РАЗРАБОТКИ
|
МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ КУРИКУЛУМА
Теоретический лицей имени Н.В.Гоголя Учитель истории – Иванова Л.И. Преподавание истории на основе курикулума ориен¬тировано не на повышение уровня информированности, а на фор¬мирование историко-познавательной, информационной и комму¬никативной компетентности учащихся. Компетентность — это качество человека, выражающееся в готовности (способности) к "успешной (продуктивной эффективной деятельности, с учетом ее смысла и значимости. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую соста¬вляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и пове¬денческую. Обязательными компонентами компетентности любо¬го вида можно считать: • положительную мотивацию к проявлению компетентности; • ценностно-смысловые представления о содержании и ре¬зультатах деятельности; • знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности; • умения и опыт успешного осуществления необходимых дей¬ствий на базе имеющихся знаний. При изучении элективных и профильных курсов ученики дол¬жны «попробовать» и «почувствовать» себя в разных видах позна¬вательной деятельности, типичных для избранной ими профиль¬ной области, чтобы осознать свои возможности и ответить для себя на вопросы: «Хочу ли я заниматься этими видами деятельно¬сти?», «Что нужно мне, чтобы их освоить?», «Что предстоит изме¬нить в себе, чтобы я смог достичь успехов в этой области?». Реализация развивающего потенциала учебных курсов напря¬мую зависит от организации учебных занятий, так как именно вы¬бранная модель организации урока определяет характер деятель¬ности учеников, степень вовлеченности каждого в учебный процесс, возможность общения учащихся с учителем и друг с дру¬гом. Особенностям целей изучения профильных курсов наиболее соответствуют такие формы организации обучения, которые обес¬печивают приоритет самостоятельной познавательной деятельно¬сти учащихся, требуют привлечения и осмысления личного со¬циального опыта, побуждают учеников высказывать свое мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения. Именно в этом качестве элективные кур¬сы превосходят по своему потенциалу базовые курсы истории, по¬строенные в более традиционном ключе. Предлагаемые ниже мо¬дели учебных занятий основаны на применении современных педагогических технологий и ориентированы, прежде всего, на освоение определенных способов деятельности, приобретение учениками опыта социального взаимодействия. «Водоворот» Данная технология позволяет организовать осмысление уче¬никами исторических проблем в процессе межличностного взаи¬модействия, коллективного обсуждения и обмена мнениями. Модель «Водоворот» предполагает групповую деятель¬ность. Каждая учебная группа получает свой лист для выполне¬ния задания и ручку (фломастер) своего цвета. Преподаватель формулирует проблемы для групп. Например, если это обоб¬щающее занятие по предпрофильному историческому курсу ме¬тодологической направленности, можно предложить следую¬щие проблемы: 1. Зачем нужно изучать историю? 2. В чем трудности изучения истории? 3. Какие существуют способы исторического познания? (Какие способы мы освоили?) 4. Кто творит историю? (Кто является субъектами историче¬ского процесса?) 5. Для каких профессий необходимо знание истории? Ученики каждой группы обсуждают свою проблему и запи¬сывают мнения, приводя свою аргументацию или конкретизируя примерами. Затем листы с записями передаются по кругу дру¬гим группам. Получив новый лист, группа вначале оценивает за¬писи, сделанные предыдущими группами, маркируя текст с по¬мощью значков: «+» (согласны), «-» (не согласны), «?» (не понятно). Затем члены группы добавляют свои идеи, соображе¬ния и передают лист дальше по кругу для работы другим груп¬пам. Каждая группа может делать записи на листах только своим цветом. Это зрительно позволяет зафиксировать вклад каждой группы. Когда листы обойдут круг и вернутся в свои первоначальные группы, каждая группа обобщает то, что там будет написано. Вы¬ступление группы строится по определенному плану. Вначале на¬до поблагодарить группу, внесшую наиболее ценные добавления, затем обозначить положения, вызвавшие непонимание других групп, и попросить разъяснений, и, наконец, делаются обобщаю¬щие выводы по проблеме. Подобная стратегия учебной работы на¬зывается «письменный круглый стол». «Шесть шляп мышления» Эта модель занятия основана на приеме, предложенном Эд¬вардом Де Боно. Она может быть использована при изучении лю¬бого исторического материала. Ученики разделяются на шесть групп соответственно цветам шести шляп. Группам предлагаются следующие задания: • «Белая шляпа» — объективно перечислить исторические со¬бытия, факты, новые сведения (иногда можно попросить выде¬лить главные факты — не больше 10, например). • «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции, оценоч¬ные суждения по поводу изученного материала. • «Черная шляпа» — выделить негативные последствия (или тенденции) и проблемы. • «Желтая шляпа» — обобщить все положительное. • «Зеленая шляпа» — в любой оригинальной, творческой фор¬ме представить результаты изученного. • «Синяя шляпа» — сформулировать общие (философские) выводы, рефлексивные мысли, идеи по поводу учебного материа¬ла (можно — извлечь уроки из исторических событий). Таким образом, в привлекательной для учеников форме про¬исходит всесторонний анализ исторического материала, его оцен¬ка и обобщение. «Уголки» Модель учебного занятия «Уголки» развивает умения самоор¬ганизации ученика в учебном процессе, самостоятельного осво¬ения процедур интерпретации новых фактов, их анализа и инте¬грации в систему личностного историко-культурного знания. Для проведения занятия учитель организует в пространстве класса от¬дельные «уголки», посещение которых предполагает выполнение учениками определенных заданий. Среди заданий есть более слож¬ные, предполагающие творчески-поисковую деятельность, есть за¬дания попроще: составить план предложенного текста, заполнить таблицу, сгруппировать понятия или раскрыть их научный смысл. В «уголки» помещаются учебные материалы, источники и нагляд¬ность как дидактическая основа выполнения заданий, а также справочная литература, которая может быть использована как подсказка. На доске выписаны названия «уголков». Каждый ученик сам определяет маршрут: с какого «уголка» он начнет работу, где про¬должит. Для регулирования нахождения в одном уголке опреде¬ленного количества учеников (как правило — не более трех), каж¬дый ученик получает липкий листок бумаги со своей фамилией. Отправляясь в «уголок», ученик помещает свой листок с фамилией напротив соответствующего названия «уголка» на доске. После окончания работы он убирает свой листок и перемещает его на¬против того «уголка», куда собирается отправиться дальше. Таким образом на доске видно, в каких «уголках» сколько учеников ра¬ботает. Можно изготовить специальные большие листы бумаги с карманами для названий «уголков» и листов с фамилиями учени¬ков (в этом случае отпадает необходимость использовать липкие листочки бумаги). С помощью данной модели урока можно организовать само¬стоятельное изучение нового материала. В этом случае ученик «набирает» материал, работая в «уголках», а на следующем заня¬тии организуется обсуждение результатов работы. «Уголки» мо¬гут быть использованы и для овладения учениками определенны¬ми приемами познавательной деятельности. Но во всех случаях ученик может идти своим темпом, осуществлять личностно-ориентированный выбор видов деятельности. Учитель может обозна¬чить «уголки» обязательные для всех (минимальный набор зада¬ний), а также дополнительные «уголки» с заданиями повышенной сложности. Ученик учится самостоятельно планировать и контро¬лировать свой процесс познания. Лабораторные занятия Это занятия, основанные на работе с историческими источни¬ками и ориентированные на развитие способностей работать с разными типами документов, критически анализировать истори¬ческую информацию. На таких занятиях можно использовать раз¬ные организационные модели, позволяющие активизировать познавательную активность каждого. Модель «Обмен знаниями» Данная модель предполагает самостоятельную познаватель¬ную деятельность учеников с использованием кооперированно-групповой формы учебной работы. Ученики осваивают такие уме¬ния, как извлечение и систематизация исторической информации на основе работы с комплексом источников, самостоятельная ре¬конструкция исторических событий и анализ исторических про¬цессов и явлений, публичная презентация результатов познава¬тельного поиска. Этапы работы: 1. Инструктаж. Преподаватель выделяет несколько равно¬значных проблем в рамках темы урока. Каждая группа учеников получает свою проблему, свой «пакет» источников информации и задание (алгоритм работы группы). 2. Исследование. Ученики каждой группы изучают свой во¬прос по источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории. 3. Обмен знаниями. Группы выступаът по очХреди и знакодят Всех с результатами своей раБоты. ОсновНой метоДичЕской трудностью для педагога станоТится орбанизация взаимодействия групп на этапе обмена знаНиями: как привЫечь внимание всех к ответу каждой групПы? Для акти¬визации внимания предлагаются разные варианты предваритель¬ных заданий: заполнение обобщающей или сравнительной табли¬цы; ведение заПисей; испЮльзован8е «рабочегм листа»; «распаковка кластера», пр>блемный вопрос, ответить на которыЙ можно, только внимательно выслушав все группы. Модель «Пронумерованные участники» Модель «Пронумерованные участники» позволяет упорядочить работу каждого ученика при групповой учебной деятельности. 1. Образуются группы с равным количеством участников и каждому в группе присваивается номер (1, 2, 3, 4 и т.д.). Все груп¬пы получают одинаковое задание по источникам. 2. В группах изучаются источники, обсуждается заданный преподавателем вопрос. 3. Преподаватель называет какой-либо номер, и выслушива¬ются ответы только участников под этими номерами из каждой группы. 4. Затем преподаватель формулирует следующий вопрос для групп, и этапы учебной работы повторяются. Преподаватель вновь называет какой-либо номер, и выступают участники групп под данным номером. Такой незамысловатый прием, как «пронумерованные участ¬ники», эффективно стимулирует познавательную деятельность учеников, так как каждый должен быть готов к ответу по любому вопросу от имени своей группы. Модели «Эксперты» и «Зигзаг» Модели «Эксперты» и «Зигзаг» основаны на едином базовом принципе: члены малой учебной группы становятся экспертами в определенных вопросах изучаемой темы. Внутри групп каждый участник получает свой исторический источник, изучает предло¬женный материал, и после этой личной экспертизы участники по очереди знакомят группу с результатами своей работы. В группе все данные сравниваются, обобщаются, формулируются выводы (или выполняется иное задание преподавателя). Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в пол¬ном объеме. Однако не каждый ученик способен самостоятельно разо¬браться в своем вопросе (или в своем документе). В таком случае предусматривается «зигзаг»: на первом этапе участники, которым «поручены» одинаковые вопросы (или одинаковые документы), выходят из своих групп и образуют новые «экспертные» группы. Таким образом в экспертные группы объединяются «эксперты» с одинаковым заданием и материалом. В этих «экспертных» груп¬пах происходит тщательный анализ источника. Целесообразно предусмотреть на этом этапе письменное задание: • цветовая разметка источника (подчеркивание смысловых еди¬ниц, например: фактов, мнений, причин, последствий и т.п.); • формулирование выводов, которые можно сделать на осно¬ве источника; • преобразование текста в схему, таблицу, логическую цепочку; • выписки на основе заполнения разных бланков, например: Факты, содержащиеся в источнике Мнение, содержащееся в источнике Полезность, ценность источника Ограниченность источника Участникам экспертных групп важно записать кратко ту ин¬формацию, которую они должны будут сообщить своим учебным группам. Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные учебные группы, и начинается взаимный обмен информацией в группах, на основе которого выполняется общее задание. Дискуссионные занятия Для освоения приемов проблемной коммуникации и разви¬тия полемических умений в содержание профильных курсов включаются неоднозначные исторические проблемы, предпола¬гающие определение и аргументацию учениками своего соб¬ственного мнения. Свободный, не регламентированный ход учеб¬ного дискуссионного занятия представляется малоэффективным, так как часть учеников может остаться в позиции пассивных на¬блюдателей. Мы предлагаем несколько вариантов регламентиро¬ванной дискуссии. «Живая линия» Ученикам предлагается выстроиться по разные стороны во¬ображаемой линии (линию можно провести мелом по полу или использовать, например, диагональ класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсужда¬емой проблемы. На одном «полюсе» — сторонники определен¬ной точки зрения, на другом — ее противники, в центре — сомне¬вающиеся. Представителям разных точек зрения предлагается по очереди приводить аргументы в защиту своего убеждения. Остальные участники могут менять свое положение относительно линии в сторону одного или другого полюса в зависимости от того, насколько аргументы выступающих их убедили. Можно выбрать двух учеников в качестве «наблюдателей». Они будут отслежи¬вать перемещения участников по отношению к линии и таким об¬разом смогут выявить наиболее убедительные аргументы. «Техника аквариума» Для организации занятия ученики разделяются на малые учебные группы в количестве 5±2 человека. Групповая деятель¬ность создает условия свободного общения, обеспечивает боль¬шую вовлеченность участников в процесс обсуждения, дает воз¬можность вести поиск истины через сопоставление различных точек зрения, используя «общий котел информации». Этапы организации дискуссионного занятия: 1. Учитель формулирует проблему для обсуждения. Группам дается небольшое время для обсуждения проблемы, определения точки зрения и выстраивания системы аргументации своей пози¬ции. На этом этапе каждый ученик участвует в полемике по пред¬ложенной теме. Можно в каждой группе распределить роли — функции: • ведущий (организует обсуждение, вовлекает всех членов группы); • протоколист (фиксирует все, что относится к решению про¬блемы); • критик (задает вопросы участникам по ходу обсуждения, подвергает сомнению высказанные идеи, формулировки); • аналитик (обобщает, подводит итоги); • наблюдатель (оценивает участие каждого члена группы по заданным учителем критериям). 2. От каждой группы выделяется человек, который будет представлять позицию группы (в случае, если в малой группе определились две разные позиции, то группу представляют два человека). Представители групп собираются в центре аудито¬рии за отдельным столом и начинают публичную дискуссию. Кроме представителей никто не имеет права высказываться, все молча следят за ходом обсуждения (наблюдают, как за аквариу¬мом). Группы могут помочь своему представителю только с по¬мощью записок (подсказать дополнительные доводы, усили¬вающие позицию группы, сформулировать контрвопрос оппонентам). 3. Обсуждение проблемы заканчивается либо по истечении времени, либо после достижения согласия между представителями групп. В заключение проводится критический разбор дискуссии всеми учениками, которые наблюдали со стороны. Внимание обра¬щается на сам процесс представления точки зрения, обоснован¬ность аргументов, полемические умения участников дискуссии. Затем на обсуждение выносится следующий вопрос, и этапы работы повторяются, только для участия в публичном обсужде¬нии на втором этапе выйдут другие представители от малых групп. Для более эффективного наблюдения за дискуссией ученикам можно предложить составлять «лист аргументов», заполняя сле¬дующую матрицу: Фамилия, имя ученика Лист аргументов Оценка аргументов Убедительный Неубедительный Ошибочный «Вертушка общения» Технология «Вертушка общения» может быть использована как тренинговая форма учебной дискуссии. Стулья для учеников расставлены в два круга. Во внутреннем круге ученики сидят спи¬ной к центру круга. Во внешнем — ученики расположены лицом к центру круга. Таким образом каждый ученик сидит напротив дру¬гого. Внутренний круг — неподвижный. Внешний круг — подвиж¬ный, по сигналу преподавателя все ученики пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером. Участники внутреннего круга условно являются сторонника¬ми одной точки зрения, а внешнего — другой точки зрения. Учени¬ки одновременно в парах ведут дискуссию, затем по сигналу педа¬гога переходят к новому партнеру. Данная организационная модель позволяет одновременно включить в дискуссию каждого ученика. Меняется ситуация общения, система аргументов — все это способствует развитию коммуникативных и дискуссионных умений. «Дебаты» Участвуют две соперничающие команды: отрицающая сторо¬на и утверждающая сторона по поводу четко сформулированного тезиса, например: «Начало царствования Александра I можно назвать «эрой либерализма» или «Распад СССР был неизбежен». От каждой команды выступают по три спикера: У1, У2, УЗ — спикеры утверждающей стороны, которые дол¬жны отстаивать и доказывать положения тезиса. 01, 02, 03 — спикеры отрицающей стороны, которые опро¬вергают данный тезис. Расписан порядок выступлений и лимит времени дебатов: Спикер Время Роль У1 3 мин Раскрывает тезис, представляет аргументы команды утверждающей стороны 03 к У1 2 мин 03 задает вопросы с целью принизить значение аргументов У1. У1 отвечает 01 3 мин Выдвигает все возможные отрицательные аргументы УЗ к 01 2 мин УЗ задает вопросы 01 с целью принизить значение его аргументов. 01 отвечает У2 2 мин Отвергает аргументы 01, усиливает утверждающую линию, предоставляет доказательства 01 к У2 2 мин 01 задает перекрестные вопросы У2, У2 отвечает 02 2 мин Опровергает аргументы У1 и У2, усиливает отрицающую линию У1к 02 2 мин У1 задает вопросы 02, 02 отвечает УЗ 3 мин Представляет финальный ответ соперникам: опровергает их доводы и усиливает доказательства утверждающей линии 03 3 мин Финальный ответ соперникам: опровергает их доводы и усиливает доказательства отрицающей стороны На дебатах вводится роль тайм-кипера, который следит за вре¬менем и оповещает о конце отведенного времени, поднимая та¬бличку с надписью «30 с». Все остальные ученики класса наблюдают за дебатами и запи¬сывают аргументы сторон: ТЕЗИС Аргументы утверждающей стороны Аргументы отрицающей стороны В конце дебатов обсуждаются убедительность аргументов, по¬лемические умения спикеров и делается вывод о победе одной из сторон. Целесообразно ввести группу жюри для занятия в форме дебатов. Жюри заполняет лист оценки аргументов и подводит итоги дебатов. Возможно на уроках введение только элементов дебатов: речи спикеров, перекрестные вопросы, составление системы аргумен¬тации. «Учебный спор-диалог» Эта модель позволяет сочетать индивидуальную, парную и групповую формы оценочной деятельности школьников. Этапы занятия: 1. Индивидуальная работа. Ученики делятся на первые и вто¬рые номера. Первым номерам соответствует определенная пози¬ция, например «оптимисты», «радикалы», представители Запада или представители соответствующей политической партии. У вторых номеров — установка на противоположную позицию: «пессимисты», «консерваторы», представители СССР или пред¬ставители какой-то отличной от первых номеров политической партии. Под заданным углом зрения каждый ученик оценивает изучаемое историческое явление, процесс или деятельность исто¬рической личности. Каждый, например, составляет свой список «плюсов» и «минусов». 2. Ученики объединяются в пары (первые и вторые номера на¬чинают работать вместе). Каждый излагает свою оценку. Задача пары: обсудить вопрос и постараться выработать общий список «плюсов» и «минусов», с которым сможет согласиться каждая сторона. 3. Пары объединяются в «четверки». «Четверка» обсуждает все имеющиеся оценки, мнения и выдвигает суждения, исходя из обеих намеченных ранее позиций. 4. Можно объединить «четверки» в группы по восемь учени¬ков, чтобы ребята еще раз постарались договориться и выработа¬ли общую точку зрения (пусть даже состоящую только из одного-двух пунктов, с которыми могут согласиться все). Таким образом, появляется этап свертывания дискуссии, пере¬ход к уравновешенному конструктивному диалогу ради выработ¬ки компромиссной единой точки зрения для общего решения. Проектные занятия Ученический проект представляет собой совокупность определенных действий, реализующих замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. Особенности проектного занятия: исследовательский характер, самостоятельность, результативность. Этапы работы над проектом могут быть следующие: Определение темы, цели проекта. 2. Формирование групп, планирование, распределение труда (выбор методов и объектов исследования). 3. Исследование проблемы на основе распределения труда. 4. Оформление проектных материалов. 5. Презентация (защита) проекта. 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Первый вариант организации проектного занятия Учитель определяет тему и цели проекта, а учащиеся сами вы¬бирают вид выполнения и презентации проекта. Это может быть выставка, коллаж, альбом, «экскурсия», компьютерная презента¬ция с использованием Power Point. Приведем примеры проектов на тему «Диалог культур». 1) Групповые проекты по проблеме «Религия как фактор культурного многообразия». Группы выбирают темы: • «Религиозные праздники». • «Религиозные пищевые традиции». • «Религиозные требования к одежде». • «Храмы и правила поведения в них». При подготовке и презентации проекта должны быть осве¬щены следующие вопросы: общее и различия в религиозных традициях разных конфессий; отражение в традициях истори¬ческих, культурных и нравственных аспектов; необходимость уважительного, тактичного отношения к религиозным тра¬дициям. 2) Индивидуальный проект по проблеме «Поликультурность в повседневной жизни моей семьи». Примерные вопросы, которые можно исследовать: • Сказки и стихи каких народов мы читали в детстве? • Какие блюда из кухни разных народов готовят в нашей семье? • Какие продукты, употребляемые в пищу, пришли из культур других народов? • Какие заимствованные слова мы употребляем? и т.д. Второй вариант организации проектного занятия Учитель определяет не только тему, но и предлагает вариант конечного продукта: создание рукописного журнала, рекламно¬го буклета, плаката, афиши, «диафильма», серии рукописных брошюр «ЖЗЛ». Приведем примеры таких проектных занятий. «Выпуск исторического журнала» В качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исторического журнала, посвященного изучаемой теме. Ученики делятся на малые группы, функции которых определяются их ролью в «журнале». Можно выделить следующие группы учеников: 1. «Редакторы». На основе изучения материалов учебного по¬собия пишут «передовицу», где раскрывают значение данных ис¬торических событий, актуальность проблематики для современ¬ности. Готовят «презентацию» номера журнала. 2. «Информационный отдел». Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, «репортаж с места события», «интервью» с очевид¬цем или специалистом и т.п. 3. «Аналитический отдел». Пишут материалы аналитического жанра: статья, эссе, обозрение, очерк и т.п. 4. Отдел, отвечающий за подготовку развлекательно-познава¬тельного материала под рубриками: «Это интересно», «Неизвест¬ное об известном», «В зеркале юмора» и т.п. Ученики могут подго¬товить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме. 5. «Художники-оформители». Отбирают или создают свои ил¬люстрации для журнала. Продумывают и согласовывают с «редак¬торами» оформление обложки номера. После того как группы подготовят свои материалы, редакторы организуют «презентацию» журнала. «Рукописный учебник истории» На основе изучения комплекса источников и дополнительной литературы по определенной теме ученикам предлагается само¬стоятельно создать параграф (или страничку) учебника истории. 1 этап. Учитель формулирует тему, проблему урока и объяс¬няет задание. 2 этап. Ученики делятся на малые учебные группы и на осно¬ве изучения дополнительной литературы и источников отбирают материал для «учебника истории». При этом ученики могут рабо¬тать в школьной библиотеке, в компьютерном кабинете или в классе с материалами, предложенными учителем. Алгоритм рабо¬ты групп может быть следующим: 1) сформулировать заголовок и план параграфа: какие под¬пункты надо рассмотреть, чтобы раскрыть тему; 2) написать небольшой авторский текст; 3) раскрыть событийно-хронологический ряд (в любой форме); 4) отобрать, если считают целесообразным, материал для руб¬рик «словарик», «источник», «исторический портрет»; 5) придумать иллюстрации. 3 этап. Каждая группа представляет свой параграф или стра¬ничку учебника классу. «Создание диафильма» Последовательность работы учеников: 1. В группе обсуждается и определяется сюжет, последова¬тельность «кадров». 2. Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров». Каждый кадр — это рисунок или коллаж на отдельном листе с кратким текстом — комментарием. 3. Листы-«кадры» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа. 4. Происходит презентация групповых проектов: «премьера» диафильмов. Результаты проектной деятельности школьников отражаются в «портфолио достижений» и делают эти портфолио более пред¬ставительными, интересными. В описанных выше моделях уроков акцент переносится с вос¬произведения готовых знаний на обучение школьников приемам и процедурам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. По¬скольку профильные курсы призваны способствовать осознанно¬му выбору, основанному на личном интересе, то для организации учебных занятий, на наш взгляд, неприемлемы такие черты, как шаблонность, репродуктивный характер учебного процесса, пре¬обладание фронтальных форм учебной работы, мало стимулирую¬щих индивидуальную активность учащихся. ЛИТЕРАТУРА: 1. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997. 2. Современный студент в поле информации и коммуникации: Учебно-методическое пособие для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе». СПб., 2007.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены