РАЗРАБОТКИ

Другие модули


проектная работа на тему: «Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе как ключевая компетенция учителя»

Основными факторами образа жизни, негативно влияющими на здоровье населения, являются: психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, курение, низкая физическая активность, употребление наркотиков.
Ключевыми проблемами в этом отношении являются:
1) формирование культуры здоровья;
2) повышение престижности здоровья и ответственности за сохранение собственного здоровья.
Основополагающий вопрос: «Компетенция – это когда все знаешь?»
Проблемные вопросы:
1. Компетенции или компетентность?
2. Компетенции – это ЗУН?
3. Формирование компетенций возможно без понятия педагогическая технология?
4. Сбережение здоровья учащихся - ключевая компетенция?
Для того чтобы ответить на проблемные вопросы, сначала надо поставить основной вопрос «Компетенция – это когда все знаешь?»
Понятие «компетенция педагога»
Для успешной работы над проблемой познакомимся с определениями «компетенция педагога» ученых и педагогов. Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».
Н.И. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность – это качественное использование компетенций. Другое определение компетентности дал Н.Н. Нечаев: «Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей». другие отмечают, что понятия «знания», «умения», «навыки» неточно характеризуют понятие «компетентность», так как, по их мнению, «компетентность» предполагает владение знаниями, умениями, навыками и жизненным опытом.
Означает ли, что «компетенции – это ЗУН?» ЗУН - это основа учебного процесса, а компетенция – основа практической деятельности. После того, как учащиеся последовательно овладели учебным материалом, ребенок приобретает компетенцию. Он достигает определенного уровня продуктивной деятельности. Раз ученик достиг определенного уровня, значит, ЗУН помогли ему быть успешным, достичь определенных результатов. Возможно ли овладение знаниями, умениями, навыками, формированием компетенции без понятия «педагогическая технология?»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Технология (толковый словарь) – это совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерство, искусство.
Таким образом, «педагогическая технология» функционирует и в качестве науки, которая исследует наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Из ряда педагогических технологий ключевыми выделим здоровье сберегающие технологии. Они наиболее значимы по степени влияния на здоровье учеников. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами школы своей солидарной ответственности за сохранение здоровья детей и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.
Здоровье сберегающие технологии включают: обеспечение психологического комфорта учеников, поддержка в учебных затруднениях, чередование стресса и релаксации, учет индивидуальных нужд в обучении. Здоровье сберегающие технологии как раз и интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учеников. Здоровье сберегающие технологии - способы управления поддерживающей учебно-воспитательной средой, исключающей стрессоры, предупреждающей снижение мотивации учения, сохраняющей психоматическое здоровье учащихся. Объектом педагогической деятельности (в том числе и в условиях здоровье сберегающей технологии) является не только сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика (его активности, самостоятельности, инициативы, интересов) для формирования его субъектной позиции и организации способствующей этому образовательной среды
Здоровье сбережение выступает как одна из задач образовательного процесса в моей работе. Достижение названной цели может быть осуществлено с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами я планирую свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровье сберегающий учебно-воспитательный процесс в нашей школе активно реализуется в виде программы “Школа Здоровья”. Работа образовательного учреждения по проекту направлена на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, для формирования отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха
Здоровье сберегающие технологии на уроках физкультуры
Я работаю в МОУ «СОШ 108» 31 год, учителем физической культуры 14. За годы педагогической деятельности накоплен огромный опыт, апробировано много методик, сложилась своя методическая система. Ключевая идея моей методики: каждый урок физкультуры должен приносить пользу здоровью каждого ребенка.
Основное направление моей работы – это физкультурно-оздоровительное, которое реализуется использованием рабочей программы развития, диагностикой уровня знаний, умений, навыков, учета личностных достижений учащихся, представлением свободы выбора способов участия во внеурочной деятельности.
Цель моей профессиональной деятельности как учителя физкультуры - укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры.
Здоровье сберегающие технологии, используемые на моих уроках:
1. Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся - один их способов повышения эффективности урока. Чередую теорию и практику.
2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания учителя, как оценивают его работу. Предъявляю требования и замечания только в дружественной форме.
3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки учащихся.
4. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого я предлагаю создать для каждого ученика ситуацию успеха, предоставить всем детям право выбора вида спорта.
5. Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Я опираюсь на естественные факторы закаливания и большую часть уроков физкультуры провожу на свежем воздухе.
6. Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.
Моя педагогическая философия: полнота жизни через развитие здорового образа жизни, здоровой мысли, здоровых желаний, здоровой семьи. По моему глубокому убеждению, учитель физкультуры – это не только урокодатель. Без постоянного общения с детьми не может расти и укрепляться авторитет учителя, нельзя достичь уважения к своему предмету, осознанного отношения к формированию здорового образа жизни. В своей работе я ориентируюсь на развитие личности школьника, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение. Много внимания уделяю на развитие практических навыков, необходимых в разных жизненных ситуациях.
Принципы моей работы:
1.Постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других. «Воспитатель сам должен быть воспитан».
2.Уважать личность каждого ребенка.
3.Организовать активный ученический труд. Мой девиз: нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые люди в физическом воспитании.
Одной из задач физкультурно-оздоровительной деятельности школы является организация досуга учащихся. Особое внимание я уделяю профилактике правонарушений, работе с детьми из неблагополучных семей. Вовлечение учащихся в кружки и секции, профилактическая работа с подростками и семьями, беседы о вреде алкоголизма, табакокурения, наркомании являются эффективными формами воспитательной работы учителя физической культуры.
В формировании всесторонне развитой личности ребенка в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников. Данные мероприятия направлены на формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей. Традиционными стали спортивные праздники "Папа, мама, я – спортивная семья", "Веселые старты".
Здоровый образ жизни через дополнительное образование
Каждую четверть в нашей школе проводятся Дни Здоровья, которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди подростков, значительно увеличивают двигательную активность ребенка. Продуманной и разнообразной является и внеклассная спортивная работа. Традиционно в школе проводятся спортивные соревнования по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, лыжным гонкам, шахматный турнир. В летнее время функционирование школы переходит в новое качественное состояние, выражением которого является пришкольный лагерь дневного пребывания «Дружная семейка».
Сегодня многое зависит от самого учителя, от его педагогического мастерства, от его желания и заинтересованности в результатах работы.Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель”, - гласит одна из профессиональных заповедей учителя
Заключение
Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией учителя, в частности учителя физкультуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Ребенку предстоит долгая, и, надеюсь, счастливая жизнь. Успех в ней зависит и от его талантов, и от волевых способностей. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физическая культура развивает их больше всего. Физкультура должна стать универсальным средством оздоровления . В настоящее время ведущими направлениями в работе по физическому воспитанию являются:
- создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению физического и психологического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта;
- формирование физической культуры личности с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
- совершенствование врачебно-педагогического контроля, за организацией физического воспитания. Педагогический анализ по реализации современных, требований, обеспечивающих развитие физической культуры.
Работа по этим направлениям социально значима, так как физически здоровый человек защищен, активен, уверен в себе. Он конкурентоспособен и в плане физическом и как следствие, в плане интеллектуального развития.
Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе необходимо применять здоровье сберегающие образовательные технологии. Учить детей охранять свое здоровье, заботиться о нем. Проводить интересные праздники, утренники, походы. Все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически применять полученные знания на занятиях.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены