РАЗРАБОТКИ
|
Вечер авторской песни "Мы сами себе выбираем маршруты"
Педагог-организатор
Банко Анна Александровна, МОУ СОШ №3 г.Ноябрьск « Мы сами себе выбираем маршруты» ( Сценарий вечера для старшеклассников, посвященного авторской песне) Литературный вечер для учащихся 9–11-х классов посвящен истории возникновения авторской песни. Авторская песня – особый музыкальный жанр. Как в 60-е годы 20 века, так и сейчас авторская песня не столько художественное, сколько социокультурное явление. Материал может быть использован учителями литературы, классными руководителями. Оборудование: портреты В.Высоцкого, Ю.Визбора, Ю.Кима, А.Галича и других авторов-исполнителей; видеозапись Грушинского фестиваля; отрывки из кинофильмов «Весна на Заречной улице», «Летят журавли»; на авансцене – гитара. Ход вечера Ведущие: • Самодеятельная песня. Что же это за явление? Сегодня уже можно говорить о самодеятельной песне как о явлении историческом, культурном, искусствоведческом. • Удивительно, что для обозначения этих песен используется несколько определений: авторские, студенческие, туристские., и каждое из них отражает какую - то иную грань или сторону этого явления. • Мы слышим их в исполнении авторов и просто любящих петь знакомых и незнакомых людей, мы слышим их в поездах, командировках, на слетах и фестивалях, в походах у костра, на концертах в огромных залах или вечерах. • Традиция создавать песни с ярко выраженной авторской позицией существовала давно. Вспомним «Смело, товарищи, в ногу» или «Там вдали за рекой». Песни, сочиняемые непрофессиональными музыкантами, появлялись и предвоенные и военные годы. • Но когда говорят о современном жанре самодеятельной (авторской) песни как о массовом движении, мы вспоминаем 50 - бОг.г. • Это время было время, когда люди особенно стремились к честности, правдивости, вниманию к душевному миру человека. Вспомним 50 - годы. Все смотрели «Балладу о солдате», «Весну на Заречной улице» и «Летят журавли», зачитывались В. Дудинцевым и Ю. Бондаревым, ходили в «Современник». А молодые поэты А.Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е.Евтушенко декламировали свои стихи прямо на площадях и стадионах. (демонстрируются отрывки из художественных фильмов, запись выступлений Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной) • В потоке блистательных имен отнюдь не затерялись, казалось бы, негромкие голоса Юрия Визбора, Ады Якушевой, Булата Окуджавы. • В Москве и Ленинграде, Челябинске и Казани, Одессе и Свердловске стали возникать КСП (клубы самодеятельной песни). Песенное творчество превратилось в массовое общественное движение, объединившее в свои ряды тысячи любителей самодеятельных песен. • Однако чем песня жива, почему она привлекает людей? Должна быть хорошей музыка? Да. Хорошим текст? Да. Хорошим исполнение? Да. Но почему все-таки нередко остаются на десятилетия и века песни, казалось бы, бесхитростные по тексту и напеву? • Конечно, в песнях, создаваемых инженерами, геологами, рабочими, конечно, возможны литературные и музыкальные огрехи, да их и не всегда полезно исправлять. Ценность их в том, что их авторы стремятся отобразить мир таким, каков он есть на самом деле... без шаблона, без фальши • Самодеятельная песня жива людьми, которые хотят ее петь или слушать, и теми, у которых есть особый дар создавать песни. Пройдет время - и по голосам бардов будущие поколения тоже будут судить о нашем времени, о наших бедах и радостях, о наших проблемах и отношении к ним. • Вот уже три поколения тянутся ко всему живому, что есть в самодеятельных песнях. Все авторы этих песен абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим. Мажорный, солнечный, всегда с юморком, Юлий Ким поет совсем иначе, чем нервный, звучащий подчас трагически Евгений Клячкин. Юрий Визбор - это распахнутые ветра, простор равнин, вечность гор, Ада Якушева -сама женственность, Александр Городницкий - сама мужественность, Виктор Берковский - темперамент и экспрессия, Сергей Никитин - мелодичность, задушевность и затаенность. • И тем очевидней проступает то общее, что объединяет всех их: стремление к истине, неприятие лжи и фальши. Сегодня эти песни звучат по радио и телевидению, в кинофильмах и спектаклях. • Что же касается того, что самодеятельные песни называют туристскими, то действительно — многие из них рождены именно в дороге или по впечатлениям от походов, путешествий, экскурсий, экспедиций, или в мечтах о синих горах, зеленых озерах, далеких странах. • Туристские песни - это далеко не всегда песни о палатках, дорогах, костра.. Говоря об этих песнях, надо прежде всего говорить о людях, ведущих активный образ жизни, стремящихся отдыхать содержательно, интересуясь миром во всем его многообразии не только через экран телевизора. Ведь туризм для многих людей - не хобби, не развлечение, а образ жизни • Сами же туристы, альпинисты, геологи, путешественники никогда не делят обширный мир песен на песни туристские и не туристские • И звучат эти разнообразные по тематике песни от Кавказа до Печоры, от Сахалина до Ужгорода, на всех широтах и меридианах. Звучат, переполненные истинного патриотизма, мужества, романтики и непременно юмора. (демонстрируется отрывок из концерта авторской песни на Грушинском фестивале) • Семь основных нот в музыке, семь цветов радуги. И каждому цвету радужного спектра найдется соответствие в многоголосии и многозвучии этих песен. • Вот цвет красный. Цвет крови, пролитой защитниками Родины на фронтах Великой Отечественной войны. Сильна нота памяти минувшей войны. Немало песен о войне, созданных уже в мирное время, написано ее участниками, известными поэтами М.Анчаровым и Б.Окуджавой и др. (Звучат песни В.Высоцкого «Он не вернулся из боя», В.Егорова «Облака», С.Никитина и С.Крылова «Маленький трубач» в исполнении учащихся) • Оранжевый и желтый цвета сливаются в один - золотой: цвет фантазии, мечты, романтики. Романтическая традиция в самодеятельной песне отражает святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться крылатой мыслью туда, где он не был, где можно узнать что - то новое, неизвестное. (Звучат песни Ю.Кукина «За туманом», В.Канера «А все кончается», С.Никитина «Брич - Мулла», Ю.Визбора «Домбайский вальс») • И зеленый цвет необычайно интенсивен в палитре красок самодеятельных песен. Только из песен о природе можно составить большой тематический сборник, ведь раздумья о природе - повод для размышления о любви и разлуке, о трудностях и превратностях, свойственных жизни. (Звучат песни Е.Бачурина «Дерева», А.Якушевой «В речке каменной», А.Городницкого «Снег») • Два последующих цвета невольно напоминают о прогулках влюбленных под луной, о мягком свете звезд. В этих песнях есть все оттенки любовного чувства, которые доступны человеку. В них поют о любви цветущей, о любви ушедшей, о предчувствии любви. Существует много песен о любви неразделенной, о любви бесшабашной. Поют и в шутку и всерьез. (Песни Ю. Визбора « Ты у меня одна», В.Миляева «Весеннее танго», А.Якушевой «Ты - мое дыхание», С Никитина « Под музыку Вивальди»,«Если у вас нету тети», А.Городницкого «Перекаты») • Но не всегда жизнь воспринимается человеком лишь в мажоре. Как нет радуги без фиолетового цвета, так нет жизни без огорчений. Походы, путешествия, длительные экспедиции непременно сопровождаются разлуками и ожиданиями. А значит всегда жива тоска по дому, грусть от разлуки с любимым и с друзьями. (В заключении звучит песня Ю.Визбора «Солнышко лесное» Используемая литература Андреев Ю. А. «Среди нехоженых дорог одна - моя» (сборник туристских песен) - М.,1989г.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены