РАЗРАБОТКИ
|
Пересматриваем школьные орфографические правила. Личные окончания глаголов.Автор: Аннотация Автором данной статьи предложено отказаться от школьного правила о правописании личных окончаний глаголов в настоящем/простом будущем времени как неполного и слишком сложного. Рекомендуется использовать личные окончания 3-го лица множественного числа как показатель типа спряжения глаголов. Личные окончания глаголов в настоящем/простом будущем времени относятся к числу высокочастотных орфограмм. Известное школьное правило об их написании сокращенно воспроизводит текст § 74 академического справочника по орфографии и пунктуации [1] (далее – «Справочник») и формулируется, с теми или иными вариациями, следующим образом: Различают два типа спряжения глаголов, имеющих разные личные окончания: I (-у/-ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют) и II (-у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят). Ударные окончания глаголов пишутся как слышатся. Для различения спряжений глаголов с безударными личными окончаниями используется инфинитив. Глаголы, оканчивающиеся на -ить, относятся ко II спряжению, все другие – к I (за исключением двух глаголов I спряжения на -ить и 11 глаголов II спряжения на -еть и -ать). Выделяют также глаголы разноспрягаемые (хотеть, бежать, чтить) и архаические (дать, есть). Рассмотрим, в какой степени данное правило отвечает требованиям, которые учитель, методист и ученик вправе предъявить к школьным орфографическим правилам (см. [2], советую читателям также прочесть публикацию [3] на ту же тему). С этой целью проанализируем приведенный текст правила. Всегда ли возможно определить словообразовательный суффикс инфинитива (гласную перед конечным –ть)? Нет, не всегда, но только если суффикс находится под ударением. Cуществует множество глаголов с безударным суффиксом, гласная которого в слабой заударной позиции произносится либо неясно (суффикс –а-: слышать, резать, плавать; более того, после мягкой шипящей Ч суффикс –а- произносится так же, как безударные –е-/–и-: нервничать, скрытничать, скромничать), либо не так как пишется (суффиксы –я- и –е-: лаять, выздороветь), либо так как пишется, но с необходимостью проверки написания (суффикс –и-: клеить, мучить, встретить). Далее, ударение в глаголе может перемещаться: - при добавлении приставки, в первую очередь ударной приставки вы- (бежа’ть – вы’бежать, гна’ть – вы’гнать, здорове’ть – вы’здороветь), иногда и при других приставках (вто’рить – повтори’ть); - при изменении вида глагола (совершенный-несовершенный): а) путем изменения суффикса инфинитива: выступа’ть – вы’ступить, выполня’ть – вы’полнить; б) путем смены места ударения: нареза’ть — наре’зать , рассыпа’ть — рассы’пать; в) с помощью суффиксов –ыва-/-ива-: завали’ть – зава’ливать, похвали’ть – похва’ливать, настоя’ть – наста’ивать; - при изменении переходности/непереходности глагола. Это несколько глаголов с приставкой обез-/обес-, в которых меняется суффикс инфинитива или меняется место ударения: обессилить - обессилеть, обезлюдить – обезлюдеть, боле’ть – обезбо’лить, вреди’ть –обезвре’дить; смена переходности возможна и без указанной приставки: ослабе’ть – осла’бить, броса’ть – бро’сить; - некоторые глаголы имеют равноправные варианты произношения с разными местами ударения: зави’хриться - завихри’ться, и’скриться - искри’ться, оки’слиться - окисли’ться, ржа’веть – ржаве’ть. Как можно видеть, вне сферы действия правила остается большая группа глаголов. Отмечу, что написание безударных суффиксов инфинитива рекомендуется определять с помощью правила об усекаемых/неусекаемых основах глаголов, которое было предложено А.А. Зализняком (будущим академиком) в 1964 г. [4] и впоследствии вошло во второе издание академического «Справочника» [1, § 76]. В первом издании «Справочника» 1956 г. [5] написание безударных суффиксов инфинитива не регламентировалось. Следует заметить, что правило сложно в употреблении и содержит много исключений. В школьной программе его нет. Я не смог найти общего списка глаголов с безударным суффиксом инфинитива; возможно, его и не существует. Чтобы выяснить, хотя бы для себя, насколько часты такие глаголы, я провел эксперимент и за короткое время набрал следующие глаголы: бегать, бежать, бредить, думать, ездить, гладить, капать, лазать, мазать, молвить, мылить, мыслить, надеяться, приблизить, разбавить, разниться, парить, проказить, прятать, скатывать, следовать, слушать, слышать, спорить, ставить, стариться, строить, тревожить. Рекомендую коллегам самим проделать такой опыт, чтобы убедиться, насколько многочисленны в русском языке глаголы с безударным гласным перед конечным –ть. В школьных учебниках проблема безударных суффиксов инфинитива не обсуждается или только упоминается. В последнем случае некоторые учебные пособия рекомендуют заучивать на память написание глаголов с такими суффиксами. Совет нехорош, потому что, во-первых, подобных глаголов много; во-вторых, таким путем мы косвенно относим их к исключениям или, выражаясь школьным жаргоном, к «словарным словам», каковыми они не являются. Всегда ли возможно определить тип спряжения глагола по суффиксу инфинитива? Нет, не всегда. Существует большое число глаголов (многие из них с ударными личными окончаниями), у которых суффиксы инфинитива не соответствуют указанным как характерные для данного типа спряжения. Это, например, глаголы на –ить (жить, ошибиться, шить и др.) первого спряжения, на –еть (висеть, звенеть, кипеть и др.), –ать (бежать, кричать, молчать и др.) и -ять (бояться, состояться, стоять и др.) второго спряжения. Нам остается сделать вывод, что единственным надежным показателем типа спряжения глагола является не суффикс инфинитива, а фонетически различимые личные окончания глаголов. Если и суффикс, и личные окончания глагола безударны, то школьная грамматика не предоставляет возможности выяснить тип спряжения. Единственная рекомендация учебных пособий – заучивать такие глаголы наизусть. Рассмотрим последовательность действий старательного ученика при использовании правила
Очень тяжелое правило и очень трудный алгоритм. Неудивительно, что рассматриваемое правило считается одним из самых сложных в школьном курсе орфографии и что ошибки в написании личных окончаний глаголов столь часты. Заключим, что если данное правило и уместно в академическом «Справочнике» [1], то его механический перенос в школьный учебник выглядит неоправданным с методической точки зрения. Обобщим сказанное Исключительно высокая вариативность русского глагола и подвижность русского ударения сыграли шутку с правилом, постулирующим наличие связи между суффиксом инфинитива и личными окончаниями глагола: никак не получалось дать методически приемлемое описание орфографического явления и обобщить все воможные написания. Пришлось подпирать правило оговорками, исключениями и дополнениями, и в результате его стало трудно применять в письменной практике. Я полагаю, что все эти сложности есть свидетельство несоответствия основного постулата правила духу и форме русского глагола. Вернемся к вопросу, заданному в начале статьи: соответствует ли данное правило требованиям, которые методике преподавания следует предъявлять к школьным орфографическим правилам? Ответ: рассматриваемое правило неудовлетворительно как минимум по двум позициям из перечисленных в [2]: оно а) неполно и б) сложно в употреблении. В правиле есть существенные пробелы, так как оно охватывает далеко не все глаголы и их формы. То же можно сказать об алгоритме выполнения правила: он ненадежен, неполон и слишком сложен; он представляет собой многошаговую операцию, что говорит о его методическом несовершенстве. Кроме того, на практике правило следует применять внимательно и с осторожностью, чтобы обойти такие подводные камни, как вариации вида и переходности глаголов, возможность переноса ударения и пр. Новое правило, которое все знают и которое почти никто не использует Сравним личные окончания глаголов I и II спряжений. Мы наблюдаем одинаковые окончания в 1-м лице ед. числа (-у/-ю), разные окончания в 3-м лице мн. числа (-ут/-ют для первого спряжения и -ат/-ят для второго), а в остальных случаях - выбор между –е- и –и-, которые в безударной позиции звучат одинаково (то есть эти окончания являются орфограммами и для их написания необходимо установить тип спряжения глагола). Итак, для идентификации спряжения по личным окончаниям мы располагаем единственными различимыми окончаниями в 3-м лице мн.ч.: -ут/-ют для первого спряжения и -ат/-ят для второго. Связь этих личных окончаний с типом спряжения глагола лежит, можно сказать, на поверхности и видна всем. На сайтах по русской грамматике встречаются предложения использовать ее для определения спряжения глаголов [6], однако на удивление редко и только как необязательная рекомендация или дополнение к школьному правилу. Систематический же анализ этой связи до сих пор, по-видимому, не выполнялся. Проделаем эту работу. Первый вопрос: Насколько надежен этот критерий различения спряжений, в какой степени он охватывает все разнообразие русского глагола? Иначе говоря, какие глаголы подчиняются или не подчиняются закономерности «они ...-ут/-ют = I спряжение и они ...-ат/-ят = II спряжение»? Так вот, в отличие от связи между суффиксом инфинитива и типом спряжения глагола (которая предполагается традиционным правилом), данная закономерность имеет системный, универсальный и всеобъемлющий характер. Ей подчиняются ВСЕ русские глаголы (кроме, разумеется, разноспрягаемых и архаических) – и с ударными, и с безударными суффиксами инфинитива и личными окончаниями. Среди разноспрягаемых только глагол хотеть имеет безударные окончания, которые надо запоминать. Его можно считать одним-единственным исключением. Как видим, рассматриваемая закономерность точна чуть ли не математически, что большая редкость для русского языка, синтетического по своей природе. И второй естественный вопрос: Всегда ли и насколько надежно мы можем различить по звучанию безударные окончания -ут/-ют и -ат/-ят? В известном учебнике ([7], ч. 2, с. 122) читаем: «Можно ли на слух по 3-му числу множественного числа определить спряжение глаголов с безударным окончанием? Далеко не всегда: борю/ятся, ездя/ют, строю/ят.» Предупреждения того же рода можно найти и в некоторых других руководствах. Иных возражений против использования окончаний 3-го лица мн.ч. как маркера спряжения глаголов я в литературе не встречал. Однако из русской лингвистики [8] известно, что позиционные изменения звука У в слове имеют исключительно количественный характер (то есть звук произносится сильнее или слабее, длиннее или короче). Во всех позициях звук У не подвергается качественным изменениям, то есть не меняет своего индивидуального звучания. Действительно, если наш собеседник произнесет «они борЯтся, ездЮт, строЮт», то мы мгновенно услышим и распознаем ошибку и подумаем про себя, что говорящий или плохо владеет русским языком, или говорит на диалекте, или пользуется просторечием. Приведенный пример, как и наша повседневная речевая практика подтверждают правоту теоретической фонетики. Конечно же, мы действительно отличаем безударные -ат/-ят от -ут/-ют именно на слух, причем легко и без труда, потому что, повторю, звук У никогда не меняет своего звучания. Поэтому давайте отнесем цитированное выше возражение к школьным мифам и предрассудкам. Не будем принимать его всерьез. Суммируем:
Эту ясная, всеобъемлющая и, я бы сказал, демонстративная закономерность, по-видимому, органически присуща системе русского глагола. На основании сказанного можно предложить следующее очень простое правило. Формулируем правило: Они ...–ут/-ют - личные окончания пишутся через Е: -ешь, -ет, -ем, -ете Они ...-ат/-ят - личные окончания пишутся через И: -ишь, -ит, -им, -ите С методической и практической точек зрения правило чрезвычайно упрощает выбор между вариантами написания личных окончаний с –е- (I спряжение) или –и- (II спряжение). Алгоритм проверки окончаний с помощью правила одношаговый; он является универсальным и надежным; он исключает разночтения и не имеет вариантов; исключительная простота алгоритма позволяет применять его в реальном процессе письма. Детям нетрудно понять и легко запомнить правило, а навык его применения достигается, как я могу судить по своему опыту, за короткое время. Полагаю, что всех этих соображений достаточно для отказа от стандартного школьного правила как неполного и методически несовершенного и замены его на правило, приведенное выше (см. также мои статью [9] и учебное пособие [10]). Есть еще один вопрос, который, я думаю, непременно зададут охранители традиционной школьной грамматики: а что делать учителю, если ученики ошибаются в употреблении окончаний –ут/-ют и –ат/ят или не знают, какое из них выбрать? Да всё то же, что мы всегда делаем при нарушении или незнании литературного произношения: исправить ошибку или продемонстрировать правильное звучание слова. В конце концов, обучение детей нормативной русской речи есть непременная часть нашей работы. Если же учитель не уверен, какого окончания требует тот или иной глагол, то у него всегда есть возможность проверить себя с помощью академических правил или просто справиться в орфографическом словаре. Сама же данная проблема (выбор между –ут/-ют и -ат/-ят) не имеет отношения к собственно орфографии, но только к культуре речи и орфоэпии. Использование общего для всех русских глаголов алгоритма «они ...-ут/-ют = Е, они ...-ат/-ят = И», легко применимого в практическом правописании, позволит отказаться от неэффективного традиционного правила. Переход к новому правилу станет разумным выбором в пользу ученика и учителя. Буду благодарен коллегам за отзывы и критические замечания.
ЛИТЕРАТУРА
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены