РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учебно-методическое пособие по русскому языку

Шамова Лидия Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ № 403 города Москвы
Учебно – методическое пособие по подготовке
к Государственной итоговой аттестации по русскому языку
учеников 5 – 6 классов.
План.
Раздел 1.
Рекомендации для учителей по организации подготовительной работы к итоговой аттестации по русскому языку
а)Знакомство со структурой будущего экзамена.
б)Создание сетки – схемы выполнения тренировочных заданий для самоанализа.
в) Подбор заданий , доступных для данной возрастной группы.
г) Подбор заданий опережающего характера при изучении программного материала в 5 – 6 классах.
д) Ознакомление учащихся с нормами оценивания экзаменационных работ и разработка промежуточных норм оценивания работ школьников.
е) Разработка норм перерасчета баллов за выполненную работу в отметку по пятибалльной системе.

Знакомство со структурой будущего экзамена
В данной работе представлены материалы по тем возможным шагам в работе, которые может использовать преподаватель, уже начиная с первых шагов учащихся в средней школе. В основе этой работы лежит постепенное знакомство ребят с содержанием зкзаменационных заданий, подготовка школьников к адекватному восприятию будущего экзамена, уверенности в своих силах. Первоначально нужно определить, какие задания доступны для выполнения уже на начальном этапе изучения программы 5 класса. Ученики под руководством учителя внимательно изучают тот материал, который им предстоит изучить в 5 классе по оглавлению учебника, а затем сопоставляют их с представленными учителем заданиями и делают вывод о том, какие они сделают шаги навстречу экзамену в данном учебном году (такая работа может проводиться ежегодно).
Одновременно с этой работой ученики должны понять структуру будущего экзамена, состоящего из 3 частей: сжатого изложения, тестовой части и сочинительной части по прослушанному тексту. Школьники будут нацелены на эти виды работ в процессе изучения материала, т.к. увидят, что подобных заданий выполняется достаточно много - следует максимально старательно и добросовестно к ним относиться.
Прежде всего учеников стоит нацелить на внимательное отношение урокам развития речи,т.к. именно они помогут ребятам понять типы и стили речи, нацелить их на то, что им предстоит на экзамене работать с текстом публицистического стиля или научного (точнее, научно - популярного подстиля).
Те тестовые задания, которые учитель будет готовить к урокам, должны схематично повторять экзаменационные. Это сформирует у школьников устойчивый навык оперирования с подобными заданиями, научит их быть внимательными и не теряться, если что-то покажется сразу затруднительным для выполнения.
На уроках следует использовать различные формы устной и письменной работы,
способствующей выработки навыка доказательной речи, чтобы школьники могли формулировать основную мысль своего высказывания и подбирать доказательства в ходе рассуждения

Создание сетки – схемы выполнения тренировочных заданий для самоанализа при выполнении тестовых заданий.
Приступая к созданию сетки схемы, учитель не должен исключать из нее большую часть заданий, т.к. при выполнении заданий А1 – А7 ученики практически могут выполнить на доступном материале все, хотя наибольшую трудность будут вызывать задания А1 и А3, но кропотливая и постоянная работа даст постепенно положительные результаты.
№ работы 1 2 3 4 5 6 7
А1
А2
И т.д

После каждой выполненной тренировочной работы ученики заштриховывают клеточки, где их постигла неудача. Ученик по этим результатам может проанализировать свои знания и умения и нацелить себя на более упорную работу по данной теме. Это дает возможность и учителю увеличить количество заданий по тем темам, которые хуже усвоены. Кроме того данная схема поможет ученикам заметить и свои успехи, когда некоторые клеточки, которые раньше приходилось закрашивать, теперь превратились в распахнутые окошки. Это будет вселять оптимизм в души учеников , их родителей и самого учителя.
Подбор заданий , доступных для данной возрастной группы.
Подбирая тексты для анализа, учитель должен ориентироваться на их стилистическую особенность, чтобы они помогли в дальнейшем помочь им свободно толковать публицистический и научный материал. Вот пример подобного текста.
1 .Вода в природе находится в постоянном движении. 2. Огромное количество воды, поднятое солнцем в атмосферу, охлаждается и в виде осадков снова выпадает на землю. 3.Выпавшая вода испаряется, проникает в почву и стекает в водоемы.
4.Человек должен следить за чистотой всех водоемов.
5.Чистая вода нужна для питья. 6.В загрязненных сточными водами водоемах гибнут растения и животные. 7.Большой вред наносит загрязнение вод нефтяными продуктами. 8.Нефть смачивает оперение водоплавающих птиц. 9.Оно теряет воздух, и птицы погибают от охлаждения тела. 10.Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды.
Для анализа текста могу быть предложены следующие задания:
А1. В какой фразе заключена основная мысль текста?
1) Вода в природе находится в постоянном движении.
2) Человек должен следить за чистотой водоемов.
3) Чистая вода нужна для питья.
4) Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды.

А2. Укажите , в каком значении употреблено слова «атмосфера»?
1) Воздушная оболочка земли.
2) Состояние воздуха.
3) Обстановка в жилище.
А3. Выписать однокоренные слова из текста, указать их роль.
1). Это неоправданное повторение.
2) Подчеркивают научный стиль речи.
3) Их невозможно заменить синонимами.

А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове «нефть» первый звук мягкий.
2) В слове «испаряется» есть безударный гласный в корне.
3) В слове «оперение» есть корень с чередующимся гласным.
4) В слове «осадков» есть неизменяемая приставка.
А5.Укажите слово с разделительным мягким знаком.
1)нефть 2) перья 3)спускать
А6. Найти слово с приставкой, обозначающей движение внутрь.
1) Находится 2) выпадает 3)проникает 4( запрещает

А7. Каким способом образовано слово «загрязнение»?
1) Приставочным
2) Суффиксальным
3) Приставочно – суффиксальным.

В1. Заменить слово «осадков» словом художественного стиля.
В2 Определить способ связи слов в словосочетании «чистая вода»
В3. Выписать грамматическую основу из предложения 5.
В4 Среди предложений 7 -10 найти сложное.
В5. Среди предложений 3 – 5 найти осложненное однородными членами.
В6 Найти подлежащее в предложении 8.
В7. Найти сказуемое в предложении 5.
В8. Указать способ связи предложений в тексте. (параллельная, цепная)
В9. В предложении 9 знак внутри предложения выделительный или разделительный?
Подбор заданий опережающего характера.
Частичные сведения по некоторым темам доступны для понимания в младших классах . Так, некоторые знания о способах связи слов в словосочетаниях вполне могут усвоить даже пятиклассники. Если объяснить им это на примерах тех частей речи, которые они знают. Дети легко усваивают, что существительное и прилагательное связаны согласованием. А управление - это глагол и существительное в косвенном падеже, а также два существительных связаны той же связью. Наречие же примыкает к глаголу. Когда школьники пишут обучающие или контрольные словарные диктанты, состоящие из словосочетаний, то в качестве дополнительного задания можно предложить им определить способ связи в этих словосочетаниях. Постепенно сведения будут усложняться, когда ученики будут знакомиться с другими знаменательными частями речи.
Путем постоянных тренировок можно достаточно хорошо научить их различать сложные предложения с различными видами связи, они быстро усваивают и терминологию: предложения сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Школьники учатся составлять схемы сложных предложений. Так, наряду с вертикальной схемой сложноподчиненного предложения они усваивают и горизонтальную. А сильные ученики довольно успешно могут задать вопрос от главного предложения к придаточному. Что будет хорошим преддверием изучения сложноподчиненных предложений в 9 классе. А за все время работа над данными вопросами даже менее способные ученики постепенно начинают легко отличать сложные предложения по способу связи простых предложений в их составе.
Ознакомление школьников с нормами оценок экзаменационных работ
Следует ознакомить школьников с теми нормами оценок, по которым будут оцениваться их экзаменационные работы в будущем и доступно объяснить, к чему им следует стремиться. Но на данном этапе обучения, когда объем текстов небольшой, следует разработать более простую схему норм оценок. Особую сложность вызовут, безусловно, оценки за содержание творческих работ. Хотя и здесь дети должны знать тот минимум, который способны усвоить. Например, можно предложить им такую градацию логических ошибок:
- нет четкой композиции работы;
- отсутствие вступления , концовки;
- части неравномерны;
- лишняя информация;
- пропуск важного;
- нарушение абзацного членения;
- нарушение последовательности;
- отсутствие связи между доводами или предложениями;
Также можно выбрать критерии оценки грамматических и речевых ошибок. Эти схемы должны быть всегда перед учениками во время письменных работ и при работе над ошибками. Это научит их более тщательно контролировать не только пунктуационную и орфографическую сторону работы, но и речевую, а также содержательную.
Разработка норм перерасчета баллов за выполненную работу в отметку по пятибалльной системе.
Новая система оценивания работ с помощью баллов идет в разрез с существующей системой получения учениками привычных оценок, которые они получают по всем предметам. Здесь учитель столкнется с некоторыми трудностями. Проще оценить тестовую работу, а вот творческую достаточно сложно, т.к. они не сталкиваются с таким оцениванием повседневно, но приучать их постепенно следует. Для этого они знакомятся с системой пересчета. Школьники должны знать, что за сочинение они могут набрать 9 баллов и получить оценку «5». Дальше вы должны решить, как будете оценивать более слабую работу, учитывая уровень подготовки класса.
Максимальная норма баллов за изложение – 7, а затем нужно подобрать нормы для «4» (это могут быть 6 – 5 баллов),4 -3 балла – это «3» , а двойка так ею и остается
Всего комментариев: 2
avatar
1 плп • 16:33, 08.02.2012

Хорошая работа.
avatar
2 zhanis • 20:38, 09.05.2012

Да, работа хорошая. Была бы ещё лучше, если бы была предложена и шкала оценки, с которой педагог знакомит учеников. Для "непосвящённых" и родителей.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены