РАЗРАБОТКИ
|
Образ А.С.Пушкина в лирике Б.Ш.Окуджавы.Погружение в «золотой век» русской поэзии для Б.Окуджавы было не только органичной, но единственно возможной формой существования. Поэзия Окуджавы черпает силу в «кроветворных органах» 19 века, поэтому образ А.С.Пушкина занимает особое место в его лирике. И, безусловно, поэзия Пушкина сыграла огромную роль в формировании поэтического мира Булата Шалвовича, хотя позже он признавался, что прочувствовал всю глубину гениальной пушкинской простоты лишь в сорок лет: «Пушкина я по – настоящему открыл для себя поздно, в сорок лет. Хотя читал его с детства и думал, что люблю. Но именно думал. Оказалось, что я его не знал, не понимал, а просто участвовал в общем хоре. А в сорок лет я почувствовал Пушкина и стал перечитывать его другими глазами. Как стихи моего близкого, хорошего знакомого, как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась во мне очень сильно…Я вижу в Пушкине для себя идеал. Он недостижим, но важно стремление приблизиться к нему. И потом Пушкин для меня – колоссальная личность во всех отношениях, и в литературном, и в человеческом.[5; 120]. Как писали А. Скобелев и С. Шаулов, «мудрая гармония уютного мира Булата Окуджавы, основанного на доброте и ясности человеческих отношений, утверждение целесообразности и вечности людской жизни на земле <...> напоминает пушкинское отношение к жизни»[39; 5]. Пушкин для Окуджавы — мерило, эталон, ориентир, данный миру «на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт <...>, что такое в существе своём поэт, это чуткое создание, на всё откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика». Близки этому пониманию слова Ю. Айхенвальда: Пушкин — «эхо мира, послушное и певучее эхо, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё <...>[50;27]. Пушкин ответил <...> на дело Божьих рук — признанием и восторженной хвалой, <...> воплотил в своём поэтическом слове мировую гармонию». Светлому, гармоническому реализму Пушкина Окуджава старается следовать всегда. «Я не литературовед и не могу объяснить своё внутреннее притяжение к Пушкину»[59;134], — признаётся поэт. Ю.М.Лотман – известный филолог, исследователь истории русской литературы 18- 19 веков, автор прекрасных литературоведческих трудов, посвященных творчеству Н.М.Карамзина, А.Н.Радищева, А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, сказал однажды: »…а, на мой взгляд, лучше всех Пушкина понял не исследователь, а поэт – Булат Окуджава. В его стихотворении «Александру Сергеичу хорошо, ему прекрасно…»больше понимания личности Пушкина, чем во многих академических трудах…» [40; 121]. И действительно образ А.С.Пушкина у Б.Окуджавы единый и правдоподобный. Стихотворение напоминает нам о важных моментах жизни Пушкина. Первые два четверостишия соотносятся с жизнью Александра Сергеевича в деревне. Возможно это пребывание и проживание в псковском имении Михайловское: Александру Сергеичу хорошо! баба щурится из избы, Атрибутами деревенской жизни являются мельничное колесо, избы, жаворонки, а также в стихотворении прослеживается некая удаленность от городской суеты (до ближайшей ярмарки ехать нужно десять минут). Что касается слов «боль угасла», то эта боль вызвана следующими событиями: страсть к Е.К.Воронцовой, интриги вокруг Пушкина со стороны А.Н.Раевского, отставка. Б.Окуджава пишет вот теперь Пушкину хорошо, он вдали от всех интриг и событий действительности, теперь он нашел уединение и смог осмыслить все обстоятельства, которые дали ему материал для творчества. В третьем четверостишии автор стихотворения восхищается талантом Пушкина, его литературными способностями: У него ремесло первый сорт Действительно известный факт, что именно в период нахождения в Михайловском Александр Сергеевич написал много замечательных произведений: завершил стихотворения (в том числе и стихотворение «Пророк»), поэму «Цыганы», «Граф Нулин», романы «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» и другие. Окуджава отмечает, что творчество А.Пушкина высокого качества, а также отмечает скрытые, сверхъестественные способности гения, сравнивая его с чертом. …жил в Одессе, бывал в Крыму, точно отражает биографические сведения об Александре Сергеевиче. В июле 1823года Пушкин был переведен по службе в Одессу, где он прожил около года. Кроме этого, в 1820 году он вместе с Н.Н.Раевским находился на Кавказе и в Крыму. Отразил Б.Окуджава в своем стихотворении и цензуру, под которую попал А.С.Пушкин: …Очень вежливы и тихи, Весной 1820 года тучи над поэтом сгустились. Он вызван к военному генерал- губернатору, гражданину М.А.Милорадовичу для объяснения по поводу широко распространившихся в списках его политических стихотворений. Пушкину грозила ссылка в Сибирь и лишь усилиями старых друзей (Карамзина, Чаадаева, Глинки) удалось заменить ее переводом по службе из Петербурга в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Б.Окуджава упоминает в своем стихотворении о встрече Александра Сергеевича с царем. И действительно такая встреча была[59;177]. В ночь с третьего на четвертое сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б. А. Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где ожидал коронации новый император, Николай I.Восьмого сентября, сразу же после прибытия, Пушкин был доставлен к царю для личной аудиенции. В разговоре сглазу на глаз, который в основных чертах по позднейшим свидетельствам поэта и царя, Пушкину по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры («Я сам буду твоим цензором»,- сказал царь). Даже заявление поэта о том, что 14 декабря 1825 года, будь он в Петербурге, он непременно встал бы в мятежное каре, было принято с показным одобрением за откровенность. Намекнув на перспективу близких реформ и возможное прощение осужденных, царь приглашал поэта в союзники новой государственной программы либерализации страны. И Пушкин вступает в такое соглашение, поверив царю уже потому, что это отвечало собственным убеждениям в необходимости - под силой обстоятельств - государственных преобразований. Александр Сергеевич понимал, что примирение с опальным поэтом было по- своему необходимо императору, чтобы успокоить общественное мнение, возбужденное правительственным террором против декабристов, но видел в таком соглашении симптом мудрой политики. Б.Окуджава утверждает, что смерть Пушкина не напрасна: Он умел бумагу марать В стихотворении «Счастливчик Пушкин», написанном в 1967 году автор рисует образ гениального поэта. Для того чтобы передать образ Пушкина, каким он представляется поэту, Окуджава использует художественные средства, которые проявляются на разных уровнях стихотворения: фонемном, графическом, лексическом, морфологическом. На фонемном уровне это аллитерация и ассонанс. Повторяются звуки < с >,< р >,< г >, < о >,< у >. Слова, в которых встречаются эти звуки, произносятся с особой интонацией, они выделяются из общего потока слов, создают настроение всему произведению. На графическом уровне это внешний облик стихотворения, расположение строк, чередование заглавной и строчной букв в начале каждой строки. На морфологическом уровне - использование глаголов прошедшего времени (жил, бывал, ездил, давали), кратких форм прилагательных (губаст, учен), собственных имен (Одесса, Крым, Черная речка), устаревшую лексику (карета, царь), что способствует объективности. Стихотворение богато и изобразительно- выразительными средствами: эпитетами (красивая женщина, чинная любовь), повторами, тавтологией (любил любовью), гротеском («деньги в долг давали ему до самой смерти»), абсурдом (жандармы его стихи на память заучивали). В целом стихотворение представляет собой монтаж отдельных наиболее важных моментов жизни А.С.Пушкина. Б.Окуджава сначала называет образ счастливчика, затем, посредством отдельных кадров монтажа, средств языка, раскрывает, в чем же заключается его счастье, то есть рисует образ счастливчика. После этого, автор создает оппозицию смерть- бессмертие: смерть - биологический конец жизни, бессмертие- состояние, которое свойственно немногим, избранным. В этом стихотворении видели то полемику с трагическим представлением о поэте, чьи «отдельные неудачи среди сплошных удач» компенсированы радостью творчества, то пародийную вариацию на тему штампов пушкинской биографии, то гротеск – ничего себе счастливчик, с жандармами, личным надзором государя и мучительной гибелью, – но никто еще, кажется, не обращал внимания на то, что это сочинение являет собой горькое сетование на собственную поэтическую судьбу. Слово «зависть» не вяжется с характером и обликом Окуджавы, но здесь он, кажется, явно сравнивает участь Пушкина с тем, что выпало русским поэтам сто с лишним лет спустя. «Счастливчик! Везунчик!» – говорим мы о том, кому завидуем; о том, чьи радости и даже горести гармоничны и потому становятся стимулом для искусства, переплавляются в него. Поэтическая судьба Пушкина, в самом деле, идеальна – Окуджаве и его современникам досталось совсем другое. Счастье в том, что жандармы во времена Пушкина действительно были вежливы и тихи, и выполнение жандармского долга не мешало им понимать, с кем они имеют дело; Николай I действительно время от времени давал поэту аудиенцию и прислушивался к нему; «и даже убит он был красивым мужчиной» – то есть сама смерть его была обставлена романтически, став красивым завершением красивого пути. И главное – ему было за что умирать, понятие чести было живо и для него, и для и для его современников, – а за что умирать нам, в мире безнадежно скомпрометированных понятий, солгавших обещаний, извращенных ценностей? Вяземскому») лирический герой Александра Сергеевича мечтает уйти от суеты, от городского шума. А.С.Пушкин в этом стихотворении не однозначен во взгляде на счастливчика:
Такое впечатление, что в душе лирического героя происходит борьба, сам же А.С.Пушкин признает два понятия счастливого человека. Кто-то наслаждается уединением и счастлив этим, а кто-то предпочтет шумное, веселое, городское времяпрепровождение. В жизни должно присутствовать и то и другое. Причем, счастливчик Пушкина ассоциируется с блаженным человеком, но который имеет связь с Богом, имеет божью милость. Блаженный, значит, непонятен окружающим, значит, отмечен самой судьбой. У Пушкина в этом стихотворении образ счастливчика романтизирован: мечта об уединении, связь с природой, двоемирие. Образ счастливчика в данном произведении А.С.Пушкина близок самому автору, а счастливчик – это образ творца, для которого важен и покой (душевный, творческий), и всеобщее признание окружающих. В стихотворении «Счастлив ты в прелестных дурах» образ счастливчика Александр Сергеевич рисует как образ молодого повесы, которого привлекает веселая жизнь, развлечения. Этот счастливчик готов играть с судьбой, со смертью. Счастливчик-это примета пушкинского времени, примета молодого человека того времени. И этот образ реален, он – образ молодых людей 19 века. В стихотворении «Элегия» образ счастливчика многогранен. Счастлив тот, кто:
Таким образом, у А.С.Пушкина такой счастливчик:
Счастливчик Булата Окуджавы близок к пушкинскому, близок к образу самого Пушкина. Таким образом, можно говорить о создании Б.Ш.Окуджавой внутреннего мира А.С.Пушкина. Несмотря на все события, происходящие в жизни Александра Сергеевича, на его творческие кризисы, он не изменил своему мироощущению, не потерял свою духовность, скорее, наоборот, она крепла в нем. Пушкин, как демиург, творец, всю свою духовность, свое миропонимание, эмоции и чувства воплотил в своих произведениях. В стихотворении «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем…» Б.Ш.Окуджава выказывает свое отношение к эпохам, к историческому течению времени, в котором присутствуют нотки грусти, сожаления, ощущение неизбежности изменений. Мечта о встрече с Пушкиным выражена в этом стихотворении Окуджавы. Мысленное общение с дорогим литературным родственником из прошлого вдохновляет поэта более, чем застолье с современниками: «А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем / поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа». Поэт ностальгирует и по старой Москве, вместе с которой ушел Пушкин: «А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков…». Лирик, склонный к стилевой раскованности, стремится реанимировать Пушкина в возможной полноте его жизненных проявлений: как личность, как характер, как почерк… Пушкин в книжной обложке, бывший желанным собеседником в каждой русской интеллигентной семье, нужен творческим современникам Окуджавы, чтобы «открыть нашу родину снова, / но уже для самих себя». Канон оживал, обретал осязаемость и рельефность в стихах поэта- «шестидесятника» и, как следствие, выполнял функцию эстетического ориентира. Образ А.С.Пушкина – фигура, которая помогает выразить Окуджаве свое отношение к современности через обращение к прошлому. Автор, с одной стороны, возвеличивает образ Пушкина. С другой же стороны, Булат Шалвович ставит себя рядом с великим гением, он считает Пушкина своим другом, близким себе по духу: Житейская точка зрения лирического героя проявляется в том, что он называет своего идеала Александром Сергеичем. Такое скорее неофициальное собственное наименование возможно, если состоишь в дружеских отношениях с тем, кого так называешь, в определенной обстановке, а также, если имеешь одинаковое положение, то есть можешь общаться «на равных». Эти две позиции Окуджавы прослеживаются на протяжении всего произведения и на всех его уровнях, особенно на ритмической и композиционной его организации. Так, прочитав первое четверостишие, в двух первых строках чувствуются возвышенные нотки интонации – высказывание философских истин по поводу течения времени, смены поколений, а в двух последних – та самая обыденность, некая сниженность тона в голосе лирического героя: Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем, На протяжении всего стихотворения происходит смена настроения. Каждое четверостишие начинается жизнеутверждающей позицией, а заканчивается неоптимистично, с неким сожалением, даже с какой-то иронической грустью: Победы свои мы ковали не зря и вынашивали, Общее настроение несет лексика с определенной тональностью (былое нельзя воротить, печалиться, а все-таки жаль, не веришь слезам, грустить о былом и др.). На синтаксическом уровне этому способствуют использование сложных синтаксических конструкций, многоточий, тире. Все это создает атмосферу недоговоренности, многозначности авторской идеи. Большую смысловую нагрузку несет пятое четверостишие: Москва, ты не веришь слезам - это время проверило, В этих словах явно прослеживается авторская точка зрения на историю, Чувствуется менталитет русского народа. «Москва, ты не веришь слезам…» - это перифраз крылатого выражения «Москва слезам не верит». В этом Б.Окуджава видит историческую обусловленность современной ему действительности. Кроме этого, «Москва…железное мужество» - метафора всей России, русского народа. Композиционная двуплановость произведения отражает контраст времен, контраст прошлого и настоящего для автора. Кольцевая композиция, обрамляющая стихотворение, выводит па передний план образ Пушкина. А.С.Пушкин – это человек из прошлого, но он же – это и связь между прошлым и настоящем, он вне всякого времени. Неслучайно в произведении упоминаются Москва и Пушкин. Москва – столица, сердце России. А.С.Пушкин – гений, носитель русского духа. Эти образы связаны между собой. В Москве Александр Сергеевич родился, провел свое детство, осуществлял литературную деятельность, он покидал ее и снова возвращался. В произведении «Былое нельзя воротить и печалиться не о чем…» появляется фигура Пушкина, благодаря присутствию которой вдруг проступает общий контур неблагополучной общественной ситуации, в которой подлинное начинает подменяться ложным, показным: «А все-таки жаль – иногда над победами нашими встают пьедесталы, которые выше побед». В стихотворении «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину» Б.Окуджава продолжает идеализировать образ великого поэта. Само произведение представляет собой привычную уличную сценку, которая приобретает символический обобщенный смысл: памятник А.С.Пушкина из фона, на котором постоянно фотографируются приезжие люди, превращается в пушкинский фон жизни и культуры, критерий добра и порядочности, залог бессмертной человеческой души: «На фоне Пушкина снимается семейство. Читаешь произведение и сразу представляешь себе уличную сцену: памятник А.С.Пушкину, фотограф, тысячи людей, которые хотят запечатлеть себя и своих близких рядом с великим человеком. В этом стихотворении, а особенно во второй строфе призывает покончить со спорами, с враждой, нужно жить в мире, в согласии, в добре, проявлять доброжелательность к окружающим людям: «все счеты кончены и кончены все споры…». Образ Пушкина объединяет, сближает разных людей, делая их друзьями. И опять Окуджава рисует образ счастливчика. Счастливчик – это обычный человек, но этого человека ничего не пугает, он живет в согласии со своей совестью, душой и сердцем. А то, что на фоне памятника снимается большая семья, говорит о сближении родных людей, о сближении всех людей вообще. Пушкинский фон жизни и культуры благоприятно влияет на человечество, способствует пробуждению добрых чувств. Мы будем счастливы Люди, фотографируясь на фоне памятника, хотят познать бессмертие. И Окуджава дарит им его. Точнее, возвращает им то, что у них есть и о чем они сами даже, быть может, и не подозревали. А не подозревали они о своей внутренней причастности к Пушкину. Ведь они стоят на фоне его памятника, охваченные любовью к великому поэту, объединенные, сродненные ею « на веки вечные». Одно только прикосновение к А.С.Пушкину вернуло им прежнюю детскую веру в торжество добра, в разумность мира, даже в то, что из объектива фотоаппарата вылетит птичка. И вот, пожалуйста,- « птичка вылетает». При всей романтичности, Окуджаве вряд ли свойственно романтическое понимание роли поэта как пророка — если это и пророк, то одомашненный и «простой». Сам же Окуджава не пророчествует о грядущем — он, соответствуя известной формуле Ницше, обращён в прошлое, и Пушкин сияет ему из былого, является во всём очаровании Былого — хотя бы в образе памятника, под которым фотографируется приезжая семья. Безусловно, снимок на фоне Пушкина и всё, что с ним связано — это особый ритуал, имеющий некий сакральный смысл. На фоне Пушкина становится счастливым и осмысленным всё. Пушкин — не только миф и Солнце русской поэзии. Пушкин — зеркало любимого Окуджавой сословия, представленного не без розового флёра. Дворяне Окуджавы молоды, изящны, ослепительны — гусары, корнеты, кавалергарды, юнкера. В песнях Окуджавы они шествуют в торжественном великолепии — «все они красавцы, все они таланты, // все они поэты». Добронравие и бесстрашие, окрылённость и поэтичность, духовность и благородство — черты офицерства века XIX-го, неторопливо шагнувшего к нам с песенных «полотен». Интересно, что образ Пушкина во многих окуджавских стихах внешне соответствует мифологическому, расхожему восприятию жизни и творчества великого поэта. В стихотворении «Ах, если б знать заранее, заранее, заранее...» (1980-е), подводящем некие итоги жизни и творчества, поэт называет главные качества, присущие, с его точки зрения, художнику, высшим воплощением которого предстает Пушкин. В этом стихотворении образ великого предшественника дан с типично «окуджавскими» коннотациями: тихого, не напоказ, поэтического труда, необходимыми атрибутами которого являются терпение и вера; любви как добра; волшебства, восходящего к детской вере в чудо. Таким образом, можно говорить о том, что Б.Ш.Окуджава обращается к образу великого поэта, потому что видит в нем духовное сходство, которое нельзя заимствовать, но с которым нужно родиться: особое мирочувствование и мировосприятие. Александр Сергеевич — радостный жизнелюб и, одновременно, — недосягаемый молчаливый Бог для Булата Шалвовича. Своеобразное преломление получили в его поэзии пушкинская традиция и пушкинский миф: окуджавский Пушкин – это «тихий» Пушкин, поэт «тихого» добра и «тайной свободы». Для поэтики А.С.Пушкина эпитет «тихий» не был основным или показательным, но важно то, что этот эпитет связывался с мотивами тайной свободы, любви, добра. Со всеми этими коннотациями эпитет «тихий» и перешел в лирику Б.Окуджавы. Именно этот эпитет, как нельзя более полно отвечающий всему поэтическому строю окуджавской лирики, был избран из всего многообразия отнюдь не «тихих» пушкинских эпитетов. Познавший законы гармонии и воплощавший их в своем творчестве, А.С.Пушкин не рефлексировал, как Достоевский, не морализаторствовал, как Толстой, не разочаровывался, как Чехов, в человеческих возможностях пробиться к идеалу. Пушкин далеко не восторженно относился к реальности, но это обстоятельство не отменяло для него абсолютной ценности вообще, не отвращало от нее. Вот на этом и держится знаменитое пушкинское жизнелюбие, вот ради чего он пробивался сквозь тьму к свету. Б.Окуджава изображает торжество жизни, одухотворенное стремление к идеалу, воспевает надежду на лучшее будущее, на возрождение духовности в человеке. Сын двадцатого века, вобравший в себя горести и муки своего времени, человек, которого опалили и сталинские репрессии (арест родителей), и Великая Отечественная война, и недоверие и даже откровенная злоба партийной элиты и другие трудности жизни не сломили Б.Окуджаву, как и не сломили невзгоды А.С.Пушкина. Трудности жизни не убили у этих поэтов и тяготение к христианству, хотя Окуджава вырос в атеистической семье, он не утратил веру в торжество христианских истин, нравственных истин (надежда, любовь, долг, благородство, честь). Таким образом, в двадцатом веке во времена долгих студеных холодов и кратковременных оттепелей русской литературы стихи Окуджавы согревали души читателей надеждой на лучшее, любовью к жизни, верой в ее правоту. Именно в этом уникальность его гармонического дара, которая сродни уникальности гармонического дара Пушкина.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены