РАЗРАБОТКИ
|
Использование информационных технологий на уроках географии
Использование информационных технологий на уроках географии.
Из опыта работы учителя географии Дорофеевой М.А., средняя школа №33 города Сызрани. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». В своей практике я использую различные виды информационных ресурсов. В зависимости от дидактических целей можно выделить следующие виды компьютерных программ: • учебные; • тренажеры; • контролирующие; • наглядные или демонстрационные; • справочно-информационные; • мультимедиа-учебники; • интернетресуры. Учебные информационные ресурсы. При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Данные образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. К тому же позволяет учителю акцентировать внимание учащихся на главных моментах содержания. Например, при изучении темы «Политическая карта мира» в 10 классе, электронное пособие позволяет проследить историю формирования политической карты, территориально определить расположение и принадлежность зависимых территорий, наводя курсор на карту, мы можем узнать основные сведения по странам мира, да и многое другое. Тренажеры. В мультимедийных учебных пособиях достаточно много содержится заданий на формирование у учащихся практических навыков различного уровня. Их я использую в качестве практикумов для закрепления учебного материала. Например, задание в 10 классе – определите на карте крупнейшие очаги конфликтов. Учащиеся переносят на карту названия, таким образом, знакомятся с их территориальным размещением. Контролирующие информационные ресурсы. На этапе проверки или закрепления провожу тестирование. Тесты составляю сама или использую, особенно в старших классах, готовые программы для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Именно они дают возможность ученику проверить свои знания по предмету, а учителю получить полную картину уровня подготовленности учеников и возможность корректировки. Наглядные или демонстрационные информационные ресурсы. География невозможна без наглядности, поскольку призвана формировать образ территории, объекта. Поэтому использование электронных наглядных пособий улучшает качество восприятия материала. Например, на уроке в 7 классе «Природа Антарктиды» я использую различные видеосюжеты, картосхемы, рисунки, которые позволят ученику представить материк в полном его многообразии. Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, в 6 классе при объяснении темы «Как открывали и изучали нашу Землю» я использую презентацию, где наглядно показаны путешествия. В моем кабинете имеется особая категория медиаобъектов – интерактивные карты. Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Физическая карта полушарий». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести только градусную сеть, с помощью которой можно отработать умения определять широту и долготу, а если вывести на экран все географические объекты, то можно продолжить работу по формированию географических координат. Такое наслоение информации на карте позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель. Сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем делает излагаемый материал более интересным, насыщенным, наглядным. Данный вид карт позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе изучения нового материала составлять опорные конспекты, проводить сравнения, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации. Электронные карты предоставляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию и проектированию. Справочно-информационные ресурсы. Справочно– информационные электронные пособия также находят место на уроке, а чаще при подготовке индивидуальных заданий к уроку. Например, справочник «Страны мира» дает полную комплексную информацию о стране, ее столице. Мультимедиа-учебники. Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно разработана целая серия мультимедийных учебников к школьным курсам географии. В своей работе я использую «Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия». Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике. Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний. Бесспорным плюсов в уроке является использование и электронных приложений к учебнику. Например, я использую электронное приложение к учебнику географии 7 класса А.П. Кузнецова, Л.Е. Савельевой, В.П.Дронова. Данное приложение содержит не только сам текст учебника, но и различные дополнения: практикум, атлас, экзаменатор, словарь и др. Имея в кабинете ноутбуки, дети с удовольствием принимают участие в работе в данным приложением. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. Интернетресуры. Незаменимы информационные технологии при работе над проектом. При этом я ориентирую ребят на сайты, содержащие информацию по проекту http://papshuli.narod.ru/predmet/geo_links.htm. Кроме того, применяя технологию кейса, использую информацию, необходимую для работы в группах в виде файлов на рабочем столе ноутбуков. Это позволяет быстро, без лишних затрат, использовать необходимый файл для поиска информации. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии видятся мне наиболее перспективными технологиями обучения наряду с другими, уже апробированными и доказавшими свою эффективность. Применение ИКТ помогает мне успешно внедрять в процесс обучения и внеурочную деятельность компетентностный подход, который ориентирует на перспективные цели развития личности.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены