РАЗРАБОТКИ
|
Урок по теме "Свобода и необходимость в деятельности человека"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 город Армавир Краснодарского края Конспект урока по обществознанию в 11 классе «Свобода и необходимость в деятельности человека» подготовила учитель истории и обществознания Виноградова Наталья Александровна г. Армавир 2011 Тема: Свобода и необходимость в деятельности человека Цель урока: организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик. Задачи: • раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»; • развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения; • способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности. Оборудование: учебник (Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 11 класс), раздаточный материал, мультимедийный проектор, ватман. Основные понятия: свобода, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество. Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока: урок-практикум с элементами дискуссии Этапы урока: 1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; 3. Ознакомление с новым материалом; 4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; 5. Подведение итогов урока; 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению План изучения нового материала 1. Понятие «свобода» 2. Внешние и внутренние регуляторы поведения 3. Может ли человек быть абсолютно свободным? Ход урока: Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего? Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в. (Перед уроком учащиеся делятся на группы, результаты выполнения заданий группы фиксируют на ватманах). 1. Вступительное слово учителя: Президент России Дмитрий Медведев вступил в должность главы государства 7 мая 2008 года, на которую был избран в результате всенародных выборов. Придя к президентству, он провозгласил принцип "свобода лучше, чем несвобода". Этот принцип я предлагаю вам положить в основу нашего занятия. Как вы понимаете смысл данного выражения? А вы можете назвать себя свободными людьми? (ответы учащихся; обратить внимание на эпиграф). Учитель: Вы знаете, что в современном обществе вы обладаете определенным набором свобод, который и подкрепляет ваше ощущение раскованности. Попробуем смоделировать следующую ситуацию. Я – чиновник, бюрократ, бумажный червь, вы – редакционный коллектив газеты с названием «Мы – не рабы!». Я недовольна названием вашей газеты. В конце концов, крепостное право в нашей стране отменили еще в 1861 г., и, по моему мнению, название абсолютно не соответствует духу времени, а только дополнительно раздражает общественное состояние умов. Приведите, пожалуйста, три аргумента, которые бы убедили меня в возможности существования газеты с таким названием. Слово каждой группе. (интересно посмотреть, появится ли Конституция в аргументах). Учитель: А есть ли какой-то конкретный официальный документ, который подтверждает ваше ощущение свободы? (да, Конституция). Глава 2. Права и свободы человека. (То есть, чтобы доказать мне, что вы на самом деле свободные люди можно просто открыть, например, статью 18 Конституции РФ, в которой написано: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание законов и обеспечиваются правосудием»). Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Учитель: Итак, мы называем себя свободными людьми. Но что такое свобода в вашем понимании? Человек один – он свободен и счастлив? Человек в обществе – он свободен или зависим? (постановка проблемных вопросов). (работа с источником – стихотворение Л. Филатова): Когда ворюга, шастая в толпе, Свой выбор остановит на тебе, - Ты можешь, протянув ему баул, Вполне свободно крикнуть: караул!.. Когда на зов твой явится сержант И тоже намекнет насчет деньжат, - Ты можешь, протянув ему браслет, С угрозой поглядеть ему вослед!.. Когда и же судья, закон поправ, Наложит на тебя разбойный штраф, - Ты можешь, протянув ему кольцо, С презреньем помолчать ему в лицо!.. При эдаком обилии свобод Ты можешь жить буквально без забот, А коль тебе свобода надоест – Ты вправе молча выразить протест!.. У каждого человека свое собственное видение этого понятия. Представьте себе пирата. Для него свобода заключается в возможности захватывать корабли… Для заключенного, возможность выйти из тюрьмы, для школьника – каникулы. Но нам с вами надо попробовать найти такие ассоциации, которые будут отражать общие признаки этого понятия. Работа с ассоциациями (все вместе): на слайде - СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА Предложить готовый перечень ассоциаций и попросить проранжировать по степени важности: альтернатива, выбор, возможность, желание, активность, независимость, необходимость. Работа по группам. Задание – в теч. 1 минуты – закончите предложение: Свобода – это…, используя те признаки, которые выделены на доске. (русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии). Ответы групп (зафиксированы на ватмане). Учитель: Спасибо, я принимаю ваши варианты ответа и позвольте предложить вам свой: Свобода – это возможность правильного выбора. Но всегда ли мы можем сделать свой выбор? Работа в группах (каждой группе предложены по 2 листа формата А 4, при этом они или одного цвета, или разных цветов). Задание – в теч. 1 мин. докажите мне, что один из листов лучше по своим характеристикам, а, значит, вы выбираете именно его. (Обычно с аргументами затрудняется та группа учащихся, у которой листы одинакового цвета и формата). Поменять листы, попросить в новых условиях показать достоинства того или иного листа. Прокомментировать. Рассказать о буридановом осле – философский парадокс, который приписывается французскому философу Жану Буридану, жившему в XIV веке: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых охапок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную охапку. (Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами). Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. 2. Обладая свободой выбора, человек может выбрать лучшее из того, что предлагает мир. Но человек не один. Он живет в обществе себе подобных. А значит его желания, желания одного могут войти в противоречие с желаниями другого человека. Тут-то человек и сталкивается с ограничением свободы. Давайте попробуем выделить эти ограничители = зависимости, которые существуют в жизни большинства из нас. Кластер – зависимости (работа вместе со всеми): на слайде - ЗАВИСИМОСТЬ (предположительные ответы учащихся: от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег). Пожалуй, достаточно. А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? (ответы учащихся). Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит. Работа с источником «Диалог о свободе»: чтение по ролям: Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота. Мальчик: Ты кто??? Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня. Мальчик: Ты – демон страха? Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий… Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу! Демон: А что для тебя свобода мальчик? Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем. Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен? Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно. Демон: Да неужели? Как? Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить. Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь? Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму. Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю. Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни. Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени. Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей. И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит … Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор. Ответы учащихся. Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь». Поставить проблему: что значит жить СВОЮ ЖИЗНЬ? (моя хата с краю?). Ответы учащихся. 3. Как общий вывод предыдущих рассуждений: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя! Ввести понятия: абсолютная и относительная свобода (задание - привести конкретные примеры, иллюстрирующие эти понятия – работа в группах). Проанализировать ответы. В качестве проверки усвоения изученного материала учащиеся выполняют задание: в чем смысл выражения древнегреческого философа Платона - «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его». (Варианты выполнения этого задания: 1. ПОПС-формула (сильные учащиеся); 2. Записать образы-ассоциации, возникающие в процессе анализа данного выражения (менее подготовленные учащиеся). (Примерные ответы учащихся: у человека рождается ощущение вседозволенности; далее происходит вырождение личности, деградация, духовный упадок; для государства – тоталитарный режим). Делаем общий вывод: Свобода - одно из самых больших богатств человека, но и очень большая ответственность, т.к. свобода выбора и действий одного человека может означать произвол в отношении других людей. Домашнее задание: параграф 12; написать мини-эссе по теме: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» (Ф. Ницше). Список использованной литературы 1. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2006. 2. Большая книга афоризмов. Изд. 2-е, исправленное. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 3. Филатов Л.А. Про Федота-стрельца, удалого молодца: Стихи, сказки, пародии. – м.: Изд-во Эксмо, 2006. 4. Источник «Диалог о свободе» - автор неизвестен. Интернет-источники: 1. http://slovari.yandex.ru
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье. ЛЕГО-конструирование – модная игра или серьёзное занятие? Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста» Выбираем инструмент. Советы родителям детей, поступивших на фортепианное отделение. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены