РАЗРАБОТКИ
|
Роль различных слоев культуры в годы Великой Отечественной ВойныАвтор: Шаравдинова Марина Александровна Целью статьи является характеристика роль культуры СССР в период Великой Отечественной войны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для реализации поставленной цели и задач мной были использованы в качестве источников: газетные статьи, вышедшие в 1941-1945 гг., сборники документов, характеризующие состояние культуры в исследуемый период, сборники документов о партийной и советской печати, монографии. В качестве методологической основы более уместен модернизационный подход. Именно данный подход более целесообразен в данной работе, т.к в условиях войны происходит модернизация всех сфер советской культуры. В военный период образ врага, из абстрактного, размытого образа довоенного периода трансформируется в реальный образ - образ немецкого солдата. Кроме того исследование базируется на принципах историзма и объективности. События рассматриваются в их динамике, под влиянием положения на фронте и в тылу, внешнеполитической обстановки, социально-политических факторов. Принцип комплексности применялся для того, чтобы показать культуру СССР в период Великой Отечественной войны как сложную, но единую систему, которая в свою очередь подразделяется на более узкие составляющие. Периодическая печать и публицистика в целом оказывала на советский народ огромное влияние, она помогала держать страну в курсе событий происходящих на фронте, вызывала в советских людях чувство патриотизма и сплоченности, призывала объединиться, чтобы силами всего народа дать отпор немецким захватчикам . 24 июня создается Совинформбюро, одной из основных задач которого стало краткое изложение военно-оперативных сводок. Кроме такого рода сообщений Совинформбюро подготавливало итоговые документы о ходе военных действий, публиковало информацию о патриотических начинаниях в тылу, проводило пресс-конференции для советских зарубежных журналистов . С началом войны деятельность всех периодических изданий была переориентирована на военные нужды . На первом этапе войны главная задача газет заключалась в убедительном показе коварных замыслов врага, раскрытии его захватнических планов относительно народов СССР . С первых дней войны жанры публицистики, заняли прочное место на страницах периодической печати. Большая роль в военной публицистике отводится И. Эренбургу. Самую большую группу в его военной публицистике составляют проблемно-аналитические статьи, они поднимают вопрос о долге и роли писателя в годы войны, в них автор рассуждает о войне в широком смысле, приходит к выводу о возрастании роли литературы в военный период. Так же наряду, с И. Эренбургом, большой популярностью пользовались стихи и проза К. Симонова. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Так же знаменитыми прозаиками и поэтами были А. Твардовский и Г. Суворов (Твардовский работать во фронтовой газете "Красная Армия". Первая книга Георгия Суворова «Слово солдата» вышла в 1944 г) Основными задачами литературы военных лет было: отразить повседневную жизнь воюющего народа, передать величие подвига, Вызвать глубокое чувство патриотизма, Внушить ненависть к врагу. Во время Великой отечественной войны, художественная литература не была обременена жесткими рамками цензуры. Ведущими жанрами этого периода стали очерк, статья, рассказ на военную тематику, носившие в себе призыв к сплочению против врага. В разные периоды войны на первый план выходили произведения различных жанров: от стихов, песен, рассказов, до поэм, повестей, романов на военную тематику и отвечающим требованиям войны. Если говорить об отечественном книгоиздании в целом, то оно, несмотря на все трудности военного времени, обеспечивало первоочередные потребности страны не только в литературе на военные темы, но и по проблемам политическим, производственным, общекультурным и научным. Наглядная агитационно-массовая пропаганда пропаганда призванная поднимать людей на борьбу с врагом, на защиту родины, вселять веру в победу, нуждалась в поиске новых форм выразительности. В годы войны художники требовались для оформления агитационных и призывных пунктов военкоматов, красных уголков, госпиталей, агитационных машин, воинских частей в городах. Наиболее характерным и ярким примером служит плакатная живопись военного периода. Существуют четыре основных вида плакатов в период войны:
Именно плакат эффективно воздействовал на сознание человека, где в трудный для страны период собирал образы героев прошлого и современности, тем самым сплачивая дух народа . Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет, художника И.М. Тоидзе - Родина Мать зовет. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. Особое место отводится искусству плаката кукрыниксов Михаил Куприянов , Порфирий Крылов и Николай Соколов. Свою первую работу эпохи 1941 - 1945 гг. Кукрыниксы выполнили в первый же день войны - 22 июня 1941 г. При всей внешней простоте и общепонятности кукрыниксовых карикатур они содержат несколько образных слоев. В их плакатах фашисты подвергаются осмеянию. Художники этого и добивались, первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, должен быть смех советских зрителей над гитлеровцами. Одним из важнейших средств мобилизации масс на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками стала кинопропаганда. В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов и кинодокументов, позволил хронике как виду информации занять место рядом газетной периодикой. Большое распространение в период войны получают образы А. Невского и Петра I (хотя эти кинофильмы сняты еще в довоенный период). В условиях культа личности находили сходство образа А. Невского с образом И. В. Сталина. Петр I теперь рассматривается как прогрессивный деятель, строитель мощного и крепкого государства. Кино в военные годы имело самую массовую аудиторию. Фильмы широко демонстрировались и на фронте и в тылу. Кинематограф нес в себе идеи освободительной борьбы с фашизмом театральное искусство - С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара . Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров . Началась работа по созданию репертуара из патриотических и антифашистских произведений, стали формироваться театрально-концертные бригады по обслуживанию частей Красной армии на фронтах и в тылу. Артисты выступали в госпиталях перед ранеными. Т. О. по данной теме можно сформулировать следующие выводы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены