РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности подготовки квалифицированных рабочих в условиях перехода к стандартам нового поколения в профессиональном лицее

Особенности подготовки квалифицированных рабочих в условиях перехода к стандартам нового поколения в профессиональном лицее

Ильина Варвара Витальевна
Преподаватель спецдисциплин
Профессиональный лицей №49
г. Кемерово
В условиях нарастающего ускорения темпов научно – технического прогресса, системной реструктуризации отраслей экономики, масштабного перераспределения трудовых ресурсов и изменения структуры занятости населения возникает необходимость постоянного повышения образовательного и квалификационного уровня рабочих, обновления их знаний и умений, освоения новых профессий 1.
Правительством РФ объявлен национальный проект в области образования, а также на обсуждение общественности вынесен проект «Современной модели образования 2020». Работодателям необходимы высококвалифицированные специалисты. Способствовать формированию конкурентоспособных выпускников в учреждении профессионального образования должны все участники образовательного процесса 5.
В отечественной педагогике компетентностный подход представлен исследованиями таких ученых как И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, В.С. Леднев, А.К.Макаров, А.В.Хуторской, В.А. Болотов и др.
Для нашего исследования было важно рассмотреть компетентностный подход как приоритетную ориентацию на цели: повышение качества обучения; развитие творчества; сохранение интереса к выбранной профессии.
Компетентностный подход является основой разработки стандартов нового поколения. 2.
В экспериментальной работе мы рассматриваем особенности подготовки квалифицированных рабочих в условиях перехода к стандартам нового поколения, а также две основные группы компетенций надпрофессиональные (ключевые) и профессиональные 4, С.12-13.
Мы придерживаемся таких ключевых компетенций, как способность ориентироваться в социально-экономических условиях производства, умения межличностного взаимодействия, способность к взаимопониманию, способность к соединению личных интересов с общественными, готовность к взаимопомощи, культура речи и речевого общения на родном и иностранных языках, культура поведения, политическая грамотность, ориентация в конъюктуре рынка труда, информированность в области трудоустройства, способность к гибкому поведению, способность к адаптации в новых условиях деятельности, знание своих возможностей 3. Выделенные ключевые компетенции соответствуют особенностям деятельности квалифицированных рабочих в современных экономических условиях.
В процессе обучения техническим дисциплинам используются различные предметно-знаковые системы. Одним из важнейших таких средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь 7, С.84.
Методическое сопровождение разработано в виде рабочей тетради по предмету технология хлебопекарного производства учебника Т.Б.Цыгановой «Технология хлебопекарного производства» 6, С.34,126,127.
и тестов I и II уровней.
Сводная таблица успеваемости обучающихся за 2010 -2011 гг. представлена в Табл.1.

Сво Сводная ведомость успеваемости обучающихся за 2010-2011гг

Таблица №1
за


Год 2010 2011
Средний балл обучающихся без
применения раб. тетради 3,41 3,29
Средний балл обучающихся с
применением раб. тетради 4,24 4,35

Выявлена позитивная динамика показателей в результате проводимого эксперимента с применением листов рабочей тетради (см. Рис.1).


Рис. 1. Динамика роста успеваемости за 2010 - 2011гг

С помощью рабочей тетради мы решили следующие образовательные задачи: усвоение технических понятий, приобретение практических умений и навыков, формирование среди обучающихся умений и навыков самоконтроля, развитие мышления у обучающихся, контроль хода обучения, преобразование схем, определение оборудования в технологических схемах, анализ процессов, происходящих на определенной стадии производства с использованием графических рисунков, блок-схем, таблиц, решение задач по формулам.
Также были определены функции рабочей тетради:
обучающая, развивающая, воспитывающая, формирующая, рационализирующая, контролирующая.
Особый интерес представляет семиотико-семантический тип тетради, который основан на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Такие листы рабочей тетради могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего рабочего.
Использование листов рабочей тетради способствует развитию таких профессионально важных качеств, как профессиональное мышление, профессиональная память, профессиональное восприятие и ощущения, профессиональная мобильность, способность к переносу знаний, умений и навыков, самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков, совершенствование своих базовых компетенций.
Аналогичные эксперименты проводились с применением тестовых заданий, в результате была выявлена позитивная динамика.
Кроме того, разработанные тесты разных уровней позволили выявить профессиональные знания и умения, предусматривая проведение тестирования или выполнение творческих заданий по планируемому уровню усвоения в соответствии с целями обучения 7, С.127.
Использование тестовых заданий позволяет выявить уровень сформированности знаний и умений, его измерение и оценку результатов. Обучающиеся уверенно решают задачи заданного уровня усвоения, способны к сохранению знаний, самостоятельно ищут способ исправления ошибок.
Диагностика результатов обучения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить уровень сформированности профессиональных знаний и умений обучающихся, но и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах методики профессионального обучения.
Разработка и внедрение в процесс обучения методического сопровождения по реализации компетентностного подхода на уроках технологии хлебопекарного производства предполагает не только определение соответствия уровня обученности обучающихся требованиям данного предмета, но и развитие их творческой активности и мотивации к обучению, возможность заняться самооценкой, улучшить свои результаты, поддержку устремленности обучающихся к получению выбранной профессии, что способствует в конечном итоге подготовке квалифицированного, конкурентноспособного рабочего.



Список литературы

1. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Текст : приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. № 393 / МО РФ // Общее среднее образование России: 2002 - 2003 гг. — М. : Про-гресс,2002. — С. 12 – 42.
2. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. – М. : МПСИ, 2005. – С. 103 – 125.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования Текст / И. А Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 5. – С. 34 – 42.
4. Калинкинский, Ю. А Комретентный подход – основа разработки образовательных стандартов второго поколения Текст / Ю. А. Калинкинский, А. А. Кива // Профессиональное образование. – 2004. - № 7 – С. 12 – 13.
5. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы в.2 т. Т.2 . Текст : систематизированный сборник нормативных документов (1888 – 1999) / сост. Ю. А. Якуба; науч. ред. И. П. Смирнов. – М. : ИРПО; Академия, 1999. – 816 с.
6. Цыганова, Т. Б. Технология хлебопекарного производства Текст : учебник для нач. проф. образования.: учебн. пособие для сред. проф. образования / Т. Б. Цыганова. – М. : Профобриздат, 2002. – 432 с.
7. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения Текст : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. – М. : Академия, 2007. – 160 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены