РАЗРАБОТКИ
|
Исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обученияПроисходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Все это вызывает глубочайшую переориентацию школьного образования со смещением акцентов с приобретения устойчивых умений и навыков по тому или иному учебному предмету в ходе преимущественно репродуктивной деятельности учащихся на развитие у них соответствующих компетенций, на воспитание подлинно свободной личности, формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, прежде всего методов и технологий, позволяющих ученикам проявлять самостоятельность в приобретении определенных знаний и выявлении закономерностей, главным образом в ходе индивидуальной и групповой исследовательской деятельности обучающихся. Необходимость и методическая целесообразность широкого применения исследовательской деятельности учащихся при обучении русскому языку в его эстетической функции на уроках по предметам филологического цикла в старших классах обусловлены главным образом двумя причинами:
Ввиду ограниченности программного материала регулярное обращение к исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка уместнее предпринимать в рамках профильного обучения предмету – при углубленном основном курсе русского языка и на элективах. Исследовательская деятельность в таком случае может осуществляться в следующих формах: Собственно исследовательская деятельность обучающихся – «деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы» [8]. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Развитие навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка, по наблюдениям Е.А. Житко, идет постепенно: от простых упражнений к сложным и объемным исследованиям. 1) Самостоятельная работа, открывающая большие возможности для развития поисковой позиции учащихся. Как отмечает ученый, «дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству, а выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи» [8]; продуктивными приемами работы над художественными текстами, применяемыми в качестве дидактических материалов по русскому языку, здесь являются следующие: а) обнаружение в тексте «образных» слов; б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем; в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: «Какую картину ты представляешь себе?»; г) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении; д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п. 2) Составление разного типа конспектов (селективных, смешанных, монографических, сводных или обзорных), что способствует развитию вербального мышления, совершенствованию навыков аудирования, рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности; 3) Языковой анализ текста, в ходе которого школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле; примером подобной самостоятельной работы может служить мини-исследование по рассказу И. А. Бунина «Косцы» (автор – учитель О. А. Петрова [22]), в рамках которого учащиеся выписывают из текста тропы, связанные с языковой передачей звуков, чувств, красок и запахов; 4) Самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов с опорой на дополнительные источники, их рецензирование (исследовательской самостоятельности учащихся здесь невелика), например, на такие темы, как «Пластические образы в поэзии А. Ахматовой», «Цветопись в поэзии С. Есенина» и др.; 5) Углубленная и специальным образом организованная исследовательская деятельность учащихся в рамках отдельных элективов: по стилистике деловой речи (см., например, методические разработки О. В. Кругловой [14], О. С. Преликовой [26]). Особый интерес, по мнению Ж.А. Коцаревой, представляют занятия на спецкурсах (элективных, факультативных), посвященных изучению единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения содержания, поскольку эстетическая функция родного языка более полноценно раскрывается перед обучающимися в процессе поэтапного обучения, где изучаются следующие аспекты:
При этом, по мнению автора, формы и методы проведения элективных курсов подобной направленности весьма разнообразны: а) «В творческой лаборатории писателя» (сопоставительный анализ черновых вариантов рукописи и окончательного текста); б) «Сочиняем сами» (литературное творчество); в) «Глазами режиссёра» (занятия, на которых идёт работа над выразительным чтением художественных текстов); г) «Содружество искусств» (цикл занятий, на которых рассматривают произведения литературного творчества в сравнении с произведениями других видов искусств, например, М. Ю. Лермонтов «Сосна» и И. Шишкин «На севере диком»). Несколько иной характер имеет проектная деятельность обучающихся – «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учеников, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» [31, с. 536]. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Вслед за В. А. Лебедевой, перечислим основные разновидности проектов применительно к урокам русского языка и изучаемой нами проблеме:
Все рассмотренные выше формы исследовательской деятельности учащихся по русскому языку предусматривают совершенно новую ступень развития субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися. Как отмечает в этой связи И. С. Бухтенкова, «в типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя» [3, с. 8-9]. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности, что сказывается на повышении ощущения собственной значимости учащегося как субъекта образования, а, следовательно, усиления мотивационного компонента его деятельности в целом. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, большие возможности для применения которой предоставляет профильное обучение в старших классах, играет важную роль в освоении русского языка в его эстетической функции. Исследовательская работа, нацеленная на изучение изобразительно-выразительных ресурсов современного русского языка, встречающихся в речи определенных социальных групп (например, жаргонизмов в речи школьников) или в произведениях определенного автора, может осуществляться в различных формах: в форме собственно исследовательской деятельности (от отдельных самостоятельных наблюдений до систематичной работы в рамках элективного или факультативного курса по предмету), в форме проектной деятельности (когда над общим проектом учащиеся работают одновременно, распределял отдельные задания по группам) и проектно-исследовательской деятельности учеников индивидуального характера, что, помимо расширения представления об экспрессивных возможностях различных языковых единиц и своеобразии идиостиля тех или иных поэтов, писателей, драматургов, коренным образом меняет позицию современного школьника, превращая из объекта в субъект обучения, усиливая тем самым мотивационный компонент его деятельности и повышая познавательный интерес к учебному материалу.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены