РАЗРАБОТКИ
|
Эффективные формы работы в учебной деятельностиУчебная деятельность является основной деятельностью учеников. Под ней подразумевают не только усвоение учениками знаний школьных предметов, но и овладение учениками определенными необходимыми знаниями, умениями и навыками из разных сфер жизнедеятельности человека и опытом их освоения не практике. Основными формами обучаемой деятельности является урок, экскурсия, классный час, внеклассное занятие в кружках, секциях и клубах, массовые праздники, посещение музеев, театров, выставок, библиотек, конкурсов, соревнований, олимпиады, фестивали, форумы, встречи с интересными и известными специалистами , тренинги, дебаты, дискуссии, живые журналы, научные проекты, круглые столы, деловые и ролевые игры, игры-путешествия, общественно-полезные дела, тематические вечера, КВН и тд. В учебной деятельности различают индивидуальную, групповую и коллективную формы работы с учениками. Индивидуальные формы работы Индивидуальная форма работы предусматривает выполнение учеником индивидуальных заданий, которые основываются на знаниях, учтенных педагогом индивидуальных психо - физиологических особенностей, потребностей, интересов, уровня подготовки и развития личности ученика. Применение индивидуальной формы деятельности в учебно-воспитательном процессе обеспечивает:
Среди наиболее распространенных индивидуальных форм деятельности – участие в работе Малой академии наук, предметных олимпиадах, творческие и технические достижения, выступления на конференции, индивидуальные творческие конкурсы, защита индивидуальных проектов, коллекционирование, индивидуальные спортивные и творческие соревнования, выставки рисунков, декоративно-прикладного искусства и технического творчества, концерты индивидуальных исполнителей и т.д. Групповые формы работы Групповая форма обучающей деятельности возникла как альтернатива традиционной. В ее основу вложены идеи Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, Дж. Дьюи про свободное развитие ребенка. Групповая форма работы компенсирует все недостатки фронтальной и индивидуальной работы. Групповая научная деятельность является формой организации обучения в малых группах учеников, объединенных общей целью под руководством учителя и сотрудничества с учениками. Педагог в трудовой деятельности руководит работой каждого ученика непосредственно через задания, которые он предлагает группе, которые регулируют деятельность учеников. Отношения с учителем принимают признаки коллективного труда. Учеников групповая деятельность не изолирует друг от друга, а наоборот дает возможность реализовать стремление к общению, взаимодействию, взаимопомощи, и коллективному труду. Групповую форму деятельности применяют в интерактивном обучении и воспитании. Наиболее распространенные формы деятельности - работа в парах, в малых группах, тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры. Для того, чтобы групповая работа была эффективной педагогу необходимо четко придерживаться определенных условий и методики ее организации. Необходимо объединить участников в группы по 3-5 человек (оптимальная черта для этой работы). Все члены группы должны видеть друг друга. В каждой группе участник имеет определенную роль-спикер, секретарь, посредник, докладчик. Функции в группе лучше распределять по желанию участников. В процессе работы группы, каждый должен иметь возможность высказывать личное мнение. Обязанности спикера группы:
Обязанности секретаря группы:
Обязанности посредника группы:
Обязанности докладчика группы:
Каждая группа должна получить конкретное задание и четкую инструкцию для его выполнения. Надо предусмотреть случай, если одна группа выполнит задание раньше. Обязательно должно быть вознаграждение за групповую работу. Во время подведения итогов учитель комментирует работу группы с точки зрения поставленных задач. Примеры методик работы в малых группах Диалог - группы ищут согласованное решение, а результат работы должен быть отображен в виде схемы перечисления признаков конечного текста. Эта методика содержит противодействие и критику позиций той или другой группы, а все внимание уделяется сильным моментам позиций других. Эксперты фиксируют общие взгляды и во время завершения работы дают обобщенный ответ. Синтез мыслей - подобный до вышеперечисленного метода, но ученики ведут записи не на доске, а на листах, которые передают другой группе. В этом листе подчеркивается мысль с которой эта группа не согласна. Выбранные эксперты обрабатывают листы, делают обобщение, которое потом обсуждается всей аудиторией. Круг идей - решение острых противоречивых вопросов, составление списка идей и приобщение всех участников к обсуждению вопроса. Все группы должны выполнять одно и то же задание, которое состоит из нескольких вопросов или позиций. Во время выступления каждая группа озвучивает только один аспект проблемы. Учитель может задавать вопросы по кругу до тех пор, пока идея не закончится. Это исключает возможность ответа всей информации одной группой. Ассоциативный цветок - определение личностного видения понятия. Участникам предлагают создать малые группы по личным интересам, выбрать роли. На доске крепят середину цветка с надписью понятие. Каждая группа получает лепесток. Каждой группе предлагают после трехминутного обсуждения записать на «лепестках» несколько слов, которые ассоциируются с понятием, или дать краткое определение понятиям. Спикеры презентуют результат обсуждения в группах и прикрепляют «лепестки» около « сердцевины». Учитель обобщает предложенные группами обсуждения. Кроме модели цветка, можно использовать любой предмет, который имеет составляющие. Мозаика - изготовление малыми рабочими группами кооперативными определениями понятия на основе предложенных научных трактований и личного видения проблемы. Общий проект - группы получают задание разного содержания, которые отображают проблему с разных сторон. После завершений работы каждая группа проводит отчет – презентацию, делает свои записи на доске. С разных записей составляется проект, который рецензируется и дополняется группой экспертов. Мозговой штурм - метод для выявления характерных признаков определения или для выявления направлений, методов, приемов, путей решения какой-то проблемы. Вариант 1 Все участники делятся на группы три-шесть человек. За 5 минут в группах проводится мозговой штурм. После этого все наиболее интересные идеи группы передаются другим группам для обсуждения и генерирования идей. Эти вторичные идеи и есть основой для решения содержательных проблем. Вариант 2 Участники делятся на 2 группы.
После первого мозгового штурма группы меняются функциями. Вариант 3 Выбирается ассистент, который фиксирует идеи на ассоциативном кусте на доске, учитывая во внимание все предложения, особенно нереальные. Участники предлагают личные видения, темы и задания. После предложений коллективно-созданную модель обсуждают и корректируют. Учитель подводит итоги. Пресс-метод - установление содержания деятельности или программы действий. Участникам предлагается произвольно создать малые рабочие группы и выбрать роль. Каждая группа в течение 10 минут знакомится с содержанием статьи, которую предлагает учитель, обсуждает и определяет содержание работы или программу действий. Спикер каждой группы презентует результаты обсужденной статьи. Анализ и обсуждение полученных результатов проводится фронтально, результаты обобщаются результаты в виде таблицы. Программированный контроль - определение участников, которые не справились с задачей. Каждый участник проверяет правильность сделанного выбора. Для дальнейшей работы участники , которые правильно выполнили задание образуют рабочую группу, а те, которые допустили ошибки – свою рабочую группу. Антивирус - знакомство с алгоритмом исследования, технологии, действий. На доске в произвольном порядке («Пораженная вирусом информация») расположены карточки с названиями этапов. Участники образуют малые группы и определяют в процессе группового обсуждения наиболее вероятную последовательность этапов (« Лечение от вируса»). Ассистент располагает карточки в предложенном порядке. Проверка правильности выбора происходит с помощью метода « программного контроля». Развязывание узлов - закрепление этапов, алгоритма действий или технологии. На доске закрепляется веревка с пронумерованными «узлами» (ленты с названием промежуточного этапа). Участникам предлагается «развязать узлы». Для этого они должны определить какой промежуточный этап пропущен на информационном листе. Участникам раздаются информационный листы, на которых определена последовательность этапов, но на каждом этапе пропущен один из промежуточных. Ранжирование - интерактивный метод оценивания представленных заданий. Аквариум или двойное кольцо Сократа - форма диалога, когда участникам предлагают обсуждать проблему « перед лицом» общества. В центре круга ставят 7 стульев. Выбирается группа из 6ти человек, которая будет вести диалог по проблеме. Другие выступают зрителями. Во время дискуссии участники могут меняться местами. Этот метод дает возможность увидеть поведение других во время общения, их реакцию на противоположную мысль, формируются навыки аргументированного выступления, решение конфликта и т.д. Научно-исследовательская деятельность Научно- исследовательская деятельность ученика является важным компонентом в воспитании лидера, выполняется по основным направлениям воспитательной работы, а именно: умственного, национального, общественного, патриотического, правового, экологического, эстетического, экономического, морального трудового воспитания. Научно-исследовательская деятельность направлена на выполнение основных задач:
Известны различные формы научно-исследовательской деятельности, которые можно разделить на 2 группы.
Научно-исследовательская деятельность предусматривает определенный алгоритм действий:
Научно-исследовательская деятельность заключается в выполнении учениками заданий:
Результаты выполнения таких заданий оформляют в виде научных рефератов, докладов, сообщений, конспектов, аннотаций, рецензий, отчетов и т.д. Метод проектов Приобретение навыков научно-исследовательской деятельности приобретает все большей актуальности в учебно- воспитательном процессе. Проектирование как метод возникло во второй половине 19 века в сельско-хозяйственных школах США, а потом расширилось и незначительно применялось в общеобразовательных школах. Усовершенствовал метод проектов Дж.Дьюи, но первым ввел понятие «метод проектов», научно описал его, усовершествовав систему работы над проектами и попробовал их классифицировать американский профессор В.Х. Кильпатрик. Под проектом он предусматривал целевой акт деятельности, в основе которой лежит интерес ребенка. Практически параллельно с разработками американских ученых идеи проектного обучения возникли и в России, связаны с деятельность С.Т. Шацкого. Метод проектов применялся в отечественных школах в 20-х годах 20-го столетия. Но уже в 30-х годах применение проектов было запрещено. Сегодня в учебно-воспитательный процесс снова возвращается метод проектов, в современном образовании происходит возрождение обучаемого проектирования, в котором произошли значительные изменения со времен своего возникновения. Метод проектов предусматривает использование совокупности исследовательских, поисковых, творческих по своей сущности методов, приемов, способов. Сущность метода проектов - стимулировать интерес учеников к новым проблемам, которые предусматривает наличие определенной суммы знаний как инструментов, и через проектную деятельность, которая предусматривает решение одной или нескольких проблем; показать практическое применение приобретенных знаний. Положительным в проектной деятельности является приобретение учениками-лидерами таких умений и личных качеств:
Подготовка и освоение проектирование требует от учеников усвоение не одной конкретной отрасли знаний, а их синтеза. Они учатся самовыражаться, быть реалистами, адекватно реагировать на победы и неудачи, самостоятельно принимать решения и применять знания в непривычных, новых ситуациях. Ценность метода проектов заключается в том, что этот метод ориентирует ученика на создание определенного продукта, а не просто на изучение начальной темы или участие в каком либо мероприятии. Действия, непосредственно связанные с реализацией проекта, требуют определенного объема специальных знаний, умением совокупностью способов поведения, которые обеспечивают успех личности в самореализации, а так же таких умений и навыков:
Привлечение учеников к проектной деятельности влияет на развитие творческих способностей, инициативу, самостоятельности организаторских способностей, стимулирует процесс самосовершенствования. Метод проектов характеризуется определенными особенностями:
В психолого-педагогической литературе выделяют проекты по классификации:
Проекту присуща четкая структура, которая отображается в его положении или программе:
Структурные элементы проекта могут меняться в зависимости от конкретных целей и задач. Алгоритм проектной деятельности в процессе реализации проекта. Деятельности учеников в процессе научного проектирования осуществляется поэтапно. Большинство исследователей указывают на три этапа: 1. Подготовительный:
2. Технологический - планирование работы:
3. Заключительный:
Планируя проектирование, учитель должен предусмотреть его место в научно-воспитательном процессе. Проектирование может быть частью научной или воспитательной программы и продолжаться на протяжении одного дня в неделю, охватывать период в две три недели или несколько месяцев. Длительное проектирование целью которого является видеофильм, выпуск брошюры, творческая выставка, акция либо другой реальный конечный продукт. Требует более детального планирования, чем краткосрочный. Количество времени необходимое для проектирования, зависит от разных обстоятельств: от того, на сколько хорошо учитель знает класс, группу, на сколько проект обеспечен методически и другое. Применение методов проектов в научно воспитательном процессе предусматривает определенную готовность учеников, а именно:
Кейс-метод Одной из интерактивных методик, которая приобрела популярность в Великобритании, США, Германии, Дании и других странах стал кейс-метод, разработанный английскими научными деятелями М. Шевером, Ф. Эдейем. Именно поэтому в мировой практике имеет место решение определенных проблем в обучении и воспитании. Впервые кейс- метод был введен в 1910 году в преподавании управленческих дисциплин Гарвардской бизнес-школы, которая хорошо известна инновациями. В основу кейс-метода положены концепции развития научных способностей. Суть метода заключается в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй, тексты которых называются « кейсом») для общего анализа, обсуждения и решения учениками в определенном разделе обучения дисциплины либо темы. Метод анализа ситуации одновременно отображает не только практическую проблему. но и актуализирует определенный комплекс знаний который необходимо усвоить во время решения этой проблемы, которые, безусловно, являются действиями и эффективным в реализации современных заданий системы образования. Как специфический метод обучения и воспитания кейс-метод применяется для решения присущих ему задач. К основным его проблемам относят:
Как интерактивный метод обучения он завоевывает позитивные отношения со стороны учеников, которые видят в нем игру, которые обеспечивают усвоение теоритических положений и формирование навыков практического использования определенного теоретического материала. Анализ ситуаций влияет на развитие учеников, делает их взрослее, формирует интерес и позитивную мотивацию по поводу обучения и участия в воспитательной деятельности а так же определенные компетентности. Работа над кейсом предусматривает:
Цели, на которые направленно использование кейс-метода, зависит от типа конкретной ситуации, которую рассматривают, обсуждают, и решают, а именно выделяют:
Этот метод не требует особых материальных и временных затрат и допускает вариативность обучения. Проблемная ситуация может быть освящена во время обучения новой темы в изложении теоретического материала, так же и с целью обобщения и систематизации материала. Начальные задания кейс-метода состоят из:
Кейс метод имеет определенные особенности, поскольку является не только научным, но и имеет большой воспитательный потенциал с позицией формирования таких личных качеств:
Наиболее эффективным является использование кейс-метода для учеников 11-14 лет, так как именно этот период является сенсетивным для развития формальных умственных операций, но этот метод широко и эффективно используют в обучении и воспитании старшеклассников, студенческой молодежи и взрослых. Разработчики метода утверждают что результатом таких занятий являются ускорение развитие умственных способностей подростков, качественное усовершенствование знаний, умений и навыков. Приобретенные навыки используют как универсальные инструменты мышления в время изучения математики, общественных наук, русского языка и литературы, профессиональных дисциплин а так же воспитательной деятельности: на семинарах, занятиях ученических лидеров, заседаниях клубов и кружков, проведении классных часов и так далее. Работу над кейсом делят на домашнюю самостоятельную работу и работу в классе, а проводится она по такому алгоритму:
Для эффективного использования кейс- метода необходимо создавать специальные условия:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены