РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Патриотическое воспитание учащихся коррекционных школ на уроках истории.

Урок истории в 9 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме « Великая Отечественная война Советского Союза». Урок мужества. Учитель истории и обществознания.

Задачи урока:
- Создать условия для проведения урока мужества с помощью рассказов о героях Великой Отечественной войны, изучения «Книги памяти», песен и стихов о войне.
- Способствовать расширению знаний о значении победы советского народа в Вов, воспитанию патриотических чувств на примерах подвигов героев войны, на примерах погибших односельчан, найденных по « Книге памяти».
- Развивать и активизировать память, обогащать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи, учить думать обобщать, делать выводы.

Необходимое оборудование и материалы: «История России».Б.Н. Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М. Редькина.Учебник для 9 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2004.; « Книга памяти»; проигрыватель; пластинки, рассказы, стихи и песни о войне; стенд с плакатами « 65 лет со Дня Победы»:
I плакат – « Они сражались за Родину»;
II плакат – « 1418 дней и ночей длилась война»
III плакат – « 27 млн. человек погибло в Вов»
IV плакат – « Памяти павших будьте достойны!»

Ход урока.
I. Орг. момент. Вступительное слово учителя.

Вся страна празднует 65 – летие Победы над Фашистской Германией. И наш долг отдать дань памяти всем тем, кто не вернулся с полей сражений. Вся страна празднует этот великий праздник, по всей стране проходят мероприятия, посвящённые Дню Победы. Мы видим по телевидению военные фильмы, по радио слышим рассказы, стихи и песни о войне. И сейчас мы проведём- урок памяти, урок мужества, урок скорби.

II. Сообщение темы и задач урока:

- Ребята! На данном уроке мы будем вспоминать самые героические события в ходе Великой Отечественной войны, будем слушать захватывающие рассказы о героях войны, прослушаем музыку и проникновенно, выразительно расскажем и споём песни и стихи о войне.
III. Работа по теме урока.

1. Начало урока – звучит музыка: « Священная война» ( все встают - учителя
и ученики)
1- ученик:
– Родина! Нет на свете ничего дороже этого слова, омытого кровью известных и неизвестных героев.
2- ученик:
– Враги! Они напали как нападают трусы – ночью. Это случилось в воскресенье, 22 июня 1941 года. ( Музыка звучит громко).

2. « Вехи войны».

Учитель:
- 65 лет прошло с того трагического дня, когда началась война. В памяти народной всегда будут живы безмерное страдание и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали наши люди, а ради жизни на Земле.
( Обращение к стенду с плакатами)
1418 дней и ночей длилась война
27 млн. сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой битве

( Далее ученик по всем плакатам вспоминает самые героические битвы в ходе Вов- Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Берлин и др.)

3. « Варварство».

Учитель:
Ах, война, ты, война!
Что ж, ты подлая, сделала?
Сколько горя и бед
Позора наделала
Ученик:
« Варварство».Муса Джалиль .Советский поэт, участник Вов, узник и пленник концлагеря.
Они с детьми погнали
матерей
И яму рыть заставили,
а сами
Они стояли кучка
Дикарей
И хриплыми смеялись голосами…
( читает выразительно до конца)

4. « Кто они?»

Ученик:
- Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями. Они смело принимали смерть ради защиты своего Отечества!
- Кто они?
( Каждый ученик встаёт и называет героя Вов или сразу несколько, которых они запомнили больше других, примерно их:
- Зоя Космодемьянская
- Лёня Голиков
-Александр Матросов
-Олег Кошевой
-Володя Дубинин
и многих других

5. « Их подвиг бессмертен!».

Рассказы о подвигах героев . ( 3 ученика рассказывают о подвиге своего героя, выходя к доске )

1-ученик – Их мена будут вечно служить примером беззаветной преданности Родине!
2-ученик - Мы никогда не забудем наших мужественных героев, тех кто принёс нам Великую Победу!

6. « Без малого 4 года».

Учитель :
- 4 года страна истекала кровью битв и сражений
- 4 года страна ковала победу на фронтах и в тылу врага, и в тылу страны.

Ученик:
Без малого 4 года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна
И вот дорогою обратной
Непокоряемый вовек
Идёт, свершивши подвиг ратный
Великий русский человек
Он сделал всё. Он тих и скромен.
Он мир от чёрной смерти спас
И мир огромен и прекрасен
Его приветствует сейчас!

7. « Ты шла, затаив своё горе».

Учитель:
- Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжёлый час,
когда так страшно под пулями снарядов тащила с поля боя и своего раненого
солдата, и чужого немецкого солдата. И сейчас мы прослушаем рассказы о
женщине на войне.

( 4 девочки по очереди ведут краткий рассказ о подвигах женщин в Вов)
1-Ученик- 1-ый рассказ – « Бой под Будапештом»;
2-Ученик- 2-ой рассказ – о помощи женщины партизанам;
3-Ученик -3-ий рассказ – о куске хлеба голодным пленным немцам;
4-Ученик -4-ый рассказ - о женщине – партизанке.

Учитель:
-- Так можно ли было победить такой народ, солдат которого, несмотря на ненависть к своему врагу делится с ним куском хлеба? Нет! Тысячу раз нет!
- О подвиге русской женщины в тылу написано немало стихов и песен, и одно из них М. Исаковского «Русской женщине» (отрывок).

1- Ученик:
Один на один со слезами
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну
И всё без конца и без счёта
Печали, труды и заботы
Пришли на тебя на одну

2 – Ученик:
В холодные зимы, в метели
У той, у далёкой черты
Солдат согревали шинели
Что сшила заботливо ты
3 – Ученик:
Ты шла, затаив своё горе
Суровым путём трудовым
Весь фронт что от моря до моря
Кормила ты хлебом своим

4 – Ученик:
Рубила, возила, копала
Да разве всего перечесть
А в письмах на фронт уверяла
Что будто отлично живёшь

8. « Синий платочек».

Учитель:

- Вклад в победу вносили и деятели культуры. На фронтах и в госпиталях
перед ранеными выступали бригады советских артистов.
Знаменитая певица военного времени Клавдия Ивановна Шульженко пела фронтовые песни, которые потом повторяли бойцы, идя в бой. Это всем известные песни «Синий платочек» и « Катюша». Сейчас прослушаем песню в исполнении Клавдии Ивановны-
« Синий платочек». ( Звучит мелодия песни « Синий платочек»)

9. « Книга памяти».

Учитель:

- 27 млн.сыновей и дочерей погибли в этой ужасной войне и среди них наши земляки – односельчане, наши деды и прадеды, наши бабушки и ваши прабабушки. Назовём же их имена ребята!

( По «Книге памяти» - учащиеся встают и показывают в ней, называя кто? и сколько? человек из их села не вернулись с фронта или пропали без вести)

10. « Реквием».

Учитель:
- Ребята! Никогда не забывайте какою ценой завоёвана свобода нашей страны и нашего народа.
- Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть и подвиг труженика, ковавшего победу!
- Ребята! Наш долг- всегда помнить об этом подвиге и стойкости наших предков во время войны, о мужестве и беззаветной любви к своему Отечеству!
- И сейчас прозвучат важные слова из стихотворения Роберта Рождественского, и пусть каждый из вас вдумается, прочувствует сердцем своим каждое слово , каждое обращение поэта к нам, к вам, ко всем людям Земли!

1-Ученик:
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда
Помните!

2-Ученик:
Не плачьте! В горле сдержите стоны
Горькие стоны
Памяти павших будьте достойны
Вечно достойны!

3-Ученик:
Люди!
Покуда сердца стучатся -
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье, пожалуйста,
Помните!

4-Ученик:
Встречайте трепетную весну
Люди Земли!
Убейте войну! Прокляните войну!
Люди Земли!

5-Ученик:
Хлебом и песней, мечтой и стихами
Жизнью просторной
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
6- Ученик:
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда
Заклинаю! Помните!

11. « Бухенвальдский набат».

Учитель:
- Сейчас, ребята, прозвучит музыка « Бухенвальдский набат»- это песня – гимн памяти о тех, кто был жестоко замучен или заживо сожжён в газовых печах в застенках фашистских концлагерей. В Бухенвальде, в немецком городе был такой концлагерь, в котором было уничтожено 56 тысяч заключённых. Вдумайтесь в эту цифру, в каждое слово песни, которое звучит как набат.

( Звучит музыка - « Бухенвальдский набат». Все встают. )

12. « Спасибо вам, солдаты!»

1-Ученик:
Вы в битве Родину спасли
Преодолели все преграды
Спасибо вам от всей Земли!
За всё спасибо вам, солдаты!
2-Ученик:
И в добрый час, счастливый час
Час мирного рассвета
Во имя вас, во имя вас!
Мы празднуем победу!
3-Ученик:
Как вы вступали в города
Навстречу вам бежали дети
Вам благодарны навсегда!
Мы все, живущие на свете!
4-Ученик:
Мы помним всех по именам
И всех обнять мы рады
От всей души спасибо вам!
Спасибо вам, солдаты!
IV. Итог урока.

Учитель:
- Ребята! Наш урок подходит к концу. Вспомните, как же называется наш урок?
1-Ученик:
- Урок памяти!
2-Ученик:
- Урок мужества!
3-Ученик:
- Урок скорби!

( Учитель отмечает активность ребят на уроке. Выставляет оценки.)

V. « День победы». Окончание урока.

( Все встают и под музыку поют песню « День победы»)

Литература
• «История России для детей и взрослых». Москва. « Белый город» 2003.
• Литература о Великой Отечественной войне для учащихся 5-7 классов. Москва. ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1998.
• М. Исаковский. Стихи и песни. Издательство: Московский рабочий, 1952 г.
• Муса Джалиль. Избранные произведения. – М.: Советский писатель, 1979.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены