РАЗРАБОТКИ
|
Сценарий родительского собрания "Слагаемые успешности первоклассника"
ГДОУ Детский сад № 61
комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Соловьева Владлена Витальевна, старший воспитатель Сценарий собрания с родителями детей подготовительной к школе группы Тема «Слагаемые успешности первоклассника» Форма проведения: устный журнал Задачи: 1. Раскрыть систему готовности детей к обучению в школе для родителей детей подготовительных групп и показать роль семьи и детского сада в становлении будущего первоклассника. 2. Создать благоприятные условия для взаимодействия таких социальных институтов, как семья и детский сад 3. Привлечь родителей к активному участию в дискуссии по проблеме подготовки детей к переходу из детского сада в школу. Подготовка к собранию: • составление сценария собрания; • организация выставки нормативных документов, регулирующих вопросы образования; • подготовка плакатов-советов и плакатов с видами готовности к обучению в школе; • разработка с воспитателями подготовительной группы Памятки для родителей; • подготовка вопросов для Педагогического ринга. • Изготовление с детьми медалей для родителей: «К школе готовы!» Материал к собранию: плакаты-советы, плакаты с видами готовности детей к обучению в школе, памятки по количеству родителей, медали по количеству родителей, сигнальные карточки красного, желтого и зелёного цветов по количеству участников. Расположение участников: вокруг трех столов, расположенных по углам воображаемого треугольника (1 стол: родители и воспитатель группы, 2 стол: родители и воспитатель группы, 3 стол: ведущий собрания, руководитель физического воспитания, педагог-психолог). Ведущий собрания – старший воспитатель Соловьева В.В. 1 страница «Краткий экскурс по основным нормативным документам» Сегодня мы собрались для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Надеемся, что каждый, будь то воспитатель или родитель, сможет почерпнуть для себя много полезного. В современном мире нельзя жить без знания законов. Это касается и законов, связанных с обучением и образованием. Поэтому я предлагаю вам краткий экскурс по основным нормативным документам, регулирующим вопросы образования. Основной документ – это Закон Российской Федерации об образовании, где государство гарантирует финансовую поддержку в воспитании детей, обеспечивает доступность образовательных услуг. Ст. 5 гарантирует гражданам Российской Федерации возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ст. 19 п.2 гласит: обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет… Здесь же сказано, что по заявлению родителей учредитель вправе разрешить прием детей в более раннем возрасте. В документе «Концепция содержания непрерывного образования» - дошкольное и начальное звено – дана подробная характеристика ребенка перед поступлением в школу, характеристика младшего школьника к концу обучения в начальной школе, определено содержание дошкольного образования в контексте преемственности дошкольного и начального школьного образования. Нагрузка на детей в начальной школе регулируется документом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». В этом документе определено время проведения занятий и в дошкольном учреждении в группе детей каждой возрастной категории, определены перерывы в занятии, сказано о недопустимости преобладания занятий в форме организованного обучения, сказано о необходимости обеспечивать баланс разных видов деятельности. Именно основываясь на этих требованиях, построен режим дня в детском саду. В первом классе также уроки длительностью по 35 минут каждый с физкультминутками. В сентябре-октябре проводится по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Для первоклассников введены дополнительные каникулы. С этим документом перекликается Письмо Министерства общего и профессионального образования от 22 февраля 1999 г. №220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы». В нем отмечена зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Определен порядок построения школьного расписания, выведено максимально допустимое количество часов в неделю при разной ее продолжительности. Подчеркнута необходимость обеспечения школ компенсирующего обучения необходимой медико-педагогической помощью. Регламентирована нагрузка заданий на дом. Стоит ознакомиться с документом «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы», где говорится о стремлении родителей нарастить знания детей и о том, какие последствия это может иметь в дальнейшем обучении и развитии ребенка. Поднимается вопрос об особых требованиях некоторых школ к учебным знаниям, предъявляемым к ребенку при поступлении в первый класс. 2 страница Дискуссия на тему «Слагаемые успешного обучения» Сегодня мы собрались для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Надеемся, что каждый, будь то воспитатель или родитель, сможет почерпнуть для себя много полезного. Вначале я хочу обратиться к родителям. Перед вами - цветные карточки. Поднимите, пожалуйста, карточку такого цвета, который отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка: - красная – сильное - желтая – умеренное - зеленая – отсутствует Вопрос: Что именно вас беспокоит больше всего? Чтобы разговор был предметным, конкретным, предлагаю определить, в чем или в ком видится каждому проблема дискуссии* - Найдет ли ребенок общий язык с педагогом школы, с одноклассниками - Не будет ли часто болеть и потому не успевать в школе? - Достаточно ли у него знаний? - Какие оценки он будет получать в школе? - Будет ли интересно ребенку в школе? Ответы на все эти вопросы можно объединить тремя составляющими готовности ребенка к обучению в школе. А именно: - интеллектуальная готовность, включающая развитие познавательных процессов и познавательных способностей, осведомленность в разных сферах жизни, речевое развитие, основы грамоты, математическую подготовку. * Примечание: вопросы ведущий использует по мере необходимости для завязывания дискуссии - физическая готовность, а именно: владение своим телом, различными видами движений, сюда же стоит отнести подготовку руки ребенка к письму, наличие представлений о своем физическом облике и здоровье, владение культурно-гигиеническими навыками и осознанное понимание их необходимости. - психологическая готовность, или, как ее еще называют, мотивационная. Это осознанное отношение к процессу обучения, т.е., правильная мотивация, умение контролировать свое поведение, учитывать желания других, способность к установлению устойчивых контактов со сверстниками и взрослыми. Обратите, пожалуйста, внимание на плакаты: они ясно отражают все три вида готовности ребенка к успешному обучению в первом классе. 3 страница Выступление руководителя физического воспитания 4 страница разминка Предложить родителям массажные мячики для разминки кистей рук, пальчиковую гимнастику. Цель: научить простейшим приемам проведения пальчиковой гимнастики, развития мелкой моторики и ручной умелости. 5 страница Педагогический ринг Капитаны команды от каждой группы родителей выбирают конверты с вопросами (1-я карточка: вопросы 1,2,5; 2-я карточка: вопросы 3,4,5). В течение 5 минут участники готовят ответы, один участник выступает. Оценивается грамотность и полнота ответа. 1. Что включает программа детского сада в рамках подготовки детей к обучению в школе? - математическая подготовка - основы грамоты - подготовка руки к письму - развитие познавательных процессов - развитие познавательных способностей - психологическая подготовленность - формирование социальной зрелости 2. Что такое познавательные способности? Это составляющие мышления, или мыслительные процессы. - умение наблюдать - обобщать - сравнивать - анализировать - классифицировать - способность рассуждать - делать выводы - устанавливать причинно-следственные связи - понимание взаимозависимостей 3. Что такое познавательные процессы? - внимание Это проявление избирательной направленности процессов сознания. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, поэтому ребенок оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, частой смене деятельности. К старшему дошкольному возрасту формируется произвольное внимание, которое тесно связано с развитием ответственности. (объем внимания – количество предметов, охватываемых сознанием ребенка, концентрация – интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах, распределения – возможность концентрироваться на двух и большем числе различных объектов, переключение – возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой, устойчивость – длительность времени, в течение которого сохраняется его концентрация) - память Это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Первоклассник часто не помнит, что задали на дом, но великолепно может пересказать очередную серию любимого сериала. Просто в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором имеет место непроизвольное. Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (вочпроизведение информации через длительное время). ЫВ зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной (сохранение и воспроизведение зрительных образов), слуховой (запоминание и воспроизведение звуков, словесной информации, дошкольник узнает на слух до 70% информации), эмоциональной (память на эмоциональные переживания, на ней основана прочность запоминания материала). Но без опоры на мыслительную деятельность никакое усвоение знаний невозможно. Вот почему при развитии памяти важно ориентироваться на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать. - мышление Это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами, игрушками); наглядно-образное (познание с помощью представлений, предметов, явлений); словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) – формируется к 6-7 годам. Игры ,лепка, конструирование, рассматривание, общение ,т.е., все то ,чем занимается ребенок до школы ,развивают у него мыслительные процессы - восприятие Это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. В старшем дошкольном возрасте дети хорошо различают цвет и форму предмета, свободно ими оперируют, находя в знакомых вещах. По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр. Огромным достижением старшего дошкольника являются первые попытки установления связей между пространством, временем, количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую задачу – восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое. - воображение 4. Какие нравственно-волевые качества нужно формировать в ребенка для успешного обучения в школе? - организованность Она проявляется в малом и в большом: без подсказки приготовить все необходимое для прогулки или игры, соблюдать режим дня, выполнить просьбу или поручение, выполнять свои маленькие обязанности по дому, например, убирать игрушки на место, заправлять постель, накрывать на стол (расставить тарелки, разложить салфетки и т.п.) - самостоятельность Она проявляется в том, что дети сами определяют место каждой вещи, порядок и интерьер своего уголка или комнаты, в выборе занятий, игр, деятельности по интересам. Не стоит детям преподносить знания в готовом виде, пусть ребенок сам делает «открытия». - настойчивость и старательность Это умение доводить начатое дело до конца, выполнить его аккуратно, качественно, стремление прилагать для этого максимум усилий. - ответственность Это понимание ребенком необходимости приложения усилий, старания, значимости выполняемой им деятельности, занятий для приобретения новых знаний. 5. Одним из важных условий благополучного начала обучения в школе является сформированность мотивации к обучению в школе, как часть психологической готовности. Что, на ваш взгляд, включает школьная мотивация? - наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, выполнение интеллектуальных заданий, решение задач) - понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности - эмоционально-благополучное отношение к школе 6 страница Психологическая. Выступление педагога-психолога Наверное, вы обратили внимание на то, что одно задание оказалось у обеих команд. И это не случайно, поскольку поступление ребенка в школу может внести очень большие перемены в жизнь семьи по сравнению с дошкольным периодом или же она во многих отношениях останется прежней. Легкость, с которой ребенок привыкает к школе, определяется его прежним опытом, личностью, чуткостью педагога и усилиями взрослых, которые предлагают ему готовиться к школе. (Предложить каждому из присутствующих высказать, какой вклад вносит именно он в подготовку ребенка к школе, чем способствует становлению личности будущего школьника) 7 страница Итоговая Ведущий награждает родителей медалями за активное участие и понимание проблемы подготовки детей к успешному обучению в первом классе, предлагает памятки по становлению мотивационной готовности к школе. ПРИЛОЖЕНИЕ Материалы для использования на родительском собрании Советы по взаимодействию с ребенком Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Материал для плакатов: Интеллектуальная готовность 1. Развитие познавательных процессов и познавательных способностей 2. Осведомленность в разных сферах жизни 3. Речевое развитие 4. Основы грамоты 5. Сформированность элементарных математических представлений физическая готовность 1. Владение своим телом 2. Владение различными видами движений 3. Развитие мелкой моторики в рамках подготовки руки к письму 4. Наличие представлений о своем физическом облике и здоровье 5. Владение культурно-гигиеническими навыками и осознанное понимание их необходимости Психологическая готовность 1. Осознанное отношение к процессу обучения 2. Умение контролировать свое поведение, учитывать желания других 3. Способность к установлению устойчивых контактов со сверстниками и взрослыми 4. Сформированность нравственно-волевых качеств: самостоятельность, организованность, настойчивость и старательность, ответственность Памятка для родителей Хочет ли ваш ребенок идти в школу? Ответ на вопрос, что делать, если у ребенка отсутствует школьная мотивация, не прост и не однозначен. Он требует индивидуального и творческого подхода, а главное, умения уловить момент, когда можно переходить от сформированного игро¬вого мотива к учебному. Ведь потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как за¬интересовать. Как заинтересовать? 1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребе¬нок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. 2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. 3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. 4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слиш¬ком легким. Оно должно быть посильным. 5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положи¬тельный эмоциональный фон. 6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отме¬чайте его «рост», терпение, старание. 7. Оценивайте объективно возможности и способности свое¬го ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими деть¬ми, только — с самим собой. Например, не следует гово-рить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то что ты!» Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Та¬кой подход будет ориентировать вашего малыша на соб¬ственное совершенствование. Литература, используемая при подготовке к собранию: Амонашвили Ш.А.«Сердце отдаю детям» Бабаева Т.И. «У школьного порога» Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? Буре Р.С.«Готовим детей к школе» Виноградова Н.Ф. «Готов ли ваш ребенок к школе» Егорычева В.С. «Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс». Журнал «Управление ДОУ» № 4 2005 год. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Павлова Т.Л. «Диагностика готовности ребенка к школе» Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «Что необходимо знать к первому классу»
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены