РАЗРАБОТКИ
|
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА В ПРАВОПИСАНИИ ПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ КОРНЯ В 5-9 КЛАССАХ
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА В ПРАВОПИСАНИИ ПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ КОРНЯ В 5-9 КЛАССАХ
Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение её определяет, в частности, и уровень орфографической подготовки школьников. В становлении орфографического навыка решающее значение имеют звуко-буквеннные орфограммы, являющиеся самой представительной группой в области правописания. Из всего многообразия орфограмм остановимся на методике правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Эта орфограмма, изученная ещё в начальной школе, и в5-9 классах требует упорного, постоянного внимания: повторения и закрепления. Хотя в этой области правописания сделано достаточно много, всё же она остаётся злободневной и сегодня. Учителю-словеснику постоянно приходится иметь дело с письменными работами, и он хорошо знает, что написание слов с этой орфограммой затрудняет в равной степени и пятиклассников, и выпускников школы. Причина плохого усвоения данной орфограммы объясняется, очевидно, не только частотностью употребления слов с безударными гласными, не только сложностью орфографического материала, но и несовершенством методики преподавания. Формулировка орфографического правила о правописании проверяемой безударной корня, помещённая в учебнике для 5 класса, указывает на приём (что нужно сделать), но не раскрывает саму структуру орфографического действия (как нужно сделать). При этом оказывается ослабленным семантический акцент. Решая ту или иную орфографическую задачу, школьник должен четко представлять себе структуру орфографического действия, или последовательность выполнения операций, формирующих навык правописания. Первым и едва ли не важнейшим шагом по пути становления орфографического навыка следует назвать «распознавание грамматической природы орфограммы и подведение её под соответствующее правило»..Для этого нужна достаточно продолжительная работа, направленная на его становление. Чтобы ученик смог подвести орфограмму под соответствующее правило, он прежде должен её обнаружить, отнести к определённому виду. Большинство буквенных орфограмм имеет опознавательные признаки (буквы о-ё после шипящих в корне слов, правописание приставок на з и с и др.). У слов с корневой безударной гласной таких явных признаков нет. Поэтому учащиеся испытывают затруднения при вычленении слова с безударной гласной в корне из ряда слов, содержащих другие виды орфограмм в корне. Причина в том, что учащиеся зрительно не ощущают корня, выделяют его в уже написанном слове, не связывая этот корень с его значением, они ориентируются на такие, которые совпадают по ударениям; считают, что подобрать однокоренное – значит изменить слово и т.п. Обращая внимание лишь на внешнюю похожесть проверяемого и проверочного слов, они не учитывают главного: нужно выделять корень, опираясь на его значение. Таким образом, оказывается, что сформированность двух умений: 1) видение названной орфограммы и 2) опора на семантику – взаимосвязанный процесс. Умение видеть слова с анализируемой орфограммой отрабатывается в ходе целенаправленных упражнений. Полезны упражнения, основанные на сопоставлении и противопоставлении слов, содержащих другие виды орфограмм в корне, самостоятельном нахождении слов с данной орфограммой в тексте и т.п. Помимо целевого назначения, задания такого рода помогают повторить правописание других видов орфограмм в корнях слов. Практика показывает, что задание обнаружить слова должно даваться применительно к словам с производной основой, осложнённой приставками и суффиксами, затем активнее вводятся слова с чередованием в корне, а также сложные слова(землетрясение, звонкоголосый и т.п.). В 6-8 классах привлекаются слова, правописание гласной в которых требует не только словообразовательного, но и частичного этимологического анализа: вдохновение, неистощимый и т.п. Например, для учащихся 5 кл. эффективны следующие виды упражнений: 1. Почему выделенные гласные называются «проверяемыми»? Стрела, мастерская, старик, движение, победитель, глядеть, загадать, жалеть Какие способы проверки вы знаете? Запишите проверочные слова. 2. Вспомните корни с чередованием гласных в корне. Почему они называются чередующимися? Можно ли их проверить ударением? Распределите данные слова по виду орфограмм в корне. Отложить, отлежаться, подросла, подбежала, роскошный, росток, избирать, положить, половить. 3. Найдите и выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне из пословиц, помещённых в учебнике литературы. 4. Назовите, каким орфограммам соответствуют приведённые ниже слова: А) причёска, шоссе, челка, желтый, чопорный; Б) печальный, герой, талант, балкон; В) расположение, выращенный, растение, слагаемое; Г) новинка, объединение, наслаждение, увлекательный. 5. Из данных слов выпишите только те, которые относятся к орфограмме «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением». Подберите однокоренные проверочные слова. 6. Найдите однокоренные слова, сгруппируйте их, выделяя корень. Дружный, снегопад, хожу, вязание, враги, ходоки, снежинки, друзья, хождение, вяжу, вражда. Помимо упражнений, требующих зрительно вычленить орфограмму, необходимо использовать упражнения, формирующие умение распознавать ту или иную орфограмму на слух. Этот вид работы труден для учащихся, но эта форма работы крайне важна, так как готовит к написанию диктанта. Её необходимо проводить ежедневно, начиная с диктовки словосочетаний и коротких предложений, в которых встречается 2-3 слова с данной орфограммой, затем усложняя предложения и увеличивая количество слов. Эффективна также работа под названием «устный счет», когда ребята считают количество слов с безударной гласной в прочитанном учителем тексте. Второй этап в работе над правописанием проверяемых безударных гласных в корне – совершенствование умения подбирать однокоренные слова с опорой на ближнеродственное (победитель тот, кто одержал победу). Выявление вещественного значения корня через определение лексического значения слова позволяет правильно находить проверочное, опорное слово и тем самым предотвращать ошибки. Иначе обстоит дело в словах более сложной морфологической структуры. Корень, входящий в основу слова, осложнённую дополнительными аффиксами, несет лишь какую-то часть целостного лексического значения слова, поэтому вычленить вещественное значение корня в таких словах бывает нелегко, ибо на этом вещественном значении сказывается словообразовательное значение аффиксов. Следовательно, осуществить проверку безударной гласной в таких словах гораздо сложнее (ср,: зерно – зернистый; слепой – ослепительно). Ещё большую трудность в орфографическом отношении представляют для учащихся слова, вещественное значение корня которых слабо проявляется в общем лексическом значении слова: извещать, посвящение, удивительный, раздражать – это IIIгруппа. Опорное слово для таких слов подобрать труднее, поскольку для этого проходится использовать элементы этимологического анализа. В эту же группу входят слова , которые благодаря совпадениям безударных гласных произносятся тождественно, но они различны по значению. Правильностью понимания их значения предопределяется и выбор корневой гласной. Внедрение принципа семантического анализа слова при выборе буквы для обозначения корневого безударного гласного даёт возможность вооружить учащихся надёжным критерием в подборе опорного слова, позволяет сразу находить проверочное слово. Самое яркое представление о роли семантического анализа дают слова, тождественные по своему звуковому образу, но различные по лексическому и графическому выражению , типа запевать – запивать, обвевать – обвивать и т.д. Поэтому работу по развитию умения подбирать однокоренные слова с опорой на ближнеродственное целесообразнее всего начинать на материале омофоничных слов, а начав с более простого в семантическом отношении словесного материала, постепенно усложнять условия, в которых протекает формирование навыка. Примером упражнений, направленных на пробуждение семантического чутья, могут служить такие: 1. Какие из предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях (текст проецируется на экране, затем даётся правильный вариант, который укажет на ошибки или их отсутствие).Чем объясняется разный выбор букв? 2. Учитывая значения слов, вставьте пропущенные буквы, рассуждая по образцу: прим..рять платье, т.е. мерять его, проверочное слово примерка. Пос..деть на траве – пос..деть от горя и т.п. 3. Объясните правописание пропущенной гласной, используя однокоренное, более простое по структуре и значению слова. Образец: посв..тлеть – стать светлым. 4. Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных справа, словами левого столбика? Почему? Волна – вол пласты – плоский травить – травы рядовой – рядом частичный -. Частный 5. Выпишите только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для другого. Чем вы объясняете свой выбор? Число – чистый спешить – спешка ползти – польза лепить – лепка 6.Чтобы навык правописания безударной гласной в корне с опорой на семантику формировался осознанно, полезно предлагать такие упражнения, которые выявляют способности ученика распределять слова по трудности их правописания: Запишите данные слова в два столбика в зависимости от того, как в них проверяется безударный гласный: 1) изменением формы слова или 2) опорой на значение слова. Таким образом, для успешного овладения навыком правописания проверяемых безударных гласных в корне необходимо сформировать у учащихся умение ощущать орфограммы как в зрительном, так и в слуховом восприятии, необходимо, чтобы семантический анализ слова стал основным приёмом в обучении правописанию слов с названной орфограммой. Учитель русского языка и литературы Бардиж С.А. МОУ СОШ №95 г. Краснодар
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены