РАЗРАБОТКИ
|
Дистанционный урок по теме "Блок-схемы алгоритмов"
Дранкин Максим Александрович
учитель информатики
МАОУ «Александровская СОШ имени Рощепкина В.Д.»
Класс: 9
Урок необычен тем, что проводится не в классе, а дистанционно. Форма проведения занятий позволяет реализовать иные способы работы с учебным материалом. Прежде всего это совместная работа обучающихся с документами. Использование сетевых документов google-офиса помимо групповой работы позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Необычный способ изучения материала делают урок интересным, познавательным и насыщенным.
Тема урока: Блок – схемы алгоритмов.
Цель урока: научить применять блок-схемы алгоритмов для решения задач.
Задачи:
- обучающие
- рассмотреть основные виды блок-схем
- научить составлять алгоритмы решения задач
- показать способы решения задач с помощью блок-схем.
- показать возможности сетевого офиса для организации материала
- развивающие
- развивать логическое мышление, память, умения выделять главное в изучаемом материале;
- развивать алгоритмического мышления через составление блок-схем;
- воспитывать информационную культуру через различные способы представления информации;
- воспитательные
- развивать информационно-коммуникационную компетентность обучающихся
- воспитывать культуру речи учащихся;
- информационную культуру школьника;
- познавательную потребность, интерес к предмету.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные:
- понимать запись алгоритмов в виде блок-схем, составлять блок-схемы линейных и нелинейных алгоритмов решения задач.
- Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;
- извлекать знания из различных источников (текста, рисунков, схем, условных обозначений);
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
б) коммуникативные УУД:
- учить детей контролировать свою речь (строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
- взаимодействовать друг с другом (слушать, сравнивать и оценивать ответы других)
в) регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной задачи;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели.
- Личностные:
- формировать умение рефлексивной самооценки, умение анализировать свои действия, управлять ими;
- прививать учащимся умения общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, уважать мнение других.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: видеоконференция
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, Интернет, google-презентация
Дидактические материалы: файлы-заготовки, видеофрагмент «Суперфизкультминутка».
Предварительная подготовка: учащиеся регистрируются в google и изучают основы работы с сервисом видеоконференций HanGauts.
Литература:
- УМК: Семакин И. Г. и др. «Информатика и ИКТ» 9 класс.
Содержание и структура урока
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время, в мин
|
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
|
1
|
Приветствую учащихся, создаю эмоциональный настрой.
Прошу вас открыть презентацию, ссылка на которую в чате, и выполнять все действия вместе со мной.
Слайд 1
|
Эмоционально настраиваются на урок, открывают презентацию. Отвечают на вопрос: «Потому, что алгоритм - это последовательность действий, которая приводит к конечному результату.
|
|
II. Постановка цели урока
Цель этапа: создание ситуации для формулировки цели урока
|
4
|
Позвольте начать занятие со следующего стихотворения:
Откуда я пришел, не знаю...
Не знаю я, куда уйду,
Когда победно отблистаю
В моем сверкающем саду.
Видно, что в этом отрывке автор выражает свои мысли о неопределенности жизни.
А вот еще одно высказывание известного философа «Неопределенных или опасных событий в жизни надо избегать или страшиться» в котором он предостерегает нас от необдуманных, случайных действий.
Другими словами, действия человека, желающего достичь цели, должны быть продуманы и четко изложены.
Слайд 2
Следующее высказывание известной американской журналистки, политика Кэтрин Энн раздвигает границы упорядоченности действий на всю Вселенную
«Во вселенной есть порядок во всем: в движении звезд, планет, смене сезонов, но человеческая жизнь — это полный хаос, все вынуждены думать о своих действиях и действиях других… »
Вопрос учащимся: Но как все эти высказывания связаны с информатикой? Почему мы рассматриваем их сейчас, при изучении алгоритмов?
|
|
|
От правильного выполнения действий часто зависит результат алгоритма. А наиболее удобным способом описания алгоритма решения является блок-схема.
Слайд 3
Среди программистов известна поговорка: «Не бейся лбом об стену, а создай …»
Итак, тема нашего урока…
А теперь, зная, что блок-схема служит для описания алгоритма, давайте сформулируем цель урока:
Научиться…
|
Отвечают: Блок- схемы алгоритма
Отвечают: составлять блок- схему алгоритма решения задачи
|
|
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
|
3
|
Слайд 4
Ребята, наше занятие состоит из трех взаимосвязанных частей:
знаю – учусь - применяю
Как вы уже догадались, в первой части нам нужно применить имеющиеся знания к решению задач. Начнем мы с проверки домашнего задания, но немного в необычном виде.
Перейдите к Google Drive в левой части окна. Откройте файл «Алгоритм и его свойства» Давайте поступим так: Настя займется сборкой определения из блоков, а остальные напишут в комментариях свойства алгоритма. Итак, приступайте к заданию. Если есть вопросы, задавайте в чате.
Ребята, посмотрим, как вы справились. Настя, прочитай определение алгоритма.
|
«Собирают» определение алгоритма из отдельных слов, описывают свойства алгоритма
Алгоритм и его свойства
|
|
IV. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися основных понятий
|
|
8
|
Все правильно. А нужно ли нам уметь составлять алгоритмы? В следующей задаче попробуйте описать алгоритм ваших действий
Откроем файл «Чай и кофе». Кто быстрее смекнет, как решить задачу? Как поменять содержимое чашек местами и не обжечься?
Правильно, без третьей чашки не обойтись. Давайте добавим чашку. Теперь задача выглядит гораздо легче.
Попробуем решить ту же задачу, но на математическом языке. Откройте следующий файл «Собери алгоритм» Известно, что переменные a и b имеют некоторые числовые значения. Нужно поменять местами значения этих переменных.
Я прошу Ильнура расставить блоки в правильном порядке, а остальных помочь ему в этом, используя комментарии к документу.
Ребята, обратите внимание, что блоки имеют разную форму, а форма блока зависит от действия, которое нужно выполнить.
Основные типы блоков увидим на следующем слайде.
Слайд 5
Итак, овал, параллелограмм, ромб и прямоугольник.
|
Решают задачи, собирают блок- схему
Чай и кофе
Собери алгоритм
|
|
На предыдущем уроке мы повторяли основные алгоритмические структуры. Перейдем к заданиям второй части. Прошу вас с помощью комментариев к документу указать названия алгоритмических структур.
Все справились с заданием? Молодцы, идем дальше. Теперь вы знаете, что с помощью блок схемы можно описать алгоритм решения задачи. Как вы думаете, что мы будем делать в следующей части урока?
|
Распознают структуру алгоритма.
Отвечают на вопрос: Составлять блок- схему
Узнай алгоритм
|
|
V. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию полученных знаний
|
16
|
Слайд 6
Правильно, мы попытаемся составить блок-схему алгоритма решения конкретной задачи. И для этого каждый из вас должен перейти по соответствующей ссылке «Узнай алгоритм».
Не забывайте, при необходимости помощи пишем в чат.
|
Распознают по предложенным блок- схемам структуру алгоритма.
Индивидуальное задание
|
|
Как вы думаете, что будем делать в следующей части урока?
Откройте файл «разработка блок- схемы» со своим именем и по плану составьте блок- схему алгоритма решения квадратного уравнения с помощью дискриминанта
|
Отвечают: составлять блок- схему. Выполняют индивидуально задание
|
|
VI. Физкультминутка
|
4
|
Слайд 7
Мы уже очень много сделали, и настало время немного отдохнуть. Проделайте гимнастику для глаз, повторяя действия из ролика. Желательно встать в это время.
|
Просматривают видеоролик, выполняют гимнастику для глаз
|
|
VII. Самоконтроль
|
7
|
Слайд 8
Итак, перейдем к третьей части урока – Проверь себя. Оказывается, блок-схемы можно применить не только для составления алгоритмов. Откройте файл «Отгадай поговорку». Попробуйте отгадать, что скрыто в блок-схемах. Ответы пишите в комментариях к документу. Давайте прочитаем, что получилось.
|
Разгадывают поговорки
|
|
Нам же осталось только выполнить тестовое задание. Прошу вас открыть файл теста и приступить к его выполнению.
Оценку за урок вы сможете увидеть в on-line журнале после того, как я проверю все задания. В качестве домашнего задания вам предстоит почувствовать себя в роли робота. Напомню, что презентация, дом. задание и остальные файлы доступны в вашем google-диске.
|
Выполняют тестовое задание
Домашнее задание
|
|
VIII. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
|
1
|
Слайд 9
Сейчас прошу вас оценить наше занятие, записав в чат смайлик настроения.
Ребята, у вас остались вопросы?
Тогда можете выйти из конференции. Благодарю вас за внимание.
|
Задают вопросы, помещают в чат смайлики настроения.
|
|
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|