РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

МОУ Щелканская СОШ
Руднянский район
Волгоградской области

Конспект урока – проекта
по литературному чтению для третьего класса

Тема: «Сказка как литературный жанр».

Автор: Рубцова Светлана Викторовна –
учитель начальных классов

Тема урока: «Сказка как литературный жанр».

(проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)

Цель: прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта.
Оборудование: таблички с названиями групп, заготовки для работы по разделам, иллюстрации, выполненные в тёплом и холодном тонах, рисунок деревца, для каждого ученика: нарисованные яблоки 3 - х цветов (желтого, красного, зелёного)
Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение, виды сказок, особенности волшебной сказки.
Учащиеся должны уметь: 1) анализировать художественное произведение;
2) сравнивать различный литературный материал;
3) владеть элементарными способами получения и обработки
информации;
4) работать группами.

Ход урока.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Нам предстоит создать проект.
- Как вы понимаете слово «проект»? (план, замысел)
- Такая работа требует от вас умение работать группами:
1 группа: «АНАЛИТИКИ»
2 группа: «ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ»
3 группа: «ИЛЛЮСТРАТОРЫ»
4 группа: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ».
(дети сидят по группам, на столах таблички)

II.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.
- Мы завершили уже несколько разделов, связанных со сказками и накопили большое количество информации о них. И я предлагаю вам собрать всю полученную информацию, выбрать главное и создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре.(на доске тема: «Сказка как литературный жанр»)
- Как бы вы сформулировали цель и задачи урока?
(выслушиваю ответы детей)
Цель: собрать информацию о сказках.
Задача: создать таблицу для сообщения о сказке как о жанре.

Ш.ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ПРОЕКТА.

- Чтобы создать опорную таблицу по сказкам нам надо вспомнить:

1.Что такое сказка?
2.Виды сказок.
3.Признаки сказок. (на доске)
4.Значение цвета в сказке.

IV.ОСНОВНОЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.

1.- Начнём с формулировки определения сказки.
-Начинают работу «АНАЛИТИКИ».
-Выберите из данных определений сказки (на партах карточки)
единственно верное. Объясните свой выбор.

1.Сказка – это научно-фантастическое произведение.
2.Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

( переворачиваю на доске карточку «Что такое сказка» и на обратной стороне определение)

2. Создание классификаций сказок по различным признакам.

- Следующий раздел «Виды сказок». Мы должны разделить сказки по различным признакам.
А для этого поработаем с отрывками из сказок.
- Продолжают работу «ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ».
По очереди читаете отрывки из сказок и называете сказку. (карточки с отрывками из сказок на парте)
В это время все группы слушают внимательно, т.к. им нужно будет определить вид сказки.
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ» называют вид сказки.
«АНАЛИТИКИ» делают вывод о видах сказок.
«ИЛЛЮСТРАТОРЫ» отбирают и прикрепляют на доску карточки с названиями.(на парте заготовки: авторские, народные, волшебные, о животных, бытовые)

В результате во 2 –ом разделе в «Сборке» появляется схема:
По авторству: народные По видовым особенностям: волшебные
авторские о животных
бытовые

3. Определение особенностей сказок.
-Вы знаете, что у каждого вида сказок свои особенности и вам предстоит их найти.
Каждой группе отобрать карточки с особенностями сказок.
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ» – волшебных,
ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ» – о животных,
«ИЛЛЮСТРАТОРЫ» – бытовых
«АНАЛИТИКИ» – проверяют, находят общие признаки, делают вывод.

волшебные бытовые о животных
Герои-злодеи
Герои-помощники
Волшебство

Волшебные предметы
Необычные испытания
Троекратное повторение
Таинственное настроение

Герои – простые люди
Смешные ситуации
Высмеиваются плохие черты характера
Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение
Герои-животные
Животные разговаривают

Конфликт из-за жилья и еды
Сильный защищает слабого
Веселое настроение

Вывод: все они создают хорошее настроение.
Учитель: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
ФИЗМИНУТКА (под музыку)

4. Итак, виды и признаки сказок определили, а теперь скажите, когда вы открываете книгу со сказками, на что вы сразу обращаете внимание? (на иллюстрации)
А почему? (так как по иллюстрациям можно понять содержание сказки)
А мне хотелось бы рассказать вам о значении цвета в иллюстрации. Издавна народ придавал большое значение цвету.

Красный цвет символизировал радость, красоту, красный КО
любовь, но с другой стороны – это цвет войны,
вражды. Красное обозначает также власть, величие.
Красную одежду, сапожки могли носить только
цари.

Жёлтый – цвет золота, осени. Жёлтый цвет
служил отличительным признаком знатных особ. жёлтый ЛО


Синий – символизирует небо и вечность, доброту, синий РИ
верность.

Зелёный – символизирует юность, веселье, действует
успокаивающе, но может действовать и угнетающе. зелёный Т
Недаром говорят - «тоска зелёная».

-Гармоничное (удачное) сочетание этих цветов называется ....Переверните карточки и прочитайте. (вызываю одного ученика, на обратной стороне получается слово «КОЛОРИТ»)
-Послушайте, какой может быть колорит в иллюстрациях.

УЧЕНИК: По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряжённым. Колорит называют холодным, если в произведении преобладают синие, зелёные, фиолетовые тона, а тёплым, если преобладают тона жёлтые, красные, оранжевые. Колорит выражает настроение картины.

Посмотрите на иллюстрации (2 иллюстрации в теплых и холодных тонах).
- Какое настроение создаёт 1–ая иллюстрация? 2-ая иллюстрация?
- Какой из этого можно сделать вывод?

УЧЕНИК: Вывод: по иллюстрации можно судить о характере сказки.

УЧИТЕЛЬ: иллюстрация – это отражение особого колорита в сказках.

V.ЭТАП ИСПЫТАНИЯ ПРОЕКТА.
- Итак, в результате подробной обработки различных видов информации получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как о жанре, т.е. проект.
Испытание созданного проекта будут проводить «ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ» (по очереди рассказывают с опорой на составленную таблицу)

VI.ИТОГ УРОКА.
- Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?
- Какие трудности встретились?
- Что показалось наиболее интересным?
VII. ОЦЕНИВАНИЕ.
- Оцените работу своей группы. (Мы посоветовались …)
- Вам понравилось работать в этой группе?

VIII.РЕФЛЕКСИЯ.
- Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.
Красное – всё получилось.
Жёлтое – испытывали затруднение.
Зелёное – было всё непонятно.
IX.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. - Как вы думаете, какое будет домашнее задание?

(сочинить сказку со всеми признаками)
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены