РАЗРАБОТКИ
|
Учебно-методическое пособие по русскому языку
Шамова Лидия Ивановна,
учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 403 города Москвы Учебно – методическое пособие по подготовке к Государственной итоговой аттестации по русскому языку учеников 5 – 6 классов. План. Раздел 1. Рекомендации для учителей по организации подготовительной работы к итоговой аттестации по русскому языку а)Знакомство со структурой будущего экзамена. б)Создание сетки – схемы выполнения тренировочных заданий для самоанализа. в) Подбор заданий , доступных для данной возрастной группы. г) Подбор заданий опережающего характера при изучении программного материала в 5 – 6 классах. д) Ознакомление учащихся с нормами оценивания экзаменационных работ и разработка промежуточных норм оценивания работ школьников. е) Разработка норм перерасчета баллов за выполненную работу в отметку по пятибалльной системе. Знакомство со структурой будущего экзамена В данной работе представлены материалы по тем возможным шагам в работе, которые может использовать преподаватель, уже начиная с первых шагов учащихся в средней школе. В основе этой работы лежит постепенное знакомство ребят с содержанием зкзаменационных заданий, подготовка школьников к адекватному восприятию будущего экзамена, уверенности в своих силах. Первоначально нужно определить, какие задания доступны для выполнения уже на начальном этапе изучения программы 5 класса. Ученики под руководством учителя внимательно изучают тот материал, который им предстоит изучить в 5 классе по оглавлению учебника, а затем сопоставляют их с представленными учителем заданиями и делают вывод о том, какие они сделают шаги навстречу экзамену в данном учебном году (такая работа может проводиться ежегодно). Одновременно с этой работой ученики должны понять структуру будущего экзамена, состоящего из 3 частей: сжатого изложения, тестовой части и сочинительной части по прослушанному тексту. Школьники будут нацелены на эти виды работ в процессе изучения материала, т.к. увидят, что подобных заданий выполняется достаточно много - следует максимально старательно и добросовестно к ним относиться. Прежде всего учеников стоит нацелить на внимательное отношение урокам развития речи,т.к. именно они помогут ребятам понять типы и стили речи, нацелить их на то, что им предстоит на экзамене работать с текстом публицистического стиля или научного (точнее, научно - популярного подстиля). Те тестовые задания, которые учитель будет готовить к урокам, должны схематично повторять экзаменационные. Это сформирует у школьников устойчивый навык оперирования с подобными заданиями, научит их быть внимательными и не теряться, если что-то покажется сразу затруднительным для выполнения. На уроках следует использовать различные формы устной и письменной работы, способствующей выработки навыка доказательной речи, чтобы школьники могли формулировать основную мысль своего высказывания и подбирать доказательства в ходе рассуждения Создание сетки – схемы выполнения тренировочных заданий для самоанализа при выполнении тестовых заданий. Приступая к созданию сетки схемы, учитель не должен исключать из нее большую часть заданий, т.к. при выполнении заданий А1 – А7 ученики практически могут выполнить на доступном материале все, хотя наибольшую трудность будут вызывать задания А1 и А3, но кропотливая и постоянная работа даст постепенно положительные результаты. № работы 1 2 3 4 5 6 7 А1 А2 И т.д После каждой выполненной тренировочной работы ученики заштриховывают клеточки, где их постигла неудача. Ученик по этим результатам может проанализировать свои знания и умения и нацелить себя на более упорную работу по данной теме. Это дает возможность и учителю увеличить количество заданий по тем темам, которые хуже усвоены. Кроме того данная схема поможет ученикам заметить и свои успехи, когда некоторые клеточки, которые раньше приходилось закрашивать, теперь превратились в распахнутые окошки. Это будет вселять оптимизм в души учеников , их родителей и самого учителя. Подбор заданий , доступных для данной возрастной группы. Подбирая тексты для анализа, учитель должен ориентироваться на их стилистическую особенность, чтобы они помогли в дальнейшем помочь им свободно толковать публицистический и научный материал. Вот пример подобного текста. 1 .Вода в природе находится в постоянном движении. 2. Огромное количество воды, поднятое солнцем в атмосферу, охлаждается и в виде осадков снова выпадает на землю. 3.Выпавшая вода испаряется, проникает в почву и стекает в водоемы. 4.Человек должен следить за чистотой всех водоемов. 5.Чистая вода нужна для питья. 6.В загрязненных сточными водами водоемах гибнут растения и животные. 7.Большой вред наносит загрязнение вод нефтяными продуктами. 8.Нефть смачивает оперение водоплавающих птиц. 9.Оно теряет воздух, и птицы погибают от охлаждения тела. 10.Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды. Для анализа текста могу быть предложены следующие задания: А1. В какой фразе заключена основная мысль текста? 1) Вода в природе находится в постоянном движении. 2) Человек должен следить за чистотой водоемов. 3) Чистая вода нужна для питья. 4) Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды. А2. Укажите , в каком значении употреблено слова «атмосфера»? 1) Воздушная оболочка земли. 2) Состояние воздуха. 3) Обстановка в жилище. А3. Выписать однокоренные слова из текста, указать их роль. 1). Это неоправданное повторение. 2) Подчеркивают научный стиль речи. 3) Их невозможно заменить синонимами. А4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове «нефть» первый звук мягкий. 2) В слове «испаряется» есть безударный гласный в корне. 3) В слове «оперение» есть корень с чередующимся гласным. 4) В слове «осадков» есть неизменяемая приставка. А5.Укажите слово с разделительным мягким знаком. 1)нефть 2) перья 3)спускать А6. Найти слово с приставкой, обозначающей движение внутрь. 1) Находится 2) выпадает 3)проникает 4( запрещает А7. Каким способом образовано слово «загрязнение»? 1) Приставочным 2) Суффиксальным 3) Приставочно – суффиксальным. В1. Заменить слово «осадков» словом художественного стиля. В2 Определить способ связи слов в словосочетании «чистая вода» В3. Выписать грамматическую основу из предложения 5. В4 Среди предложений 7 -10 найти сложное. В5. Среди предложений 3 – 5 найти осложненное однородными членами. В6 Найти подлежащее в предложении 8. В7. Найти сказуемое в предложении 5. В8. Указать способ связи предложений в тексте. (параллельная, цепная) В9. В предложении 9 знак внутри предложения выделительный или разделительный? Подбор заданий опережающего характера. Частичные сведения по некоторым темам доступны для понимания в младших классах . Так, некоторые знания о способах связи слов в словосочетаниях вполне могут усвоить даже пятиклассники. Если объяснить им это на примерах тех частей речи, которые они знают. Дети легко усваивают, что существительное и прилагательное связаны согласованием. А управление - это глагол и существительное в косвенном падеже, а также два существительных связаны той же связью. Наречие же примыкает к глаголу. Когда школьники пишут обучающие или контрольные словарные диктанты, состоящие из словосочетаний, то в качестве дополнительного задания можно предложить им определить способ связи в этих словосочетаниях. Постепенно сведения будут усложняться, когда ученики будут знакомиться с другими знаменательными частями речи. Путем постоянных тренировок можно достаточно хорошо научить их различать сложные предложения с различными видами связи, они быстро усваивают и терминологию: предложения сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Школьники учатся составлять схемы сложных предложений. Так, наряду с вертикальной схемой сложноподчиненного предложения они усваивают и горизонтальную. А сильные ученики довольно успешно могут задать вопрос от главного предложения к придаточному. Что будет хорошим преддверием изучения сложноподчиненных предложений в 9 классе. А за все время работа над данными вопросами даже менее способные ученики постепенно начинают легко отличать сложные предложения по способу связи простых предложений в их составе. Ознакомление школьников с нормами оценок экзаменационных работ Следует ознакомить школьников с теми нормами оценок, по которым будут оцениваться их экзаменационные работы в будущем и доступно объяснить, к чему им следует стремиться. Но на данном этапе обучения, когда объем текстов небольшой, следует разработать более простую схему норм оценок. Особую сложность вызовут, безусловно, оценки за содержание творческих работ. Хотя и здесь дети должны знать тот минимум, который способны усвоить. Например, можно предложить им такую градацию логических ошибок: - нет четкой композиции работы; - отсутствие вступления , концовки; - части неравномерны; - лишняя информация; - пропуск важного; - нарушение абзацного членения; - нарушение последовательности; - отсутствие связи между доводами или предложениями; Также можно выбрать критерии оценки грамматических и речевых ошибок. Эти схемы должны быть всегда перед учениками во время письменных работ и при работе над ошибками. Это научит их более тщательно контролировать не только пунктуационную и орфографическую сторону работы, но и речевую, а также содержательную. Разработка норм перерасчета баллов за выполненную работу в отметку по пятибалльной системе. Новая система оценивания работ с помощью баллов идет в разрез с существующей системой получения учениками привычных оценок, которые они получают по всем предметам. Здесь учитель столкнется с некоторыми трудностями. Проще оценить тестовую работу, а вот творческую достаточно сложно, т.к. они не сталкиваются с таким оцениванием повседневно, но приучать их постепенно следует. Для этого они знакомятся с системой пересчета. Школьники должны знать, что за сочинение они могут набрать 9 баллов и получить оценку «5». Дальше вы должны решить, как будете оценивать более слабую работу, учитывая уровень подготовки класса. Максимальная норма баллов за изложение – 7, а затем нужно подобрать нормы для «4» (это могут быть 6 – 5 баллов),4 -3 балла – это «3» , а двойка так ею и остается Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены