РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание нравственности на уроках литературы.

Урок-панорама по теме анализ текста в старших классах.
Русский язык и литература. Фирсова Н.В. ГБОУ № 1420, г. Москва



«Я пришёл сюда спорить, чтобы научиться мыслить». Л.Ф.Лосев


Тема: характер отдыха в наш интеллектуальный век. Проблема: каким должен быть отдых сегодня – активным или пассивным. Цели: акутализация раннее полученных знаний по теме; развитие логики, творческих способностей, мышления; формирование толерантности культуры спора, внимательного отношения к окружающим. Утвердительный тезис (У): группа учащихся в составе 3 человек. «Наш отдых в интеллектуальный век должен носить пассивный характер». Отрицательный тезис (О): группа учащихся в составе 3 человек. «Наш отдых в интеллектуальный век должен носить активный характер». Эксперты (Э): 2 учащихся. Таймкипер: 1 учащийся либо учитель. Текст для обсуждения: Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. Что требуется для нормального отдыха? Прежде всего тишина. Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей. Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чём не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. Отдыхающий человек, как ребёнок, хотел бы делать только то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьёзного или запланированного. Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать лёгкий журнал. Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырёх стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой. Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. Пассивный отдых, как один из видов психологической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценить. Ход урока-панорамы 1. Объяснение темы и сущности технологии учителем. Сообщение утверждающего и отрицающего тезиса. 2. Выступление спикера У1. 3. Вопросы О2. 4. Ответ У2. 5. Выступление О1. 6. Вопросы У3 к О3. 7. Ответ О3. 8. Выступление Э1. 9. Выступление Э2. Подведение итогов учителем. 1. Объяснение темы и сущности технологии учителем. Сообщение утверждающего и отрицающего тезиса. Дебаты – интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Дебаты формируют: -умение формировать и отстаивать свою позицию; -ораторское мастерство и умение вести диалог; -командный дух и лидерские качества. Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии: -развитие критического мышления; -развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления; -формирование исследовательских навыков; -формирование организационных навыков; -формирование навыков слушания и ведения записей. Формирование общих и специальных умений и навыков: -формирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек; -построение стратегии отрицающей стороны; -умение правильно формулировать вопросы; -овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике; -овладение навыками эффективной работы в группе. Кодекс чести дебатёра включает следующие правила: -дебатёры должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость-это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям. -дебатёры должны способствовать и воодушевлять на поиск истины. -соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем. ЭТИКА ДЕБАТЁРА: -при обсуждении сторон дебатёры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов; -дебатёры должны спорить в дружественной манере; -язык и жесты, используемые дебатёрами, должны отражать их уважение к другим; -дебатёры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения. Этика тренера: -тренеры должны способствовать личному вкладу дебатёров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам; -тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы; -тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатёров. Литература: 1. Букатов В.М.Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие.-М.:Моск.психолого-социальный институт/Флинта, 1997. 2. Гин А.А.Приёмы педагогической техники: Свобода выбора.Открытость. Деятельность.Обратная связь.Пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс, 1999. 3. Гузеев В.В.Педагогическая техника в контексте образовательной технологии.-М.: Народное образование, 2001. 4. Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.-СПб.:КАРО,2002. 5. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998. 6. Щукова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.-М.: Педагогическое общество России,2001. 2. Выступление спикера У1. Напомню уважаемым коллегам о том, что Конституция РФ признаёт право каждого гражданина на труд и отдых. Проблему пассивного отдыха рассматривает в своей статье господин Макаренко. Он утверждает, что в наш интеллектуальный век характер отдыха изменился: человек получил право на пассивный отдых и обязан этим правом воспользоваться. Столь категоричная точка зрения является взвешенным протестом против натиска рекламы активного отдыха в СМИ, интернете, в городе. Всем категориям населения навязывается активный отдых. Разберёмся: правильно ли это? Поразмышляем. Мы живём в мегаполисе, у нас динамичный ритм жизни: работа, семья, поездки. Тратим свои физические силы и нервы. Поэтому отдых должен быть расслабляющим, а не напрягающим. Обратимся к этимологии слова «отдых»: однокоренное слово - отдышаться (от житейской гонки, как после дистанции). То есть семантика слов говорит о смягчении действия, о пассивности. Как же правильно отдыхать современному человеку? Ответ однозначен: с книгой, слушать хорошую музыку, общаться с природой, друзьями. Но главное-мы должны научиться быть в согласии с собой, прислушаться к себе, своему организму. Это, кстати, советуют врачи. Полноценный отдых и релаксация просто необходимы человеку 21 века. Приверженцами пассивного отдыха были замечательные русские писателя: Пушкин, Крылов, Тургенев, Распутин, Солоухин. Вспомним стихи А.С.Пушкина: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…… - Что мы делаем в санатории? Отдыхаем, восстанавливаемся: ванны, гидромассаж, контрастный душ, ароматерапия….Итак, отдых тела и души… Но лучше всего процесс восстановления проходит в общении с природой. Именно на природе душа человека трудится. Для меня главным отдыхом в юности были песни Окуджавы и Визбора. Пассивный отдых-это путь к развитию созерцательных способностей и воспитанию души. Этого не хватает нашим современникам… 3. Вопросы О2 к У2. Если я вас правильно поняла, вы утверждаете, что расслабление как вид отдыха присущ нашему народу, что этот вид отдыха актуален для нас. Позвольте не согласиться, на мой взгляд, это явление чуждо для нас, оно не характерно для нашего менталитета. Сошлюсь на известных советских психотерапевтов, учёных, врачей, в частности на врача-кардиолога Николая Амосова, который считал, что активный образ жизни - это наиболее полезный вид отдыха. Ведь отдых-это чередование различных видов деятельности. Активный отдых оптимизирует не только физическое, но и умственное развитие. Наиболее ярким представителем активного отдыха являлись такие знаменитости как Суворов, Толстой, Менделеев, Сеченов, Репин, Горький. А сейчас позвольте обратиться к ... На ваш взгляд, какой вид отдыха является наиболее полезным - активный или пассивный? 4. Ответ У2 . Физический, психологические ресурсы организма - не бездонный колодец. Себя любимого нужно периодически восстанавливать. Хочу сослаться на главного психотерапевта Министерства охраны здоровья, доктора медицинских наук, профессора Бориса Михайлова. «Пассивный отдых обязателен! Он нужен прежде всего для максимального восстановления ресурсов организма. Активная нагрузка приводит к заболеваниям, таким как: гипертония, язвенная болезнь, инфаркт миокарда. 5. Выступление О1. Я вас внимательно выслушала, уважаю Вашу позицию, но у меня несколько иная точка зрения на эту проблему. Я считаю, что в век интеллектуального труда, для восстановления работоспособности важен активный отдых, так как переключение с одного вида деятельности на другой благотворительно влияет на организм человека. Сегодня уже упоминалось, что приверженцами активного отдыха были выдающиеся люди нашей страны: Суворов, Сеченов, Менделеев, Толстой, Репин, Горький и др. Иван Михайлович Сеченов сравнивал время восстановления работоспособности в условиях полного пассивного отдыха и при смене одного вида деятельности другим, т.е. в условиях активного отдыха и выяснилось, что утомление проходит скорее и работоспособность восстанавливается раньше при активном отдыхе. В 1902г. 73-летний И.М.Сеченов в опытах на самом себе открыл замечательное явление. Оказалось, что утомленная рука лучше отдыхает не при полном покое, а при работе другой руки, значит, если один центр работает, другой в это время может лучше отдыхать. «Без движения и телесного труда сущее горе», - говорил Лев Николаевич Толстой, проживший 82 года, занимающийся всю жизнь самообразованием. В дневнике, который вёл писатель, мы читаем: 1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3. Изучать французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4. Изучить с/х как теоретическое, так и практическое. 5. Изучить историю, географию и статистику. 6. Изучить математику, гимназический курс. 7. Написать диссертацию. 8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9. Написать правила. 10. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. Примечание! Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил! А роман «Война и мир» потребовал от писателя максимальной отдачи, полного напряжения всех духовных сил. Без активного отдыха, что для Л.Н.Толстого имело большое значение, возможно не было бы тех изумительных произведений, которыми мы восхищаемся. Толстой любит кататься на коньках, любил охоту, ходить пешком. Совершал длительные путешествия пешком из Москвы в Ясную Поляну. «Уставать, - писал он, - и даже сильно на воздухе или на пахоте есть положительное благо во всех отношениях… 6.Вопросы У3 к О3. Как Вас правильно поняла, то прогулки по парку - это активный отдых. Но пассивный отдых тоже очень нужен. Например, многодневные автобусные экскурсии очень напряжённые. Они изматывает организм не только физически, но и эмоционально. Поэтому пассивный отдых всё равно необходим для интеллектуальной переработки полученной информации. Уважаемые оппоненты, позвольте предложить Вам серию слайдов (показ слайдов)… Неужели вы не согласны с тем что этот пассивный отдых плодотворен! Что вы думаете об этом? Выступление Э2. Подведение итогов учителем. Моя цель как эксперта заключается в следующем: дать оценку работы команд, принимающих участие в дебатах по следующим критериям: (см. выше). Таким образом, в результате подсчётов у меня получилось: Команда утверждения получила 27 баллов, команда отрицания получила 27 баллов. Каждая команда для доказательства своей позиции создала систему аргументации. Линия доказательств каждой стороны сформулирована в виде кейса (это система доказательств команды, в которую входить совокупность всех аспектов, аргументов и умозаключении, представляемых в организованной форме и используемых для обоснования своей позиции). Вместе c аргументами участники дебатов представляли свойства поддержки: цитаты, факты, статистические данные, доказывающие их позицию. Удачными были аргументы той и другой стороны, например, жизнь великих людей (Сеченов, Толстой, Пушкин). Перекрёстные вопросы были использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления ошибок у противника. Вопросы были сформулированы правильно, оппоненты умело отвечали на них. Участники продемонстрировали одно из важнейших умений дебатов: способность правильно формулировать точные, а главное продуктивные вопросы и умело отвечать на них и слушать.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены