РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интегрированный урок по литературе и истории

План интегрированного урока литературы и истории
(с использованием ИКТ)
(300-летию Полтавской битвы и 210-летию А.С.Пушкина посвящается)
Учитель русского языка и литературы Шамова Л.И.
Учитель истории Новикова О.Н.
Цели:
- Познакомить учащихся с историей победы над Швецией в18 веке под Полтавой.
- Показать исторический взгляд на способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность А.С.Пушкина.
- Воспитывать чувство гордости у учащихся славными страницами русской истории.
Участники:
Ведущие -2 человека.
Чтецы – 6 человек.
Исполнители:
Петр 1. Полководцы: ШереметьевБ.П. МеншиковА.Д. РепнинА.Д.
Карл 12.Полководцы: Реншильд К.,Гилленкрок А..Левенгаупт А.Витвольд, Мальборо.
Учителя истории и литературы.
Ход урока
Вступление
.
Ведущий 1: Начинаем наш урок.

Ведущий 2: Он посвящен славной победе русского оружия над мощным врагом – шведами.

Учитель истории:300 лет отделяет нас от славной победы русской армии под Полтавой. Сегодня мы вспомним события северной войны.

Учитель литературы: Так совпало, что в этом году мы отмечаем 210 лет со дня рождения А.С.Пушкина ( на экране портрет). Великий поэт и патриот не мог обойти в своем творчестве эту историческую страницу славы русского оружия и своего кумира императора Петра 1. он создал в 1828 году, накануне 120-летнего юбилея битвы, поэму «Полтава».
Ведущий 1 У нас работает прессцентр Журналисты, которые побывали на той земле, где 300 лет назад произошли великие исторические события .
:
Корреспондент1: Мы только что вернулись из Полтавы
Корреспондент 2: Мы хотим поделиться с вами своими впечатлениями
(Ученики показывают свою презентацию, где показаны памятники, посвященные Полтавской баталии, в современной Украине)

Ведущий1: Сегодня на этом занятии мы постараемся показать вам некоторые страницы реальной истории.

Роли исполняют:

Петр 1 – Карл 12 -
Шереметьев – Мальборо -
Меншиков – Реншильд -
Репнин – Витвольд Гилленкрок -
Левенгауп –
Ведущий2 : Комментировать страницы истории будет великий Пушкин. Чтецы:

Учитель истории: Давайте мысленно перенесемся на 300 лет назад в Россию 18 века (На экране картина художника Коцебу «Полтавский бой»
-Кого вы видите на этой картине? (Петра 1)

Чтец 1 ( звучат строки из поэмы Пушкина «Полтава»)
Была та смутная пора
…………………………….
Дробя стекло, кует булат.

Ведущий 1 Начало 18 века – это безрезультатные попытки России добиться дипломатического мира со Швецией и выкупа у нее крошечного пятачка земли – устья Невы. Русские были уверены, что шведский король Карл 12 готовится перейти нашу границу. Был разработан план: неприятеля на свои земли пустить и не принимать генерального сражения до тех пор, пока не будет верных шансов на победу в этом сражении.

Ведущий 2: Все как бы связалось в узел: Европа, Швеция, Россия, и Швеция в этой триаде держит главенствующую роль, несмотря на свое реальное положение в войне, русские забрали Ингрию и Карелию, уничтожили основные базы шведов в Лифляндии и Эстландии, нанесли врагу множество сильных и быстрых ударов.

Ведущий 2: Сейчас мы послушаем мнение британского посланника Витворда и герцога Мальборо.(Выходят ученики, изображающие шведов)

Витвольд(обращаясь к герцогу)
-Король Карл и Европа живут еще впечатлениями от Нарвы. «бедный русский царь»- так яназываю в своих донесениях Петра1

Мальборо(обращаясь к посланнику)
- Я побывал в шведской армии, видел, что у шведов недостаточно пушек, нет госпитальной службы, мне пришлось выслушать унылые речи офицеров о предстоящей кампании.
(Кланяются друг другу и уходят)

Выходит Петр1 и полководцы
Петр1:
- Чувство юмора не покидало меня всю Северную войну: еще в 1705 году, когда я узнал об избрании шведского ставленника Станислава Лещинского королем Польши, я устроил в Москве еще одну коронацию.

Меньшиков: Петр Алексеевич! Я помню. Вы назначили «императором шведским» своего шута.
- Да, была такая церемония.(Отходят в сторону)
Выходит Карл12 с полководцами.

Карл12:
-Прошу вас садиться, господа.(НА столе карта России. Карл берет в руки циркуль и линейку.) Я много думал об уничтожении России о досконально изучил, просидев месяцы с циркулем и линейкой ее новейшую карту
Полководец 1(Встает)
- Замечательная мысль занять Москву!
Полководец 26
- Вы очень хорошо придумали (кланяется Карлу( свергнуть Петра. Заберем себе весь север России.

Полководец 3:
- А мне нравится часть плана. Где Вы, Ваше Величество,(кланяется) предлагаете юг России отдать туркам, а Украину - гетману Мазепе.

Карл12:
- Господа, двигаемся из Польши на восток! (Уходят)

Ведущий 1:
- Это было летом 1708 года.
На экране изображение «Битвы под деревней Лесной»

Ведущий 2:
- Шведы приняли решение отказаться от прямого движения на Москву и вернулись на Украину

Ведущий 2: 28 сентября 1708 года легкий и подвижный корпус в 11,5 тысячи человек под командой Петра1 разбил шведский отряд с обозом под деревней Лесной.

Ведущий2: Шведы потеряли 10000 солдат, пушки. Заряды и запасы повианта на все войско.

Выходит Карл 12 и говорит:
- Углубившись в просторы Украины, я метался в поисках теплых зимних квартир для армии, которая непрерывно таяла, а, вернее, замерзала.

Чтец 3(отрывок из поэмы)
Но время шло. Москва напрасно
………………………………………….
И перенес войну в Украйну.

Карл12: Но чем дальше мы шли на восток, тем труднее становилось с боеприпасами и едой: оставшаяся далеко Европа, не могла лил не хотела помочь мне. Надеждой нам оставался только одон гетман Украины Мазепа.

Чтец 4 (Отрывок из поэмы)
Грозы не чуя между тем,
………………………………..
Неутомим преступный жар.

Петр1: Мазепа обещал королю Карлу 20 тысяч казаков. Надежда, однако, та была недолга: казаков оказалось не 20, а всего 2 тысячи (Уходит)

Карл12(с горечью): Рушились все мои замыслы: более того, речь шла о полном физическом истощении армии, которой осталось не более половины. У меня был выбор: умирать от голода или брать Полтаву. Но как? Артиллерия почти без пороха - одни сабли. Я принял решение вступить в битву с русской армией

Чтец5: (отрывок из поэмы)
И царь туда ж помчал дружины
……………………………………………..
И ряд незыблемых штыков.
Петр 1: В день 27 июня 1709 года поутру весьма рано, почитай при бывшей еще темноте, противник на нашу кавалерию как конницей, так и пехотою своей с такой фурией напал, чтобы не токмо конницу нашу разорить, но и редутами овладеть…
На экране изображение Полтавской битвы.
Чтец6: (Отрывок из поэмы)
И с ними царские дружины
……………………………………..
И смерть, и ад со всех сторон.

Петр1 с полководцами.
Петр1
- Все кончилось через 2 часа. Мы уничтожили на месте 9 тысяч шведов, в том числе гегелалитет взяли в плен. Я командовал полком, во вркмя боя одна пуля пробила мне треуголку, другая – седло, третья ударила в крест на груди.

Карл12:
- Меня ранило в ногу, Сначала соорудили носилки, но их разнесло русским снарядом в щепки. Тогда офицеры перекрестили копья и унесли меня с поля боя. У Днепра нас ждали 2 лодки. Так я покинул непокоренную РОССИЮ. (Шведы уходят, опустив головы)

Ведущий 1:
- В тот же день царь Петр1 написал письмо Федору Юрьевичу Ромодановскому о Полтавской победе.

Петр1 (читает)»Доносим вам о зело превеликой и нечаемой виктории, которую Господь чрез неописанную храбрость наших солдат даровати изволил».Питер. Из лагеря в 27 день 1709
Чтец 6 (Отрывок из поэмы)
Пирует Петр. И горд, и ясен
……………………………………
Заздравный кубок подымает.

Подведение итога урока.

Учитель истории:
- Какое значение в истории Российской государственности имела победа под Полтавой?

Учитель литературы:
- Как проявился гений А. С. Пушкина как историка и великого поэта в его поэме «Полтава»?
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены