РАЗРАБОТКИ
|
Методы и приемы духовно-нравственного воспитания на уроках литературы и во внеурочной деятельности«Проектирование личностного и духовного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» Работу выполнила Пояснительная записка Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы православной культуры». Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Предмет Основы Религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) поможет развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенкиДуховно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с детьми: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей ОПК, педагогов дополнительного образования. Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах православной направленности. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения. Класс: 4 Название модуля: «Основы православной культуры». Тема урока: Совесть и раскаяние. Количество часов: 1 час. Цели урока: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках. Задачи урока: Образовательные:
Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли. Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового. Методы: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные, сравнение, синтез. Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная работа, работа в группах, парная, индивидуальная работа. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, выдвижение гипотезы, выборочное чтение, работа с иллюстрацией. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация. «Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2012). Ожидаемые учебные результаты:
Урок ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе «Совесть и раскаяние» Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Учитель: Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека. - Какие свойства человеческой души вы можете назвать? - Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? - Как вы понимаете смысл слова «добро»? (Всё хорошее, положительное, полезное) - В православии «добро» - это то, что:
3. Чтение учащимся наизусть стихотворения Л. Л. Серафимовой «Какой я?» На кого я похож? Что несу я в себе? Учитель: Дорогие ребята! Мы попробуем помочь герою стихотворения взглянуть на себя и свои поступки со стороны, чтобы что-то понять для себя и чему-то научиться. 4. Кроссворд: 1) Чувство сильного смущения, которое испытал мальчик, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть». - Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда. Учитель читает стихотворение В.А. Смирнова. Ангел Света — небожитель — Учитель: В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой - к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас. Выберите, какие слова относятся к Ангелу света, а какие к Ангелу тьмы. - Так отчего стало неспокойно и больно душе мальчика? (Его мучила совесть.) - Какие чувства противоречат голосу совести? (Гнев, грех, обида). - Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души? (Стыд, раскаяние.) - Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев? (Радость, счастье.) - Что является лекарством, исцеляющим душу? (Совесть, раскаяние.) - Что такое СОВЕСТЬ? (Совесть - это голос Божий, который говорит нам, что хорошо, а что плохо.) - Для чего нам совесть? (Чтобы отличать хорошее от плохого.) - Можем ли мы назвать совесть нашим помощником? (Да.) - В чём она нам помогает? (исправлять в себе отрицательные качества.) 5. Работа с портретом. - Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех). - Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей) - Ребята, какая самая главная книга у православных? (Евангелие – показ учителем) - Прочитайте самостоятельно на с 36-37 учебника то, что рассказывает Евангелие об апостоле Петре. 6. Проверка восприятия. - Кто такой апостол? (ответы детей) - Какой грех он совершил? (ответы детей) - Что творилось с его душой? (мучился) - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть) - Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Совесть может разговаривать с человеком. Как вы думаете, о чём? (Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.) - Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой). - Учитель: Отречение это не предательство. Предательство прямо вредит тому, кого предают. Отречение же вредит самому отрекающемуся. Среди учеников Христа был Иуда – он именно предал Учителя и помог арестовать Его. Петр же не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести. Обратимся снова к словарю Ожегова. «Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть – это способность человека оценить свои поступки». - Ребята, а как работает совесть? 7. Работа по книге. - Прочитайте, об этом на с. 37 учебника и запишите в тетрадь о том, какие важные дела совершает совесть? (Самостоятельная работа). 8. Проверка самостоятельной работы. - Какие важные дела совершает совесть? (слайд 7) 2) « После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!». - Какой можно сделать вывод из нашего разговора? Что самое главное в жизни человека? (быть в ладу со своей совестью) - Что это значит?
- Для чего нам нужна совесть? (ответы детей) - Можем ли мы назвать совесть нашим помощником? (ответы детей) - В чём же она нам помогает? (ответы детей) - Ребята, чаще прислушивайтесь к колокольчику вашей совести. В православии совесть – это голос Божий, звучащий в каждом. 9. Работа с понятием «раскаяние». - Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? - Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться) - Что главное в понятии «раскаяние» в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38. Шаги раскаяния.
Внимательно посмотрите на схему в тетрадях. - Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие? Учитель: Найди дело, противоположное греху:
Спешите делать ДОБРО! - Посмотрите на экран. Перед вами картина «Раздумье». Как вы думаете, что тревожит девочку? (ответы детей) - Какие думы печалят её? (ответы детей) - Могут ли это быть муки совести? (ответы детей) - С кем она может поделиться своими печалями, а может и тревогами? (ответы детей) - У православных есть такое таинство – покаяние. Верующие люди ходят исповедоваться в храм. Чтение детьми стихотворения о храме. Как дерево может - Православные считают, что прежде, чем идти на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирить свою гордыню, то есть спасти душу, очистить её от грехов, зла. - Ребята, назовите самую простую молитву. (Господи, прости!) - Скажите, ребята, когда раскаяние действительно придёт? Найдите ответ в учебнике на стр. 39. (ответы детей) 10. Закрепление. - Ответьте, ребята, что такое совесть? (ответы детей) - Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и бездушный? (ответы детей) - Что такое раскаяние? (ответы детей) - Меняет ли человека раскаяние? (ответы детей) 11. Домашнее задание. - Сочинить стихотворение по теме «Совесть и раскаяние». 12. Итог урока. - Наш урок подошёл к концу. Вы узнали, какое значение имеют совесть и раскаяние для человека. А какое значение имеют эти понятия для вас лично? (ответы детей) - Давайте, ребята, послушаем и споём песню «Если добрый ты». 12 слайд. - Ребята, спешите делать добр
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены