РАЗРАБОТКИ
|
Педагогическая статья "И легким росчерком пера..."Гергенова Арюна Альбертовна, «И легким росчерком пера…» В декабре 1857 года И.С.Тургенев начал работу над романом «Дворянское гнездо», и уже 1858 году в Петербурге на квартире Тургенева П.В.Анненков читает вслух «Дворянское гнездо» в присутствии самого автора, Некрасова, Гончарова, Писемского и других лиц. Вскоре после этого Анненков пишет: «Удовлетворенный всеми отзывами о произведении и еще более кое-какими критическими замечаниями, которые тоже все носили сочувственный и хвалебный оттенок, Тургенев не мог не видеть, что репутация его как общественного писателя, психолога и живописца нравов устанавливается окончательно этим романом». Салтыков-Щедрин писал Анненкову, что он «давно не был так потрясен», как при чтении этого романа Тургенева. «Многие предсказывали автору его овацию со стороны публики, - писал Анненков, - но никто не предвидел, до чего она разовьется. Молодые писатели, начинающие свою карьеру, один за другим являлись к нему, приносили свои произведения и ждали его приговора, в чем он никогда не отказывал им». В романе отразилась история любви Лизы и Лаврецкого. За короткое время герои переживают и надежду на счастье и отчаяние – при осознании его призрачности. Герои задаются вопросами – о личном счастье, о самоотречении, о своем долге и месте в жизни. Герои романа сдержаны и немногословны, Лиза – одна из самых молчаливых героинь в произведениях Тургенева. Но, тем не менее, внутренняя жизнь Лизы и Лаврецкого подобна «горной реке», которая направляет героев на поиски истины – только почти без слов. Раскрыть их внутренний мир нам может помочь жестовый портрет, как проявление постоянно меняющихся мыслей и чувств, как момент встречи, «Внешнего и внутреннего человека, как сам факт проявления личности» (Е.М.Каурова). Для создания главных образов центральных персонажей являются драматические действия в сочетании с рисунком жестов героев, мимических изменений лица, полуфизических проявлений. Например, когда речь заходит о нерасторжимости брака, Лиза, волнуясь, обратилась к Лаврецкому с вопросом о семейных отношениях: «-Вы извините меня, я не должна сметь говорить об этом с вами… но как могли вы… отчего вы расстались с женой? Напряженное душевное состояние спорящих – Лизы и Лаврецкого – передаются и взаимодополняются сменой жестов, выражений, поз, которые способствуют развитию диалога и отмечаются какими – то краткими авторскими ремарками. Лаврецкий «дрогнул… поглядел… подсел» - данные жесты говорят о некой смятенности главного героя, о неожиданности происходящего, о желании дать немедленный ответ, но и в тоже время промолчать, затаиться. И Лиза чувствует внутреннее напряжение Лаврецкого: «побледнела… затрепетало, но она не замолчала», ведь она понимает, что отступать некуда, и надо идти до конца. Лиза отстаивает мораль смирения и покорности судьбе, Лаврецкий – Логика и четкость рассуждения сменяется эмоциональным напряжением и взволнованным состоянием, смущением и умолчанием, паузой и мимическими движениями. В сценах объяснения Лизы с Паншиным, а затем с Марфой Тимофеевной, узнавшей о ночном свидании с Лаврецким, проявляется главная особенность характера Лизы – волевая стойкость и духовная самостоятельность, глава завершается размышлениями Лизы «Марфа Тимофеевна ушла, а Лиза села в уголок и заплакала». Но в отдельных эпизодах естественное на миг побеждает праведное сознание Лизы «но примиритесь, и снова занесла руку на глаза». Этот жест выдает ее волнение, протест естественной природы. Рисунок жестов раскрывает внутреннюю драму героини: «Лиза подняла голову. Ее усталый, почти погасший взор остановился на нем». «Лиза подняла на него свои глаза. Лицо ее было бледно; слегка раскрытые губы тоже побледнели. Сердце в Лаврецком дрогнуло от жалости и любви». В романе больше описаний, чем диалогов, и автор чаще говорит, что делается с героями, чем показывает их в поступках, в действии. Путь от безнадежности к счастью и от счастья к безнадежности порождают внутренний драматизм романа. Таким образом, жестовый портрет дает нам больше информации о герое, нежели описание статического портрета. «Жест подчинен самому герою, именно в нем герой раскрывается как автономное существо, в жесте проявляется его воля или его бессознательное…» (В.В.Башкеева). Позы, жесты, мимика и другие физические проявления приобретают семиотический характер, становятся знаками, что позволяет внимательному читателю в полной мере почувствовать и понять замысел автора и произведение в целом. Литература:
Всего комментариев: 1
1
Александровна0519 • 22:10, 22.03.2017
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены