РАЗРАБОТКИ
|
Урок по теме "Русь и Золотая Орда"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 город Армавир Краснодарского края Конспект урока по истории в 6 классе «Русь и Золотая Орда» подготовила учитель истории и обществознания Виноградова Наталья Александровна г. Армавир Урок по теме: «Русь и Золотая Орда» Цель урока: расширить и дополнить представления школьников о характере взаимоотношений Русского государства с монголо-татарами в XIII в. Задачи: - охарактеризовать состояние русских земель во времена монголо-татарского нашествия; выяснить степень экономической и политической зависимости; - формировать общеучебные умения и навыки: навыки работы с документами; анализ исторических событий; выделение причинно-следственных связей; - способствовать развитию интереса у учащихся к историческим событиям своей страны; вызвать чувство непримиримости к силам и лицам, в действиях которых проявляется безнравственность. Оборудование: учебник (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. – М., Просвещение, 2004); настенная карта «Русь в XII — начале XIII в.»; иллюстрации по теме; раздаточный материал; рекомендуемая литература (выставка). Основные даты: 882 – образование Древнерусского государства; 988 – крещение Руси; 1185 – поход князя Игоря на половцев; 1223 – битва на Калке; 1237 – начало монголо-татарского нашествия. Основные понятия: хан, орда, баскаки, иго, ордынский выход, владычество. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Опрос (комбинированный) 3. Объяснение нового материала. Вступительное слово учителя: Тема нашего урока – «Русь и Золотая Орда». Давайте подумаем, о чем мы с вами можем говорить по этой теме? Конечно о взаимоотношениях между этими государствами. На предыдущих занятиях вы уже изучали тему появления монголо-татар на Руси. И сейчас мы попытаемся представить себе далекое прошлое, вспомнить те события, которые имели серьезные последствия для дальнейшего развития Русского государства. Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Татары! Они! Татары! Большим валом валят!» Вопрос классу: Кто же такие татары и почему они вызывали ужас у тех, кто уже был с ними знаком? (татары – кочевое монгольское племя; предводителем был Чингисхан, мечтавший завоевать всю вселенную; жестокость – характерная черта военных походов). У вас на партах лежит раздаточный материал. Давайте на основе приведенных отрывков документов проанализируем те события, участниками которых были монголо-татары, с одной стороны и русичи, с другой. Задание: Определите, о каком событии идет речь. Подчеркните ключевые слова, которые вы можете привести как аргументы в поддержку вашей точки зрения. 1-й текст: “В степях недалеко от Азовского моря грянуло сражение. Русские войска действовали разрозненно, никто из князей не видел общего хода боя, не почиталось за нужное прийти на помощь соседям в трудную минуту, предупредить об опасности. Напротив, татарские полководцы воевали расчетливо и согласованно. Обращенная в бегство половецкая конница накатилась на позиции неготового к бою русского лагеря. Воцарилась невообразимая сумятица. С большими потерями русские ратники оставили поле боя, преследуемые татарами…” (Битва на Калке, - !!! – попросить выйти к доске и показать дату этого события, 1223 г.) (обратить внимание – половцы – прежние враги! Какая дата на доске соответствует этому? – 1185 – поход кн. Игоря Святославича на половцев) (сделать акцент на первой встрече) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Был страшный год, когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя - внука … Свое соседство с ним кляня. (показать дату начала нашествия – 1237 г.) Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская … В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города. К Батыю с пышными дарами Рязанский князь пришел тогда. Он сам собрал Батыю … «Возьми дары! Не тронь Рязань!» И к ним, как воин и как брат, Горя упорной жаждой мщенья, Пришел рязанец … И стал готовить ополченье. 2-й текст: «К штурму этого города монголы готовились по всем правилам военной науки, используя осадные башни, камнеметные машины и стенобитные устройства. Всеволод Юрьевич, не желая допустить убийств и разорения города, вышел навстречу хану с большими дарами. Но сам был убит. Жители же города, среди которых были и члены княжеской семьи, пытались укрыться от врага в Успенском соборе. Монголы, ворвавшись в город, подожгли его. От огня и удушья погибло множество людей, в том числе и укрывшиеся в соборе». (Владимир). 3-й текст: “На обратном пути в степи Батый решил захватить еще один город. В 7-недельных боях за город Батый потерял до 4 тыс. человек, полегло несколько знатных татарских военачальников. Жители города не только оборонялись, но и вышли в поле на открытый бой. По приказу Батыя оставшихся в живых жителей истребили поголовно, а город прозвали…” («Злым городом», Козельск) 4-й текст: “Рано утром в конце ноября этого страшного года тревожно зазвонил вечевой колокол. Он звонил упорно, настойчиво, своим звоном поднимал горожан, призывая идти, не мешкая, на площадь перед собором св. Софии. Все собрались на холме, с которого открывался вид на далекие просторы степей. Там, вдалеке, откуда восходило солнце, виднелись черные дымки. “Что это, камыши горят?” - спрашивали одни. “Нет, это татары греются у костров”,- отвечали другие. (Киев). Слово учителя: Несмотря на героическое сопротивление, оказываемое русским народом, города один за другим пали перед грозным завоевателем Батыем. Но почему? Разве у нас были плохие воины, а может быть плохое оружие? Какие причины способствовали победам монголо-татар? (тактика монголов, несогласованность действий русских князей, феодальная раздробленность). Вопрос: Как с помощью карты мы можем подтвердить раздробленность русских земель в начале XIII века? Слово учителя: Не смогли князья объединить свои усилия в тревожные и грозные времена. Русь была разорена Батыевыми полчищами. Выполняя завещание Чингисхана, Батый покорил многие земли и государства и создал свою монгольскую империю, которая получила название Золотая Орда. (Обратить внимание на карту; показать территории, вошедшие в состав империи: земли волжских булгар, Половецкая степь, Крым, Приуралье, часть Средней Азии). Русское государство не вошло в состав монгольского, но попало в вассальную зависимость. На 200 с лишним лет установилось монгольское владычество (господство). Проявлениями этого владычества становятся экономическая и политическая зависимость (в ходе объяснения составляется схема «Монголо-татарское иго»). Обратить внимание на картину «Баскаки», дать характеристику происходящему действию (учащийся по картине описывает происходящее событие, говорит о своем эмоциональном впечатлении). Термин – баскаки – представители ордынского хана на Руси, сборщики дани. Самая тяжелая форма дани – ордынский выход. Кроме этого – повинности: содержание послов со свитами; обязанность поставлять воинов, участвовать в военных походах монголо-татар. Если же русское население отказывалось выплачивать дань, хан отправлял свои отряды, которые жестоко расправлялись с непокорными и теми, кто был у них на пути. Тем не менее, полностью сломить волю народа к сопротивлению монголам не удалось. (Работа с документом: Хрестоматия - отрывок из Ипатьевской летописи). Волнения и восстания против баскаков являются свидетельствами этому. Часть русских князей поддерживали эти волнения, а часть, напротив, самостоятельно расправлялась с восставшими. Вопрос: как вы считаете, кто из князей действовал в этой ситуации верно? Сами князья также находились в зависимости от ордынских ханов. Проявлением этой зависимости являлся ярлык, т.е. особая ханская грамота на княжеские владения. За ярлыком князья должны были отправляться в Орду, терпя там всяческие унижения и издевательства. Одной из таких унизительных процедур была, например, процедура прохождения между двумя огнями (языческий обряд) – (дата – 988). Работа с документами на с. 120 учебника. Вопрос: О каких формах владычества рассказывается в этих источниках? Ордынское владычество имело тяжелые последствия для Руси. Но это вопрос для самостоятельного изучения. Обратите внимание на политические и экономические последствия, отрицательное и, может быть, положительное влияние. Д/з – параграф 14, вопросы 4,5. Список использованной литературы 1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. – М., Просвещение, 2004. 2. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк. IX – середина XVIII в. – М., Мысль, 1992. 3. Кончаловская Н. Наша древняя столица – М., Детская литература, 1962.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены