РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающие технологии в преподавании географии (из опыта работы Тороповой Татьяны Константиновны)

Здоровьесберегающие технологии в преподавании географии

(из опыта работы Тороповой Татьяны Константиновны,
учителя географии МОУ СОШ № 9
города Камышина Волгоградской области) 

1. Некоторые элементы уроков географии 

• Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут»

Двигательные упражнения во время
закрепления изученного материала:
Руки вниз – южная сторона горизонта;
Руки вверх – север;
Правая рука в сторону – восток;
Левая рука в сторону под прямым углом – запад.
Поворот вокруг своей оси,
Направо, налево и т.д. –
для изучения азимутов предметов в кабинете географии.

• Урок в 8 классе на тему «Продолжительность жизни. Смертность»
Беседа о причинах (социальных, бытовых, природных, экономических,
медицинских и других) низкой продолжительности жизни населения в нашей
стране, сравнение с другими странами и регионами. Выработка рекомендаций
для улучшения демографической ситуации в России.

Дополнительный материал
Самое большое богатство любой страны – это люди. Они являются носителями разума и интеллекта, творческого созидания и технического прогресса. Для любой страны очень важны демографические показатели. Главный из них - количество жителей. По численности населения Россия сегодня занимает девятое место в мире - после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш и Нигерии. По результатам переписи октября 2010 года в России проживает 142,9 млн. человек. Прогнозы ООН говорят о том, к 2050 году население России сократится до 133 миллионов граждан, по расчетам Госкомстата, через полсотни лет нас может остаться всего лишь 77 миллионов. Аналитики предупреждают, что сокращение населения ставит под угрозу её экономический рост, роль страны в международных делах и даже её территориальную целостность.
Уменьшение населения означает и уменьшение рабочей силы. Россия переживала не раз демографические кризисы. Снижение численности в стране наблюдалось во время первой мировой войны, социалистической революции, эпидемии и голода 20 - 30-х годов. Великая Отечественная Война унесла 27 миллионов жизней советского народа. А с 90-ых годов Россия переживает вновь демографический кризис, некоторые ученые называют эту ситуацию демографической катастрофой. В 1990-х годах смертность стала в 1,5 раза превышать рождаемость. К концу века темпы естественной убыли населения превысили 900 тыс. человек. Среди основных причин гибели россиян – болезни системы кровообращения, рак и так называемые внешние причины смерти, среди которых ДТП, убийства и отравления алкоголем. Алкогольная смертность в России (600—700 тыс. человек в год) связана с самым высоким в мире уровнем потребления легальных и нелегальных алкогольных напитков. По данным переписи 2002 года численность населения России с 1989 по 2002 упала на 1,8 млн. Каждую минуту в России рождалось 3 человека, а умирало — 4. Волгоградская область ежегодно теряет около 20 тысяч населения. Кроме естественной убыли населения, демографическая ситуация в регионе характеризуется низкой рождаемостью, высоким уровнем детской смертности, ухудшением здоровья беременных женщин, ростом социальных заболеваний. По официальным данным, с 1996 года Волгоградская область, к сожалению, занимает первое место среди регионов Южного федерального округа по смертности. Этот показатель превышает среднероссийский.

• Урок в 8 классе на тему «Комфортность (дискомфортность) климатических условий»
Беседа по таблице 9 на стр. 99 учебника о характеристиках климата, которые
учёные относят к экстремальным, дискомфортным, наиболее
комфортным и т.д. Что означает понятие
«ультрафиолетовая недостаточность»?
Почему по этому показателю Волгоградскую область относят к наиболее
комфортным? Почему человеку необходимо больше находится на свежем
воздухе, проветривать помещение…..

• Урок в 8 классе на тему «Земледелие»
Беседа с уч-ся о правильном питании, о полноценных белках и витаминах.
- Какие овощи вы едите чаще других?
В чём их польза для вашего организма?
- Какие продукты нужно обязательно вводить в рацион, чтобы заботиться
о своём зрении, особенно в компьютерный век?
- Что такое «рыбный день»?
- Какой продукт необходим для здоровых и крепких зубов?
- Чем вредит алкоголь детскому организму?


• Урок в 9 классе на тему «Электроэнергетика»
Беседа по рис. 6 учебника на стр. 22 о перспективных районах России для
производства «экологически чистой» энергии. Назовите эти районы и
электростанции ( Кислогубская ПЭС, Мутновская и Паужетская
геотермальные ЭС и др.)
Объясните, в чём вы видите преимущества солнечных, ветровых,
геотермальных, приливных электростанций перед традиционными
электростанциями с точки зрения здоровья человека?

Дополнительный материал
(по уч-метод. пособию Жижиной Е.А. 9 класс.-М.:ВАКО,2006)

Энергия ветра В России запасы ветроэнергетических ресурсов настолько велики, что их можно приравнять всей электроэнергии, производимой в стране за год. Традиционно в стране ветровая энергия использовалась на ветряных мельницах и превышала 1 млн. кВт. Сейчас мощность ветроагрегатов в 1000 раз меньше. Ветер имеет непостоянную интенсивность, и направление его часто меняется. Энергию ветра рентабельно использовать в районах, где его среднегодовая скорость более 3 м/с. В России это Нижнее Поволжье, берег Каспийского моря, Северный Кавказ, Юг Западной Сибири, Курильские острова, побережье Северного Ледовитого океана, Арктика. В этих районах до 320 суток в году скорость ветра достигает 5-10 м/с. Наиболее перспективы для создания ветроэнергетических установок побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов. В использовании ветра Россия значительно отстает от мирового уровня.

Солнечная энергия Среди нетрадиционных источников энергии наибольшим потенциалом обладает солнечная энергия. Тепловой поток солнечного излучения, достигающий поверхности Земли, огромен. Он в 5000 раз превышает потребление всех видов топливно-энергетических ресурсов в мире. Самое важное качество солнечной энергии - ее «вечность» и исключительная экологическая чистота. Но есть у солнечной энергии и недостатки: малая плотность потока солнечной радиации, режим прихода солнечной радиации к земной поверхности не регулируется. Для строительства гелиоустановки (гелио-солнце) нужна большая территория. Интенсивность солнечного излучения не одинакова и зависит от географического положения, времени года и суток, климатических условий и т. д. В России более благоприятные условия для использования солнечной энергии в течение большей части года имеются южнее 50° параллели (южные районы Европейской части России, юг Сибири и Дальнего Востока). Число часов солнечного сияния в южных районах европейской части России составляет 1800-2000.
Солнечную радиацию при помощи гелиоустановок преобразовывают в тепловую или электрическую энергию. В России космические летательные аппараты используют в качестве основного источника энергопитания солнечные батареи, которые преобразуют энергию солнечной радиации в электрическую. Из стран СНГ в Крыму (Украина) работает Солнечная электростанция СЭС-5 мощностью 5 тыс. кВт. Она работает без выбросов в окружающую среду и без использования органического топлива.

• Урок в 10 классе на тему «Население мира. Обобщение»
(по методич. пособию О.И.Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2003)

Деловая игра.
Актуализация: - Что понимается под воспроизводством населения?
Ответ: Это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного
прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену
людских поколений.
- Перечислите основные типы воспроизводства населения мира
- Инсценировка у доски двух демографических ситуаций. 

Сценка 1
Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.
П е р в ы й. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать!
У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я
помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.
В т о р о й. А у тебя все тот же старенький «Пежо».
П е р в ы й. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная
дочь Кати. Ну, да зачем всё обо мне? Твоя кузина сказала мне,
что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь! ..
В т о р о й. Хочешь знать, в чём секрет моего благополучия? У меня четверо
детей и мы ждём пятого! 

Сценка 2
Диалог между мужем и женой.
М у ж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в
зоопарк сегодня.
Ж е н а. Ты знаешь, дорогой, он ушёл в зоопарк с дедушкой и бабушкой,
а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о
важной проблеме, если
хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.
М у ж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть всё: у каждого –
велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все
зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!
Ж е н а. Нет, нет, я не хочу этого … Я хочу ребёнка!
М у ж. Да ты с ума сошла!

Вопросы: - В каких странах могут происходить подобные сцены?
- К какому типу воспроизводства населения можно отнести первую и
вторую сценки и почему?
- Что называется «демографической политикой? На что направлена
демографическая политика стран, отображённых в данных
сценках?

• Урок в 10 классе на тему «Электроэнергетика мира»
Беседа по рис. 42 на стр. 118 (учеб. Гладкий, Николина- М.:Пр, 2008) о
преимуществах нетрадиционных способах выработки электроэнергии (ВЭУ,
СЭС, ПЭС) с точки зрения экологии, медицины, влияния на здоровье
населения ближайших к ним городов и сёл.
Привести примеры с использованием географической карты и
конкретных названий электростанций.

Рекомендуется к использованию материал статьи С.В. Лысых «Солнечная
энергетика», опубликованной в журнале «География» № 10-2011:
…. По производству солнечно-тепловой энергии первое место в Европе занимает Испания, она уступает только США. Солнечно-тепловые электростанции эффективны только в местах с надёжной солнечной погодой, то есть в пустынях, например, на юго-западе США, в Северной Африке, Мексике и др. Солнечно-тепловые станции обычно делают комбинированными: в пасмурную погоду они работают на природном газе или имеют систему хранения тепла.


Урок в 11 классе на тему «Япония»

Беседа «Почему Японию называют нацией здоровых людей?»
Почему японцы живут долго?
Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире - 4 на 1000 (в США - 8 на 1000; в России - 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины -76 лет, женщины - 82 года). Причины долгожительства кроются в правильном, мудром отношении японцев к своему здоровью. 1. Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно. 2 Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
3) В отношениях японцев друг и другу царит доброжелательность.
4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

Вопрос: А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас?
Что из перечисленного мы смогли бы взять как рекомендацию к действию?
Подготовьте дома ответ – размышление на тему «Японская трагедия 11 марта
2011. Взрыв на Фукусиме. Как влияет радиация на организм человека?»

2. Творческие задания для учащихся

• 8 класс, закрепление раздела «Население России»:

Соберите материал о демографической ситуации в своей семье
(на примерах нескольких поколений), рассматривая вопросы
рождаемости - количество детей в семьях своих родителей,
бабушек и дедушек, прадедов и других родственников.
Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод о
демографических проблемах в обществе на примере своей семьи.

Из презентации к учебному проекту по этой теме:


• 7 класс, закрепление темы «Географические открытия»:

С какими сложностями сталкивались первые путешественники в
длительных плаваниях по океану? Почему из 265 моряков,
отправившихся под командованием Фернана Магеллана в первое
кругосветное плавание, вернулись в Испанию лишь 18 моряков?

• 8 класс, тема «Леса России»:

Расскажите о значении леса для жителей России, как лес влияет на
условия проживания людей? Где находятся заповедные лесные
территории?

• 10 класс, тема «Транспорт и сфера услуг»
Подготовьте презентацию на тему «Олимпийское движение. Города
мира, проводившие олимпиады»
(можно рекомендовать к использованию материалы сайта посвящённого истории
олимпийских игр, столицам летних и зимних олимпиад - www.olymps.ru/history )

• 11 класс, тема «Социально-экономический обзор Африканского региона»:
- В чём вы видите причины невысокой средне ожидаемой
продолжительности жизни во многих странах тропической Африки
(Нигерия, Руанда, Ангола, Мозамбик, Замбия, ДР Конго и др.) –
от 39 до 50 лет?

3. Информационный материал элективных занятий курса
«Медицинская география» или кружковых занятий по предмету.
 

• Тема «География раковых заболеваний»

Из лекции учителя. В развитых странах каждый четвертый в течение жизни рискует заболеть раком, а каждый пятый — погибнуть от него. В развивающихся странах раковых больных всегда было меньше. Причина банальна — низкая продолжительность жизни. Но в последнее время и здесь люди стали жить дольше, отчего полезла вверх и кривая онкологических заболеваний. Японский эпидемиолог Хироямо установил, что заболеваемость раком желудка значительно меньше в тех префектурах Японии, где люди питаются молочными продуктами, и больше там, где пища традиционна: соленые бобы, копченая и соленая рыба и т. п. Стало быть, могут существовать определенные подходы к профилактике рака. Социальные факторы накладывают существенный отпечаток на эпидемиологическую картину раковых заболеваний; Замечено, например, что у негритянок Венесуэлы, живущих в плохих, антисанитарных условиях и почти поголовно страдающих хроническими воспалительными заболеваниями женских половых органов, чрезвычайно часто развивается рак шейки матки. Как показывают наблюдения эпидемиологов, некоторые постоянные бытовые раздражения могут послужить причиной развития заболеваний, представляющих почву для возникновения рака. Так, в тех районах нашей страны, где употребляется очень горячая пища и, в частности, слишком горячий чай («чай парами»), чаще, чем в других местах, наблюдаются заболевания пищевода, иногда переходящие в рак. Советский ученый С. П. Шиловцев описал рак языка и слизистых оболочек полости рта у жителей некоторых районов Средней Азии, возникающий на почве изменений в тканях, вызванных многолетним закладыванием под язык "наса" — особой смеси из табака, золы, извести и масел. Аналогичные наблюдения были сделаны в Индии, где существует давний обычай закладывать за щеку особым образом приготовленные листья растения бетель, которые смазываются известью и посыпаются табаком. В Колумбии курящие женщины-прачки держат сигареты в зубах дымящим концом в рот, чтобы зола во время стирки не падала в белье. Среди них распространен рак верхнего неба.

Индивидуальные задания для уч-ся: подготовить сообщения о правильном, здоровом образе жизни.

• Тема «Туберкулёз»
Из лекции учителя. В случае ослабления защитных сил организма, дремлющая палочка Коха может начать размножаться и вызвать болезнь. Это как мина замедленного действия. Что же способствует "взрыву этой мины"?Качество питания. Существуют веские доказательства того, что голодание или недостаточность питания, несбалансированное питание, снижают сопротивляемость организма. Ведь повышенное потребление в пищу белков (мяса, молока, творога, яиц), животных жиров (сливочного масла) и витаминов во все времена было одним из основных методов лечения туберкулеза. Курение табака и употребление большого количества алкоголя, употребление в пищу продуктов, содержащих консерванты, пищевые красители, стабилизаторы значительно снижают защитные силы организма. Туберкулезу также подвержены ВИЧ инфицированные, больные диабетом, лейкозами. Доказано, что стресс и депрессия отрицательно влияют на состояние иммунной системы.

Индивидуальное сообщение.
«24 марта - всемирный день борьбы с туберкулезом - День белой ромашки»

• Тема «Свиной грипп»

Индивидуальная творческая работа.

Подготовить презентацию
«Свиной грипп. Как уберечься?»

• Тема «Загородные ландшафты»
(рекомендуется к использованию материал журнала «География» № 13 – 2010, статья Б.Б. Родоман «Вдохновляющие заречья»)

Из беседы с уч-ся. Пространственное устройство системы «город и его заречье» просто. На высоком коренном берегу, рассечённом оврагами, высятся архитектурные доминанты – в старинных городах России это, как правило, православные храмы. Они настраивают нас на восприятие чего-то возвышенного. Заречье величественно и вдохновляет, когда оно равнинно, просторно, бескрайне, безлюдно, пусто, заманчиво, таинственно, заполнено природным, как бы диким ландшафтом, в котором природа живёт своей вечной жизнью, далёкой от людской суеты, а потому и духовно ценной для нас. … Вдохновляющее заречье величественно, потому что показывает нам половину небосвода, не заслонённую никакими сооружениями или деревьями. На этом сферическом экране разыгрывается драма космических и атмосферных явлений, которые было бы трудно и неинтересно наблюдать в гуще города, из колодцев дворов и щелей улиц. Это восход и закат солнца и луны, звёздное небо и «звездопад» метеоров ясной ночью, причудливые формы и движение облаков, молнии, зарницы, радуги, гало. В местах скопления туристов культивируется любование восходом и закатом солнца. Многим жителям СССР были знакомы закаты на Рижском взморье и в Паланге, восходы на горе Ай-Петри в Крыму.

Задания: Соберите иллюстрации или подготовьте презентацию
«Заречья некоторых городов» (Нижний Новгород, Коломна, вид на
современные Лужники с Воробьёвых гор, Киев, Касимов,
Владимир, Тверь, Чердынь, Дрезден, национал парк Читуан в
Непале и др.)
- Объясните, в чём Вы видите рекреационное значение подобных
равнинных и лесистых территорий?
Всего комментариев: 1
avatar
1 • 21:21, 13.09.2012

Очень полезная и интересная информация. Обязательно буду использовать на своих уроках. Спасибо за материал!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены