РАЗРАБОТКИ
|
Формирование национальных ценностей на уроках математикиМухаметшина Эльвира Фидаевна В законе Российской Федерации «Об образовании» закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства .России – федеральный и национальный-региональный. Каждому педагогу предлагалось внедрить национальный – региональный компонент в учебный процесс. Но как это сделать, чтобы избежать столкновения интересов федерального государства и своих регионов? Согласна с тем, что нужно активно приобщать учащихся к этнической культуре, используя возможности национально-регионального компонента на всех учебных дисциплинах. Однако внедрение принципа региональности осуществляется через введение в учебный план специальных предметов: родной язык и литература, культура и история Башкортостана и совсем не затрагивает общеобразовательные предметы, в том числе математику. В современных школах обучается многонациональный состав учащихся, обучаются дети разных национальностей. Несмотря на это, все они живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить нашу большую и крепкую Родину, если не любишь, не знаешь своего края, города, где родился, вырос и живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне. Формирование национальных ценностей происходит в течение жизни человека, но наиболее важным периодом являются школьные годы. Стандартизация образования потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национального-регионального компонента, который раскрывает общее представление об окружающем мире через знание учащимся природных особенностей своего края, формирует интерес к тому уголку земли, который принято называть малой родиной. Проблема учёта особенностей региона в образовании становится всё более актуальной во многих отношениях. Региональной аспект образования носит в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовых устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры учащегося, его самостоятельности, творчества, интеллигентности. Традиционные методики преподавания математики не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ребёнка. Содержание учебников математики носит абстрактный характер, не учитывает особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей, в том числе, Республики Башкортостан. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся нашей Республики и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и заработка эффективных дидактических средств может служить система прикладных задач с региональным содержанием. При этом внедрение регионального компонента не должно идти в разрез с основным курсом математики. Учителю математики можно разработать здания к урокам и домашние задания с учётом характерных особенностей своего региона. При изучении материалов 5-7 классов имеются большие возможности включения прикладных задач с региональным содержанием. Это активизирует учащихся и открывает возможность применения математических знаний на повседневной практике и в жизни. Хорошо, если у учителей есть доступное для детей изложение нового материала, отличное от приведенного в учебнике. Это даёт возможность ученику увидеть применение полученного знаний для его условий жизни. Намного интереснее решать на уроке задачи с использованием местного материала. Когда учащиеся работают самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, то могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. А если у ребенка есть возможность выбора, то есть самостоятельность и ответственность. Это могут быть задания на составление задач, кроссвордов с использованием краеведческого материала, составление диаграмм по результатам опроса и т.д. Задачи с краеведческим содержанием можно использовать на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностям и требованиями программы. Работа по составлению задач намного упрощает в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает от необходимости постепенно каждый раз подбирать данные для задач. Творчество учителя вознаграждается повышением творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока. В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами, мультимедийный техникой и появилась возможность использовать эту современную технику на уроке. Компьютер позволяет интенсифицировать процесс обучение, делает его более ярким и наглядным. Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом» они сухую бездушную науку. Изучение математике в органической связи с окружающим, позволяет приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимом для ученика. Предлагаю ряд задач с использованием местного материала, которые ребята придумали сами. Река Белая (по башкирски Ак-Идель) – главная водная артерия республики, берёт начало в западных отрогах Урал-Тау и течёт сначала на юго-запад, затем круто поворачивается на сервер и впадает в реку Кама с лева в 180 км. От её устья. Длина реки 1475 км, а площадь водосборного бассейна составляет 142 тыс. кв. км. Таким образом река покрывает своими притоками почти всю территорию республики Башкортостан. Нугуш, Сим, Уфа, Танып – справа; Ашкадар, Урашк, Дёма, Кармасам, Чермасан, База, Сюнь- слева.(12) Растительность республики представлена лесной растительностью, занимающей около 38%, луговой – около 11%, водной и болотной – 0,3%. Флора высших растений включает не менее 1700 видов, из которых к категории редких исчезающих отнесены 223 вида. Сколько процентов составляет категория редких исчезающих растений? Озеро находится в 150 км от Уфы в 27 км от города Давлеканово по дороге на Буздяк. Это самое большое озеро в западной Башкирии. Его длина 6,6 и достигает 7 м. Вода в озере горьковато-солоноватая. В 2009 году озеро объявлено природным парком. Как называется это место, мы узнаем, проведя математическую разминку. Под правильным ответом спрятана буква, входящая в его название. (Аслы – Куль)
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены