РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конспект урока русского языка в 4 кл.«Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек».

Урок русского языка по теме:
«Проверка написания гласной
в суффиксах -ик, -ек».
4 класс, УМК «Школа России»

Разработала: Круговых Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ-Лопушская СОШ
им. Н.М.Грибачева,
I кв. категория

Тема: «Проверка написания гласной
в суффиксах -ик, -ек».

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах –ик, -ек.
Задачи:
 формировать представление о написании суффиксов –ик, -ек;
 подвести учащихся к самостоятельной формулировке вывода о правописании суффиксов –ик, -ек;
 повторить словообразовательный разбор;
 развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся;
 способствовать развитию орфографической зоркости;
 воспитывать культуру поведения при работе в парах, группах.

Ход урока.
1. Оргмомент. (Приветствие, знакомство с учителем и гостями. Проверка готовности к уроку.)
-Здравствуйте, дети! Пусть этот урок принесет нам радость общения. Сегодня вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.
2. Чистописание.
-Начнём наш урок с минутки чистописания.
-Сегодня вспомним правописание букв к,и,е и соединений с ними.
к и е ки ке ик ек
-А теперь прочитайте предложение на доске. Объясните встретившиеся орфограммы. (Попытаться объяснить написание суффикса в слове «шишек» проблема)
Дятлы и клесты добывают пищу из шишек.
(На доске картинки птиц. Какие сведения об этих птицах вам известны?)
-Запишите предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу предложения.
(Проверка: выделяю на доске. Работа в парах. Дети меняются тетрадями. Карандашом ставят оценки.)
3. Проверка домашнего задания.
-Ребята, скажите, что необычного вы видите на доске? (поезд)
-Как по-другому называют поезд? (состав)
_Что входит в состав поезда? (вагоны)
-А на уроках русского языка где встречалось это слово? (при изучении состава слова)
-Так как мы с вами на уроке русского языка, то и вагоны будут называться по-особому.
-А как, вы узнаете, ответив на вопросы.
(На доске вывешен «поезд», пустые окна вагончиков заполняются ответами)
 Перед корнем есть часть слова,
Слитно пишется она.
И при помощи той части
Образуются слова. ПРИСТАВКА
 Это главная часть основы, общая часть однокоренных слов. КОРЕНЫ
 После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу. СУФФИКС
 На конце любого слова
Эту часть найдёт наш Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь. ОКОНЧАНИЕ
-А какие части слова входят в основу слова?
(приставка, корень, суффикс)
-Эти знания помогут нам выполнить следующее задание.
4. Актуализация знаний.
a) Грамматическая зарядка.
сн жок

к рмушка

зв рек

мяч к
-Объясните, какую букву нужно вставить.
-Какое слово вызвало затруднение? Почему?
-Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу.
б) Работа в тетради.
-Запишите слова в тетрадь. Разберите их по составу.
-В какой части слова встретились орфограммы?
-Безударную гласную в корне мы умеем проверять?
-А в суффиксе мы можем проверить написание гласной?
-Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? И как мы это можем сделать? (Т.е. какова цель нашего урока? С чего начнем?)
5.Сообщение темы и цели урока.
-Верно. Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, каким правилом нужно руководствоваться при написании гласной в суффиксах -ик, -ек.
-А тема нашего урока: «Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек». (вывешивается на доске)
6.Изучение нового.
а) Работа на доске и по учебнику. С.132-133.
-Прочитайте слова на доске.
Ключик, кусочек.
-Назовите суффикс в этих словах. Скажите, ударный или безударный в нем гласный звук? (как в слове мячик)
-Значит, совпадает или расходится произношение гласного в суффиксе с его обозначением на письме?
-К какому выводу мы опять пришли? (гласный в суффиксах –ик, -ек надо проверять)
-Обратимся к упражнению107 на с. 132. Может оно поможет нам разобраться, какую же гласную надо писать в суффиксах –ик,-ек.
(Читают задание, просматривают, обсуждают в паре. Затем обращаю внимание на такую же таблицу на доске.)
-Какие изменения произошли со словами из первого столбика? (Было ед.ч., стало мн.ч.)
-Т.е. что сделали? (изменили форму слова)
-Для чего? Что нам это дает? (Мы увидели, что, если гласная остается, то пишем суффикс –ик, а если «убегает», то суффикс –ек.) ИЛИ –Сохранилась ли гласная в суффиксе при изменении формы слова?
б)Работа с правилом, с 133.
-Прочитайте правило на с.133. Какое открытие вы сделали для себя? (Мы сделали правильный вывод о том, как надо проверять безударную гласную в суффиксах –ик, -ек.)
-Сможем ли мы теперь, пользуясь своим открытием, объяснить, какую гласную надо вставить в слове «мячик»? (возвращаемся к этому слову, дети объясняют)
г)Составление алгоритма действий при проверке написания гласного в суффиксах –ик, -ек.
-Составим инструкцию, т.е. алгоритм действий по проверке написания гласной в суффиксах –ик,-ек.
(Проговаривают, я вывешиваю на доске)
7.Физминутка.
-А сейчас проведем физминутку, но не простую. Будьте внимательны. Вам поможет памятка-алгоритм.
-Если я назову слово с суффиксом –ик, приседают мальчики, а если с суффиксом –ек, то приседают девочки.
Дубочек, дождик, дворик, цветочек, песик, звоночек.
8. Закрепление нового материала.
а)Словарная работа.
-Запишите слова-отгадки в тетрадь через запятую, обозначая орфограммы.
• Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный. АРБУЗ
-А вы знаете, дети, что арбуз – это большая сладкая ягода.
• Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. ЗАЯЦ
• Кусочек ткани, обычно квадратной формы.
Предмет одежды или гигиены. ПЛАТОК
• Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. КАРАНДАШ
• Маленькая птичка
с коричнево-серым оперением,
живущая обычно близ строений. ВОРОБЕЙ
-Проверим записанные слова. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаши. Если слово написано правильно, ставите +, если неправильно _. Правильность написания сверяйте по словам на доске. (вывешены на доске карточки со словами)
-Если все +, то «5», если один _, то «4», два _ -«3», три _ -«2».
б)Образование слов с суффиксами –ик, -ек.
-Образуйте от словарных слов однокоренные с уменьшенным значением.
-Какая часть слова поможет в этом?
-Что мы должны помнить, чтобы правильно написать гласную в суффиксах –ик, -ек?
(Вспоминаем по алгоритму)
-Запишем слова с комментированием.
Арбузики – арбузик, зайчики – зайчик, карандашики - карандашик, платочки – платочек, воробышки – воробышек.
9.Самостоятельная работа.
-Вы, наверное, читали сказку Лии Герасимовой «В стране невыученных уроков» или смотрели мультфильм с одноименным названием. Так вот, Витя Перестукин не хотел учиться. В один из дней даже умудрился получить сразу пять двоек. А единственное правило, которое он знал, это - правило написания суффиксов –ик, -ек. Но прежде чем, он его вспомнил, когда должен был открыть ворота ключом, вот что у него получилось.
Ключек, слоник, хвостек, лучек, сыночик, орешик, садек, овражик.
-Вы же не хотите оказаться в «Стране невыученных уроков»?
-Слушайте задание. Ваша задача – найти ошибки, исправить их и доказать правильность своего утверждения. Записать слова нужно в исправленном варианте, т.е. правильно.
(слабым даю слова-подсказки)
-Проверим, что у вас получилось? (фронтально, подходят по-одному к доске доказывают и исправляют, остальные сверяют в своих тетрадях)
-У кого не было ошибок? Кому было трудно выполнять задание? Почему?
10.Дополнительное задание.
(кто справится быстро с самостоятельной работой)
-Вспомним о весне.
Иду по тропинке,
У самой сосны
Синеет подснежн . к-
Фонар . к весны.
-Списать, вставить пропущенные буквы. Доказать правильность написания.
11.Итог урока.
а)Обобщение. Написание синквейна.
Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.
Правила составления синквейна:
• одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
• три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Написание синквейна детьми.
б)Рефлексия.
-Какова была тема нашего урока? А проблема?
-Что нового вы узнали сегодня?
-Кто научился правильно писать суффиксы
–ик, -ек? А кто еще не уверен в своих силах?
-Вы стали еще умнее и научились применять новое правило на практике.
12.Оценки.
13.Домашнее задание.
-с.133, правило, упр. 109.
Всего комментариев: 1
avatar
1 Lubuska • 22:41, 07.11.2011

Уважаемые коллеги! Извините, в указании класса мной допущена ошибка. Это 3 класс.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены