РАЗРАБОТКИ
|
Игры с мячом как метод психомоторной коррекции детей логопедических групп.
Автор статьи - руководитель физического воспитания ГДОУ № 17 Колпинского района Санкт-Петербурга Черная О.В.
В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причём характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Объективные клинические исследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого – педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. То есть в нынешней детской популяции актуализируются какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребёнка непосредственно, по типу «симптом- мишень».
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое – собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирования ВПФ (высшие психические функции). Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счётных операции и т.д. Второе направление – методы двигательной (моторной коррекции), или телесно – ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией.
Они направлены, в основном, на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальными компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.
Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов – «сверху» и «снизу» - открывают нам ещё раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй «на тело».
Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводятся к обычной суммации: например, в коррекционную программу вводятся когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты, не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.
Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.
Факультетом коррекционной педагогики Московского педагогического университета разработана комплексная методика психомоторной коррекции. Направление, в рамках которого была разработана «Методика», исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
«Методика» представляет собой трёхуровневую систему; основанием для выделения уровней явилось представление об определённых этапах в развитии пространственно – временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.
1 «Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов».
2 «Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром»
3 «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов».
Каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Методы 1 уровня направлены, прежде всего, на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; 2 уровня – на стабилизацию межполушарных взаимодействий; а 3 уровня – на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
Таков вкратце метод психомоторной коррекции. Этот метод используется как базовый и для занятий с мячом. Чётко прослеживается параллель между уровнями в методике ПМК и этапами обучения играм мяча.
Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного пока ещё люди не придумали.
Мяч воспринимается ребёнком, как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый.
В мяч можно играть, ещё не научившись ходить, и можно наблюдать, как люди весьма почтенного возраста с упоением гоняют мячик.
В начале своей педагогической деятельности моё отношение к мячу было очень прохладным. Стоило раздать на занятии мячи, как начинался хаос – мячи катились в разные стороны, дети увлечённо бегали за ними по залу. И навести в этот момент порядок, было довольно сложно. Но с приобретением опыта я научилась справляться и с этим. Всё больше работая с мячом, росло убеждение что мяч – удивительный и очень доступный тренажёр.
В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счёт введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе кроме подбрасываний мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения (отбивания мяча), ловли, передачи (перебрасывания мяча друг другу), а также забрасывания мяча в корзину.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений,пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребёнка: быстрота, прыгучесть, сила.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. У них ещё слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
Упражнения и игры с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребёнка. Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, но мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребёнка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно – волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условием игры, ребёнок усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, что его действия должны способствовать успеху всей команды. Ради интересов команды ребёнку часто приходится передавать мяч партнёру, когда тот имеет более благоприятные условия для ведения успешной игры. Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию уверенности, решительности. В игре ребёнок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.
При обучении играм с мячом используются разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребёнка. Например, при передвижение по площадке (с мячом или без мяча) ребёнок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге приставным шагом (вперёд, спиной вперёд, в стороны) и т.п. Действие бросания мяча в высоко расположенную цель по структуре близко к тому, которое ребёнок совершает, стремясь достать высоко подвешенный предмет. В методической литературе по физическому воспитанию ребёнка – дошкольника последнее рекомендуется как специальное упражнение для воспитания правильной осанки.
Наш сад – логопедический, то есть дети имеют речевые нарушения,часто и очень серьёзные. А, поскольку ничто не бывает само по себе, то все эти дети имеют также и церебральные нарушения,что ведёт к нарушению координации, то есть психомоторного развития. Это бывает очень заметно, когда происходит новый набор детей в группы и они в первый раз приходят на занятия.
Опираясь на метод психомоторной коррекции, я разработала определённую систему занятий с мячом, которая дала неплохие результаты, что и заставляет работать дальше в этом направлении.
Остановлюсь на этом подробнее.
Методика ПМК – трёхуровневая. Первый уровень – активизации, энергоснабжения – это уровень ощущения и управления собственным телом. Он включает в себя развитие мелкой моторики любого вида. (Известно, что развитие мелкой моторики является мощным тонизирующим фактором). Также необходимо добиваться устойчивости тела, формирования автономных движений (параллельная работа ног и рук, рук и глаз и т.п.), ощущения своего тела в пространстве. Работа должна идти в определённом ритме, чтобы дети не перевозбуждались, быстро не уставали.
На первом этапе дети учатся технике перемещения (стойка, бег, прыжки, повороты, остановки). Сходные действия выполняются и в подвижных играх, в которые дети играют на физкультурных занятиях и на прогулке.
Далее необходимо помочь детям освоить технику удержания и броска мяча. При формировании действий с мячом необходимо, чтобы ребёнок почувствовал мяч, как часть своего тела, научился легко и точно управлять им.
В освоении навыка владения мячом на первом этапе обучения большая роль принадлежит зрительному анализу. Зрением в основном осуществляется контроль и корректировка движений в соответствии с их результатами и свойствами мяча. По мере формирования действий с мячом у ребёнка появляется точное его ощущение, сила нажима на мяч и скорость его отскока соизмеряются с мускульным ощущением сопротивления мяча. Ребёнок начинает действовать и без зрительного контроля.
Задача первого этапа обучения – выработка у детей определённых умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить движения в соответствии с ними.
Поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать разнообразные действия, а также стимулировать свободные игры с мячом на физкультурных занятиях и в самостоятельной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий. Здесь можно применять все упражнения начального обучения «Школа мяча».
Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска – от веса мяча, и также от прилагаемой к нему силы. Затем предлагается поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить из одной руки в другую и т.д. В упраж нениях дети привыкают к мячу, осваивают его качества, учатся управлять им.
Надо добиваться, чтобы им понравились занятия с мячом, чтобы они с нетерпением ждали ещё возможности поиграть.
Второй уровень - уровень владения телом и пространством, включает в себя формирование пространственных представлений (дальше – ближе, справа – слева, вверх – вниз), ускорение и замедление темпа передвижения повышение тактильной чувствительности, отработка согласованной работы всего тела, развитие ловкости, внимания к точности броска, удара, попадания.
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закреплённой всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
Следует сказать, что формирование у ребёнка пространственных представлений – одно из важнейших условий его достижений. И пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребёнка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, и это неизбежно и неизменно, вне зависимости его желания. Надо максимально использовать цвета, различные формы – в общем, лучше, чем старинный принцип «сено – солом», не придумаешь.
Первым шагом может стать маркировка левой руки ребёнка. На неё можно надеть яркий браслет. Таким образом, даём ребёнку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно стоится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» - это там, где браслет. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.
Но ведь есть ещё и верх – низ. Следовательно, верх – это голова, потолок, небо, солнце. Низ – ноги, пол, земля.
Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) определённым движением, например, вверх, вперёд, назад, вправо и влево –
простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону, вниз – присесть. Здесь аналогично закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п.
В разминочный комплекс могут быть включены упражнения на формирование пространственных представлений.
Упражнения на развитие внимания строятся по следующему принципу: задаётся условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребёнок должен как можно быстрее реагировать на определённый сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх – упражнениях необходимо поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребёнка к выполнению задания.
Развитию внимания способствуют также упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь задаётся два- три условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребёнок должен запомнить.
На втором этапе всё усложняется – дети учатся передвигаться по залу с ведением мяча и даже без зрительного контроля (не глядя на мяч). При этом движения рук автоматически согласовываются с движением ног.
Ловля, ведение и передача мяча осуществляется сначала при ходьбе, а потом при беге. Дети учатся ловить мяч, летящий на разной высоте и из разных положений. Для выработки точности в бросках мяча применяются различные мишени, расположенные в зале на разной высоте (самая маленькая – «мухомор» - расположена на высоте – 40 см от пола, самая высокая – «звезда» - на высоте трёх метров), бросаем мяч через сетку с заданием попасть в определённый сектор поля.
Броски в цель становятся более точными, выполняются в более быстром темпе, вырабатывается глазомер, умение оценить траекторию полёта мяча. Дети учатся самостоятельно применять движения в зависимости от хода игры, движения становятся более точными. Правила применяемых игр становятся сложнее, игры и задания – требующими быстроты, реакции, ловкости.
Третий уровень – произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов – уровень предметных и символических действий. Ведущий мотив – смысловая сторона действия. Совершенствуется саморегулирование, самоконтроль, ручная (предметная) ловкость.
Решение задач третьего уровня не является отдельной проблемой в психомоторной коррекции. В большей или меньшей степени необходимость произвольной само регуляции обнаруживается при решении любой задачи, так как программирование, регуляция и контроль являются непременными условиями успешного выполнения любой деятельности.
Именно на третьем уровне речь идёт о качественно новом этапе в развитии предметной (ручной) ловкости, так как оценивается конечный результат смысловой цепи движений, результат всего действия в целом.
В произвольном действии можно выделить три основные черты:
1 Побудительной силой его является принятое человеком решение.
2 Оно направлено на достижение какой – либо цели
3 Предвосхищает будущее(так как цель должна быть достигнута в будущем).
У детей к произвольным относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определённым образом осмыслены, «перекодированы» ребёнком, на основании чего он даёт себе команду произвести то или иное действие. Дети младшего дошкольного возраста нуждаются в словесной инструкции в отношении каждого движения, программа действий здесь вырабатывается постепенно. Дети старшего дошкольного возраста (около 7 лет) уже могут произвести ряд действий по предварительной словесной инструкции, то есть, способны формировать программу действий экстренно.
В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так инструкция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требует программы; выполнения действия здесь носит механический характер, и степень произвольности снижается. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способности к построению собственной программы.
Важным условием при развитии произвольности является принятие, и выполнение ребёнком правил игры и взаимодействия с другими детьми. С самого начала занятий ребёнок должен понять и усвоить нормы и правила поведения в группе, основные принципы взаимодействия с её членами. На первых порах особенно важна чёткая, повторяющаяся структура занятия, так как, это является дополнительным организующим моментом для детей.
Регуляторные функции и способности к совместному решению реализуются в процессе групповой работы, когда детям необходимо создать общий план и стратегию решения какой-либо задачи, в которой есть возможность творческого подхода к решению.
Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий с мячом заключается в создании устойчивых, достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков. Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляются в основном в подвижных играх, включающих эти действия. Соблюдая постепенное усложнение обучения, на данном его этапе проводятся игры, в которых игровое действие развёртывается между несколькими группами. В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры, в которых ведётся счёт между двумя командами, а также в баскетбол и волейбол по облегчённым правилам.
На третьем этапе дети уже свободно владеют мячом, передвигаются с ним по залу в разных направлениях, с каждым занятием игра команд становится всё более уверенной, дети понимают друг друга, выручают, становятся дружнее, умнее.
Работа с мячом развивает крупную и мелкую моторику. Вследствие этого (возбуждаются) участки коры головного мозга, не задействованные в обычной жизни ребёнка, активизируются и побуждаются к развитию.
Неуклюжие ребятишки превращаются за два года в ловких, координированных спортсменов. Конечно, бывают и исключения, но в общей массе это так. По результатам диагностики меткость при бросках и попаданиях в цель вырастает
на 80 %.
Не говоря уже о том, что дети уверенно и свободно двигаются с мячом, быстро реагируют на ситуацию,у них развивается координация, ловкость, сообразительность.
Можно сказать, что игра в мяч является одним из чрезвычайно продуктивных звеньев психомоторной коррекции детей в рамках комплексного психолого- педагогического оздоровительного процесса, охватывающего весь спектр коррекционно – развивающих методов, используемых специалистами нашего детского сада. Кроме того, эти игры (при направленной работе) вполне доступны старшим дошкольникам и приносят им много радости и здоровья.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|