РАЗРАБОТКИ

Другие модули


КОНСПЕКТ УРОКА по литературному слушанию для 1 –го класса по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока: «Рассказы для детей

МОУ Щелканская СОШ
Руднянский район
Волгоградская обасть

КОНСПЕКТ УРОКА
по литературному слушанию для 1 –го класса
по программе «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка»

Автор:
Рубцова Светлана Викторовна -
учитель начальных классов

Тема урока: « Рассказы для детей. В.Чаплина « Мушка»

Учебные задачи:
1. учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам;
2. закрепить понятие «рассказ»;
3. учить выделять особенности рассказа;
4. учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения);

Учебные умения:
1. высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
2. самостоятельно определять тему и жанр;

Учебный материал:
рассказ В. Чаплиной «Мушка», портрет, модели жанров, книги В. Чаплиной.

1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
- Какой у нас урок?
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
Я желаю сохранить хорошее настроение весь урок и призываю вас к активной работе.

2.Повторение изученного.
-Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете?
(повесить на доску: рассказ, сказка, стихотворение)
-Какими фигурами их обозначаем на модели?
-А темы произведений?
(повесить на доску: о Родине, о природе, о детях, о животных)
-Каким цветом обозначаем на модели?
-А сейчас я буду читать отрывки из произведений, прочитанных нами ранее, а вы должны узнать это произведение, назвать его автора , жанр, тему и найти соответствующую модель.
1. « Привет тебе мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями !...»
(стихотворение о Родине «Привет» Спиридон Дмитриевич Дрожжин, )

2. «За какие-нибудь десять дней мы одолели всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа» , и «мама», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква - …»
( рассказ «Буква «ты»» Леонида Пантелеева, )

3. «Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц и пошли они вместе. Вдвоём дорога короче.
До дома далеко – идут, разговаривают. …»
( сказка Владимира Сутеева «Палочка – выручалочка», )

Молодцы! С этим заданием вы справились.

3.Постановка учебной задачи ( через проблему).
-А что вы можете сказать об этой модели?
( выслушиваю ответы детей)
-На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке, а поможет в этом разобраться новое произведение.
-Слушайте внимательно. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и тему произведения.

4. Слушание рассказа В. Чаплиной «Мушка». (читает учитель)

5. Выявление первичного восприятия произведения.
-Понравилось вам произведение?
-Какое чувство оно вызвало?
( чувство жалости, страха, восхищения)

6. Лексическая работа.
-Встретились ли вам непонятные слова?

7. Моделирование.
-А теперь вам надо решить поставленную перед вами задачу - назвать жанр этого произведения.
У каждого на партах лежат модели жанров. Выберите нужную и докажите, почему вы её выбрали?
(это рассказ, поэтому надо выбрать , т. к. рассказывается о реальных событиях, т.е. происходящих на самом деле или могли бы происходить)

-Какова тема произведения?
(о животных, о детях)

Вывод: все ответы правильные, т.к.этот рассказ о дружбе девочки с собачкой, т.е. 2 темы. Вот здесь мы и воспользуемся новой схемой.

-Какими цветами надо раскрасить прямоугольник? Почему?

-Что ещё вы должны показать на модели?
( автора и название)

8. Работа в тетради.
-Чтобы это узнать, откройте тетради на стр. 56. Прочитайте автора.

-Да, этот рассказ написала В.В. Чаплина (показываю портрет). Она написала много поучительных рассказов для детей о дружбе человека и животных, о самих детях.
Запишите в верхней рамке фамилию автора.

Прочитайте название рассказа.
Запишите в нижней рамке. ( Мушка )

Вывод: итак, мы с вами составили модель этого произведения.
-Что в ней нового?

Физминутка.

9.Анализ произведения. Работа с текстом.
-А теперь поработаем по содержанию.
Задание №1 (по тетради)
-Назовите героев этого рассказа. Прочитайте.
Задание №2 (по тетради)
-Как выглядела собачка? Прочитайте.
-Что ещё можете сказать о собачке?
( всё время поджимала хвост от любого крика, хотелось куда – нибудь спрятаться)
-С кем её сравнивали во дворе? ( с зайцем )
-Почему Мушка всего боялась?
( часто обижали раньше, когда она жила на улице, т. е. она до этого была бездомная, у неё не было хозяина, друга, её никто раньше не любил

-А какой Мушка показана в конце рассказа?
( смелая, храбрая, отважная)
-Какой поступок Мушки это доказывает?

-Ещё раз послушайте, как об этом героическом поступки Мушки пишет Чаплина.
( зачитывает отрывок хорошо читающий ученик )
-Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку?
( преданность, любовь к девочке)
-Как вы думаете, Мушка перестала бояться эту собаку?
( нет )
-Послушайте, как об этот говорится в рассказе.
( зачитывает отрывок хорошо читающий ученик)
-А что же можно сказать о девочке Люде?
( добрая, любит животных, пожалела бездомную собачку)
-А о чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе?
( выслушиваются ответы )
Вывод: у Мушки появился друг, Люда. Она пожалела бездомную собачку, взяла к себе. И собачка привязалась к ней. И в трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту девочки.

9. Творческая работа.
-А сейчас творческая работа.
-Какие эпизоды вам понравились? Какой эпизод был особенно напряжённым, тревожным?
-Вот вам сейчас предстоит нарисовать понравившийся эпизод из рассказа.
Потом все ваши рисунки мы соберём в нашу книжку – самоделку.
10. Итог урока.
-Какое произведение вы сегодня слушали?
-Какова тема этого произведения?
-Какой урок вы для себя взяли?

Любите собак, самых верных и преданных друзей человека. Не допускайте, чтобы они оказались бездомными по вашей вине.

11. Домашнее задание.
1)Всем раскрасить рисунок в тетради на стр.56.
2)Некоторым ребятам (называю фамилии) придумать свою историю о дружбе человека и собаки и на следующий урок мы вас послушаем.
3)А остальным найти в библиотеке и прочитать рассказы В.В. Чаплиной.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены