РАЗРАБОТКИ
|
Интегрированный урок по литературе и истории
План интегрированного урока литературы и истории
(с использованием ИКТ) (300-летию Полтавской битвы и 210-летию А.С.Пушкина посвящается) Учитель русского языка и литературы Шамова Л.И. Учитель истории Новикова О.Н. Цели: - Познакомить учащихся с историей победы над Швецией в18 веке под Полтавой. - Показать исторический взгляд на способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность А.С.Пушкина. - Воспитывать чувство гордости у учащихся славными страницами русской истории. Участники: Ведущие -2 человека. Чтецы – 6 человек. Исполнители: Петр 1. Полководцы: ШереметьевБ.П. МеншиковА.Д. РепнинА.Д. Карл 12.Полководцы: Реншильд К.,Гилленкрок А..Левенгаупт А.Витвольд, Мальборо. Учителя истории и литературы. Ход урока Вступление . Ведущий 1: Начинаем наш урок. Ведущий 2: Он посвящен славной победе русского оружия над мощным врагом – шведами. Учитель истории:300 лет отделяет нас от славной победы русской армии под Полтавой. Сегодня мы вспомним события северной войны. Учитель литературы: Так совпало, что в этом году мы отмечаем 210 лет со дня рождения А.С.Пушкина ( на экране портрет). Великий поэт и патриот не мог обойти в своем творчестве эту историческую страницу славы русского оружия и своего кумира императора Петра 1. он создал в 1828 году, накануне 120-летнего юбилея битвы, поэму «Полтава». Ведущий 1 У нас работает прессцентр Журналисты, которые побывали на той земле, где 300 лет назад произошли великие исторические события . : Корреспондент1: Мы только что вернулись из Полтавы Корреспондент 2: Мы хотим поделиться с вами своими впечатлениями (Ученики показывают свою презентацию, где показаны памятники, посвященные Полтавской баталии, в современной Украине) Ведущий1: Сегодня на этом занятии мы постараемся показать вам некоторые страницы реальной истории. Роли исполняют: Петр 1 – Карл 12 - Шереметьев – Мальборо - Меншиков – Реншильд - Репнин – Витвольд Гилленкрок - Левенгауп – Ведущий2 : Комментировать страницы истории будет великий Пушкин. Чтецы: Учитель истории: Давайте мысленно перенесемся на 300 лет назад в Россию 18 века (На экране картина художника Коцебу «Полтавский бой» -Кого вы видите на этой картине? (Петра 1) Чтец 1 ( звучат строки из поэмы Пушкина «Полтава») Была та смутная пора ……………………………. Дробя стекло, кует булат. Ведущий 1 Начало 18 века – это безрезультатные попытки России добиться дипломатического мира со Швецией и выкупа у нее крошечного пятачка земли – устья Невы. Русские были уверены, что шведский король Карл 12 готовится перейти нашу границу. Был разработан план: неприятеля на свои земли пустить и не принимать генерального сражения до тех пор, пока не будет верных шансов на победу в этом сражении. Ведущий 2: Все как бы связалось в узел: Европа, Швеция, Россия, и Швеция в этой триаде держит главенствующую роль, несмотря на свое реальное положение в войне, русские забрали Ингрию и Карелию, уничтожили основные базы шведов в Лифляндии и Эстландии, нанесли врагу множество сильных и быстрых ударов. Ведущий 2: Сейчас мы послушаем мнение британского посланника Витворда и герцога Мальборо.(Выходят ученики, изображающие шведов) Витвольд(обращаясь к герцогу) -Король Карл и Европа живут еще впечатлениями от Нарвы. «бедный русский царь»- так яназываю в своих донесениях Петра1 Мальборо(обращаясь к посланнику) - Я побывал в шведской армии, видел, что у шведов недостаточно пушек, нет госпитальной службы, мне пришлось выслушать унылые речи офицеров о предстоящей кампании. (Кланяются друг другу и уходят) Выходит Петр1 и полководцы Петр1: - Чувство юмора не покидало меня всю Северную войну: еще в 1705 году, когда я узнал об избрании шведского ставленника Станислава Лещинского королем Польши, я устроил в Москве еще одну коронацию. Меньшиков: Петр Алексеевич! Я помню. Вы назначили «императором шведским» своего шута. - Да, была такая церемония.(Отходят в сторону) Выходит Карл12 с полководцами. Карл12: -Прошу вас садиться, господа.(НА столе карта России. Карл берет в руки циркуль и линейку.) Я много думал об уничтожении России о досконально изучил, просидев месяцы с циркулем и линейкой ее новейшую карту Полководец 1(Встает) - Замечательная мысль занять Москву! Полководец 26 - Вы очень хорошо придумали (кланяется Карлу( свергнуть Петра. Заберем себе весь север России. Полководец 3: - А мне нравится часть плана. Где Вы, Ваше Величество,(кланяется) предлагаете юг России отдать туркам, а Украину - гетману Мазепе. Карл12: - Господа, двигаемся из Польши на восток! (Уходят) Ведущий 1: - Это было летом 1708 года. На экране изображение «Битвы под деревней Лесной» Ведущий 2: - Шведы приняли решение отказаться от прямого движения на Москву и вернулись на Украину Ведущий 2: 28 сентября 1708 года легкий и подвижный корпус в 11,5 тысячи человек под командой Петра1 разбил шведский отряд с обозом под деревней Лесной. Ведущий2: Шведы потеряли 10000 солдат, пушки. Заряды и запасы повианта на все войско. Выходит Карл 12 и говорит: - Углубившись в просторы Украины, я метался в поисках теплых зимних квартир для армии, которая непрерывно таяла, а, вернее, замерзала. Чтец 3(отрывок из поэмы) Но время шло. Москва напрасно …………………………………………. И перенес войну в Украйну. Карл12: Но чем дальше мы шли на восток, тем труднее становилось с боеприпасами и едой: оставшаяся далеко Европа, не могла лил не хотела помочь мне. Надеждой нам оставался только одон гетман Украины Мазепа. Чтец 4 (Отрывок из поэмы) Грозы не чуя между тем, ……………………………….. Неутомим преступный жар. Петр1: Мазепа обещал королю Карлу 20 тысяч казаков. Надежда, однако, та была недолга: казаков оказалось не 20, а всего 2 тысячи (Уходит) Карл12(с горечью): Рушились все мои замыслы: более того, речь шла о полном физическом истощении армии, которой осталось не более половины. У меня был выбор: умирать от голода или брать Полтаву. Но как? Артиллерия почти без пороха - одни сабли. Я принял решение вступить в битву с русской армией Чтец5: (отрывок из поэмы) И царь туда ж помчал дружины …………………………………………….. И ряд незыблемых штыков. Петр 1: В день 27 июня 1709 года поутру весьма рано, почитай при бывшей еще темноте, противник на нашу кавалерию как конницей, так и пехотою своей с такой фурией напал, чтобы не токмо конницу нашу разорить, но и редутами овладеть… На экране изображение Полтавской битвы. Чтец6: (Отрывок из поэмы) И с ними царские дружины …………………………………….. И смерть, и ад со всех сторон. Петр1 с полководцами. Петр1 - Все кончилось через 2 часа. Мы уничтожили на месте 9 тысяч шведов, в том числе гегелалитет взяли в плен. Я командовал полком, во вркмя боя одна пуля пробила мне треуголку, другая – седло, третья ударила в крест на груди. Карл12: - Меня ранило в ногу, Сначала соорудили носилки, но их разнесло русским снарядом в щепки. Тогда офицеры перекрестили копья и унесли меня с поля боя. У Днепра нас ждали 2 лодки. Так я покинул непокоренную РОССИЮ. (Шведы уходят, опустив головы) Ведущий 1: - В тот же день царь Петр1 написал письмо Федору Юрьевичу Ромодановскому о Полтавской победе. Петр1 (читает)»Доносим вам о зело превеликой и нечаемой виктории, которую Господь чрез неописанную храбрость наших солдат даровати изволил».Питер. Из лагеря в 27 день 1709 Чтец 6 (Отрывок из поэмы) Пирует Петр. И горд, и ясен …………………………………… Заздравный кубок подымает. Подведение итога урока. Учитель истории: - Какое значение в истории Российской государственности имела победа под Полтавой? Учитель литературы: - Как проявился гений А. С. Пушкина как историка и великого поэта в его поэме «Полтава»?
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Психологические особенности и задачи развития в младшем подростковом возрасте Начальная школа. Что должен уметь первоклассник Опасные знакомства в соцсетях - как защитить своих детей Как не дать ребенку запутаться в виртуальных сетях Актуальные психологические проблемы современного старшеклассника и пути их преодоления |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены