РАЗРАБОТКИ
|
урок внеклассного чтения в 6 классе "Святочные рассказы"
Кайгородцева Людмила Алексеевна
МОУ СОШ с УИОП г.Нолинск Кировская область Разработка урока литературы. Внеклассное чтение 6 класс Тема урока: «Святочные рассказы». Цели: 1)образовательная: закрепить знания о рассказе, что это за жанр, дать знания по теме «святочные рассказы», закреплять и развивать знания по теории литературы, учить анализировать прозаическое произведение, сопоставлять, выделять главное, обращать внимание на детали произведения, т.е. в конечном итоге – учиться работать с текстом художественного произведения; 2)воспитательная: воспитывать интерес к урокам литературы, к книге, воспитывать чувство сострадания, внимания к окружающему миру, воспитывать интерес к языку мастера слова; 3)развивающая: развивать навыки слушания, говорения, письма, чтения; навыки самостоятельной творческой работы. Тип урока: урок анализа текста. Предварительная работа: учащиеся самостоятельно прочитали предложенные произведения, нарисовали иллюстрации к произведениям, написали отзывы. Оформление: портреты – Ф.М.Достоевский (1821-1881г.г.), А.И.Куприн (1870-1938г.г.); иллюстрации-рисунки учащихся; тема урока; эпиграфы; названия произведений: Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» 1876г.; А.И.Куприн «Чудесный доктор» 1897г. Ход урока. Эпиграфы: Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. И.Гёте Добро должно быть деятельным. - Ребята, сегодня цель нашего урока – познакомиться с новым жанром –святочные рассказы. Поговорим мы о них, о проблемах, затронутых в них, на примере произведений двух великих русских писателей: Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» и А.И.Куприн «Чудесный доктор». -Давайте вспомним, а что же такое рассказ? (Небольшое по объёму произведение, с одним или несколькими героями, описывает эпизод из жизни.) - А что такое Святки? (Праздничные дни в честь Рождества Христова.) - Действие святочных рассказов происходят как раз в эти праздничные дни. С какими событиями связано Рождество? (Ожидание чуда, счастья, радости. Ведь рождение Христа – великое чудо, передвинувшее жизнь людей и давшее им надежду на спасение души.) Это мы уже знаем из Нового Завета. Вспомним: в момент рождения Христа воссияла на небе Вифлеемская звезда. Пришли на её свет волхвы и принесли дары младенцу-Иисусу. Поэтому исстари принято дарить на Рождество подарки. - Скажите, а какое настроение перед праздником? (Весёлое, суета, сюрпризы, новогодние игрушки, мишура, добрые, светлые лица родных и близких.) Конечно. Так хочется, чтобы это всё повторилось опять. Но всегда ли так бывает? Нет. Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Нет. Рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. - Какое произведение мы с вами изучали в этом учебном году о Рождестве? (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».) - Чем отличается оно от тех произведений, о которых мы будем говорить сегодня? (1) Жанром – у Гоголя – повесть, а мы прочитали к уроку рассказы; 2) у Гоголя – сказочные герои присутствуют, здесь – реальные герои; 3) у Гоголя – смех, здесь – слёзы.) - Сначала мы с вами обратимся к рассказу писателя, жившего в 19 веке, и послушаем о самом Ф.М.Достоевском. (Сообщение ученика о некоторых фактах биографии писателя.) На похоронах Достоевского был венок и от русских детей. Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в неё проникнуть, как Ф.М.Достоевский, так её понять. Найдите в тексте рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» доказательства тому, что действие происходит в рождественские праздники. Зачитайте. - А что же за мальчик, который всё это видит? Зачитайте его портрет. - Как реагирует мальчик на увиденное? (Дивится, смеётся, но вспоминает, что замёрз, - плачет.) - Мальчик попытался зайти в один дом, где раздают пироги. И что же? (На него закричали, замахали. Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руки копеечку, а сама отворила дверь на улицу.) - Мальчик уронил копеечку. Какими словами автор рисует состояние мальчика? (Одиноко и жутко.) - Кто ещё обижает нашего героя? (Злой мальчик.) И он убежал, спрятался, присел, скорчился и от холода стал засыпать. Где оказался мальчик? (У Христа на ёлке.) - Кто, кроме этого мальчика, был на ёлке? (Другие дети, которые тоже замёрзли, а теперь стали ангелами.) - Зачитайте финал рассказа. - Грустный рассказ, правда? В одном из ваших отзывов я прочитала: «Мне жалко мальчика и его маму, ведь им было холодно, нечего есть и больно. Но конец этого рассказа я считаю счастливым. Мальчик ушёл из нашего мира, где ему было плохо, а там, на небе, лучше». Как вы думаете, что хотел сказать этим рассказом автор? (Этот рассказ – призыв к милосердию.) - Сделаем выводы по рассказу : Мальчик ушёл из жизни, но он любил жить. И эта жизнь могла продолжаться, если бы нашёлся рядом с мальчиком милосердный человек. - Что такое «милосердие»? Как вы понимаете значение этого слова? Есть ли в рассказе Достоевского примеры людей, у которых доброе сердце? (Нет.) А барыня, ведь она дала копеечку? - К счастью, из любого положения мы ищем выход. И хорошо, если нам в жизни встретятся добрые люди. Именно об одном таком чудесном человеке и пишет А.И.Куприн – автор рассказа «Чудесный доктор». Послушаем о Куприне и подумаем, почему он написал такой рассказ. (Сообщение ученика о некоторых фактах биографии писателя.) - Так почему Куприн написал именно такой рассказ? (Герои его произведений похожи на самого автора, он не понаслышке знает, что такое нищета, голод, холод.) - И здесь, как говорит сам автор, «рассказ не есть плод досужего вымысла». Это действительно было на самом деле. И вновь время действия – рождественские праздники. Мы только что читали описание праздника в рассказе Достоевского. А здесь как передаётся праздничное настроение? (Витрина магазина, праздничное оживление на улицах.) - А что всё-таки больше запоминается в рассказе? (Беднота, нищета.) Расскажите о судьбе семьи Мерцаловых. (Пересказ.) -Ребята, вы видите, что вновь рассказ построен на контрасте: благополучие богатых противопоставлено нищете бедных. Даже природа не соответствует миру человека. Зачем автор ведёт Мерцалова в сад? Зачитайте описание сада. (Мерцалову хочется такого же покоя, но ведь покоя не будет). - Какая мысль посещает Мерцалова? (О самоубийстве.) Что останавливает его? (Встреча с незнакомцем.) Прочитаем по ролям эту сцену. -Кто же такой этот незнакомец? Как он помог семейству Мерцаловых? -Прочитайте, как Куприн заканчивает рассказ. Какие слова передают благодарность доктору? («ангел снизошёл», «чудо совершил этот святой человек») - Угасло ли то великое, мощное, «святое», что жило в этом человеке, угасло ли невозвратимо? (Нет. Гриша тоже стал милосердным.) - А почему он таким стал? Обратимся к эпиграфам к уроку. -Что объединяет эти рассказы? (Тема: «рождественские, святочные рассказы», т.е. события происходят в рождественские праздники. Идея: они о том, как много значит в жизни доброта, милосердие. Авторы произведений – тоже люди милосердные и добрые.) Эпиграф к уроку – как вывод. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету доктора Пирогова: «…главное – не падайте духом»?
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены