (фронтально, подходят по-одному к доске доказывают и исправляют, остальные сверяют в своих тетрадях) -У кого не было ошибок? Кому было трудно выполнять задание? Почему? 10.Дополнительное задание. (кто справится быстро с самостоятельной работой) -Вспомним о весне. Иду по тропинке, У самой сосны Синеет подснежн . к- Фонар . к весны. -Списать, вставить пропущенные буквы. Доказать правильность написания. 11.Итог урока. а)Обобщение. Написание синквейна. Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Правила составления синквейна: • одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; • два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; • три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; • фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; • слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы. Написание синквейна детьми. б)Рефлексия. -Какова была тема нашего урока? А проблема? -Что нового вы узнали сегодня? -Кто научился правильно писать суффиксы –ик, -ек? А кто еще не уверен в своих силах? -Вы стали еще умнее и научились применять новое правило на практике. 12.Оценки. 13.Домашнее задание. -с.133, правило, упр. 109.
Всего комментариев: 1
1
Lubuska • 22:41, 07.11.2011
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены